ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

КОРЯЧЕНКО ДАРИЯ  ЛЕОНИДОВНА

Студентка 4 курса (группа ПЗМ-117) факультета педагогического и художественного образования

 КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор

кафедра художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

Ключевые слова: развитие, пение, певческий голос, навык, вокальные навыки, дошкольники.

Аннотация: В статье рассматривается проблема вокальных навыков и специфика их развития у дошкольников. Предлагаются научные подходы к формированию певческого голоса, рассматривается структура вокальных навыков.

 THE PROBLEM OF VOCAL SKILLS DEVELOPMENT IN PRESCHOOLERS IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

KORYACHENKO DARIA LEONIDOVNA

4th year student (group PZM-117) of the Faculty of Pedagogical and Art Education

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

Doctor of Pedagogy, Professor

Department of Art and Music Education

Mordovia State Pedagogical University

named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia

Key words: development, singing, singing voice, skill, vocal skills, preschoolers.

Abstract: The article deals with the problem of vocal skills and the specificity of their development in preschoolers. Scientific approaches to the formation of a singing voice are proposed, the structure of vocal skills is considered.

 

Проблема развития вокальных навыков у дошкольников – одна из самых сложных и наименее разработанных в музыкально-педагогической теории и практике. В то же время это одна из важнейших проблем в музыкальном воспитании дошкольников.

Навык – это деятельность, сформированная путём повторения, доведённая до автоматизма, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными [2, с.15].

К определению навыка походят по разному – как к способности, синониму умения, автоматизированному действию. Наиболее распространенным является определение навыка, как упроченного, доведенного в результате целенаправленных, многократных упражнений до совершенства выполнения действия. С. Л. Рубинштейн в своей работе «Основы общей психологии» дает следующее определение: «Навыки — это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения» [9, с.553-554].

Для формирования  вокальных навыков необходимо использовать все возможные пути, помогающие их формированию. Багадуров В. А. исследуя вопросы формирования вокальных навыков, подчеркивает что «вокальные навыки – это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта» [4, с.5].

Формирование вокальных навыков связано со свойствами певческого голоса. Их последовательность выглядит следующим образом:

Основные вокальные навыки: звукообразование;       певческое дыхание; артикуляция; слуховые навыки; навыки эмоциональной выразительности.

Свойства певческого голоса: звуковой диапазон; динамический диапазон; тембр; сюда можно отнести и качество дикции.

Пение является самым распространенным видом деятельности.

Асафьев Б. В.  подчеркивал что правильное пение в процессе которого должны формироваться и правильные вокальные навыки является основой для эффективного развития певческого голоса детей. [3, с.75]. Так же, он утверждал, что «следует четко разграничить вокальные навыки и свойства певческого голоса. Первые выступают как причина, вторые – как следствие». [3, с.75]

В свое время Н. А. Ветлугина писала: «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе, которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально – слуховые представления звуковысотных отношений» [5, c. 150]. К вокальным навыкам Наталья Александровна Ветлугина относит взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.

Развитием вокальных навыков нужно заниматься с раннего возраста.

О необходимости раннего обучения пению и развития вокальных навыков говорил А. Е. Варламов, который считал, что «если ребёнка учить петь с детства (при соблюдении определённой осторожности), его голос приобретёт силу и гибкость, которые взрослому даются с трудом». [7, с. 365]

Специфика пения у дошкольников, исследовалась в разных аспектах. Н. А. Метлов в своей диссертации «Обучение пению детей старшей группы детского сада» ставил и решал вопросы, связанные с охраной детского голоса, разработкой методики обучения детей пению. Им были определены удобные для каждой возрастной группы диапазоны, выработаны рекомендации по овладению вокальной установкой и певческими навыками, звукообразованием, дыханием, дикцией, чистотой интонации, ансамблем. Работа над звуковым диапазоном начинается обычно с нахождения так называемых примарных тонов голоса. Такие звуки есть в любом голосе. [8, с. 144]

Д. Б. Кабалевский  считал, что качественное пение не может быть без активного восприятия музыки Это положение является базовым и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н. А. Ветлугиной: в ней предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка-дошкольника  (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха). [5, с. — 150]

Н. Д. Орлова и Е. И. Алмазов также полагали, что начинать развитие слуха и голоса следует ещё в дошкольном возрасте, чтобы постепенно воспитывать любовь к музыке, уберечь детей от напряжения голосового аппарат, которое может привести к его заболеванию. [1, с. 49].

Ученые пришли к выводу, что детский голос необходимо не столько развивать, сколько оберегать от вредного воздействия многих сопутствующих факторов. У вокалистов существует термин – пассивное пение. Человек неосознанно подражает услышанному, а голосовые связки так же непроизвольно способны сокращаться.

Методика формирования певческого голоса у детей оставалась в целом неразработанной, что отрицательно сказывалось на их музыкальном развитии. Специалистами неоднократно отмечался низкий уровень слухо-вокальной координации у дошкольников и младших школьников, указывалось на тусклое звучание детских певческих голосов, на неудовлетворительное интонирование. Отмечая этот пробел в системе детского музыкального воспитания, исследователь К. В. Тарасова пришла к выводу о необходимости разработки специальной методики постановки детского певческого голоса. В ее основе должна лежать последовательная отработка двух ведущих звеньев певческого процесса, в результате которой звук становится позиционно высоким, резонирующим и льющимся на дыхании («полетным»). [6,  С. 127]

Педагоги – музыканты накопили опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад в него внесли  В. Н. Шацкая, Н. А. Метлов , А. Д. Войнова, Н. Д. Орлова, С. И. Бекина. В их работах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, продолжена методика практической работы с детьми разных возрастов, показано влияние певческой, исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка.

Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы, что:

— формирование вокальных навыков занимает особое место в музыкальном развитии детей;

— возможности детского голоса очень индивидуальны и зависят от его физиологии и развития;

— в формировании вокальных навыков у детей наиболее действенным методом является упражнение, без которого невозможно обучение пению.

— среди первичных вокальных навыков у детей следует  выделять: навык четкой артикуляции, навык певческого дыхания, навык звуководения.

Все перечисленные вокальные навыки тесно связаны между собой. Работать над ними нужно одновременно, так как навыки развиваются постепенно.

 

Список использованных источников

 

  1. Алмазов, Е. И. О некоторых причинах плохого интонирования [Текст] / Е. И. Алмазов, Н. Д. Орлова // Известия АПН РСФСР, 1958. — вып. 100. — 254 с. 49
  2. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2119 «Музыка и пение»] / О. А. Апраксина. — М. : Просвещение, 1983. – 222 с., с.15
  3. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Ред. и вступ. статья Е. М. Орловой. — 2-е изд. — Ленинград : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1973. — 142 с.75
  4. Багадуров, В. А. Вокальное воспитание детей [Текст] / проф. В. А. Багадуров, д-р искусствоведения ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т худож. воспитания. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. — 96 с. 5
  5. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н. А. Ветлугина. — М. : Просвещение, 1968. — 415 с. 150
  6. Вопросы методики начального музыкального образования : [Сб. статей] / Ред.-сост. В. Натансон, В. Руденко. — М. : Музыка, 1981. — 231 С. 127
  7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. — 2-е изд. — Москва : Политиздат, 1977. — 304 с.
  8. Метлов, Н. А. Музыка — детям : Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Н. А. Метлов. — М. : Просвещение, 1985. — 144 с.
  9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер Ком, 1998. — 688 с. 553-554

Добавить комментарий