РОЛЬ РЕПЕРТУАРА В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА УЧАЩИХСЯ

ББК 85.31р

УДК 78(045)

 КОЗЛОВА ТАМАРА АЛЕКСЕЕВНА

кандидат исторических наук, доцент

кафедра художественного и музыкального образования,

Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, toma__68@mail.ru

 

ГЛУШЕНКОВА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА

студентка 2 курса факультета педагогического и художественного образования

Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, mirabellamaria600@gmail.com

Ключевые слова: хоровой репертуар, художественный вкус, школьный хоровой коллектив.

Аннотация: В статье рассматривается роль репертуара в формировании художественного вкуса учащихся на хоровых занятиях.

THE ROLE OF THE REPERTOIR IN THE FORMATION OF THE ARTISTIC TASTE OF STUDENTS

 KOZLOVA TAMARA ALEKSEEVNA

candidate of Historical Science, Docent,

Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia, toma__68@mail.ru

GLUSHENKOVA MARIA SERGEEVNA

2th year student of the faculty of pedagogical and art education

Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia, mirabellamaria600@gmail.com

 

Key words: choral repertoire, artistic taste, school choir collective.

Abstract: The article examines the role of the repertoire in the formation of the artistic taste of students in choral lessons.

 

Одним из наиболее важных аспектов в формировании художественного вкуса учащихся на хоровых занятиях является репертуар.

Проблема репертуара всегда была и остается очень актуальной. Музыкально-эстетическое воспитание – это формирование духовного и интеллектуального мира ребенка с помощью музыки, поэтому очень важно, на каком музыкальном материале оно осуществляется.

И без того непростой вопрос подбора репертуара осложняется тем, что спецификой школьного хорового коллектива являются его объективно-субъективные отношения: с одной стороны, хор является объектом воспитания, с другой – выступает как субъект, так как концертная форма общения со слушателями превращает его в воспитателя. Таким образом, в условиях школьного самодеятельного хорового коллектива репертуар не только является главным стержнем идейно-художественной и воспитательной работы в детском коллективе, но и оказывает большое воспитательное воздействие на слушателей (естественно, при достаточно высоком художественно-исполнительском уровне хорового коллектива).

Не следует забывать, что исполнительское искусство – это вид художественной идеологии. Оно может быть идейно глубоким или поверхностным, выражать передовые или реакционные идеи. Поэтому наряду с современными музыкальными произведениями детям необходимо изучать народную музыку и классику. Музыкальное воспитание, опирающееся на классическую и народную музыку, способно создать своего рода иммунитет против разлагающего влияния бездуховной, антихудожественной музыки. А для вокально-хорового воспитания трудно найти более подходящий материал.

Народные песни так разнообразны в ладовом, метроритмическом, гармоническом отношении, что являются прекрасным материалом в подготовке учащихся к восприятию и овладению современным музыкальным языком, а также в выработке навыка пения без сопровождения.

Значение музыки композиторов-классиков в деле музыкального развития детей, воспитания их чувств, формирования личности трудно переоценить. Исполнение этой музыки придает хоровому звучанию благородство, возвышенность, округленность. Правильное восприятие и передача содержания произведений композиторов-классиков подсказывает пути, ведущие к настоящему вокалу. Надо использовать любые возможности для исполнения детьми классической музыки: петь все, что доступно в оригинале, перерабатывать текст, создавать облегченные варианты. Как говорил Б. В. Асафьев, «Произведение нельзя рассматривать как неприкосновенный экспонат, который надо держать под стеклом, надо, чтобы оно бытовало как можно шире» [1, с. 13].

В репертуаре школьного хора должны иметь место произведения, представляющие собой определенную трудность для разучивания и исполнения. При изучении сложных произведений предельно раскрываются возможности исполнителя, и, в конечном счете, коллектив делает шаг вперед в своем развитии. Также в хоровом репертуаре обязательно должны быть произведения, не представляющие большой сложности для исполнения, то есть те, которые могут быть спеты уверенно и свободно. Не следует забывать, что дети должны не только учиться хоровому пению, но и получать эстетическое удовольствие от хоровых занятий.

Большое значение в выборе репертуара имеет его литературная основа. Репертуар должен быть доступен не только технически, но и психологически. Как отмечают опытные хормейстеры, хоровое пение содействует овладению культурой речи, выработке четкого, выразительного произношения, а главное – единение музыки и слова помогает проникнуть в образный строй произведения.

Таким образом, полноценность хорового репертуара можно рассматривать по следующим критериям:

– высокий художественный уровень;

– обязательное наличие и правильная дозировка произведений различного плана;

– техническая и психологическая доступность произведений для исполнителей;

– наличие народных песен, современных сочинений, произведений композиторов-классиков.

 

Список использованных источников

 

  1. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. Асафьев. – Л., Музыка, 1973. – 125 с. – Текст : непосредственный.
  2. Самс, В. Е. Мой опыт работы с вокальным ансамблем / В. Е. Самс. – Москва : Музыка, 1987. – 132 с. – Текст : непосредственный.
  3. Чернова, Е. В. Вокально-хоровое воспитание в школе : учеб. пособие / Е. В. Чернова, Т. А. Козлова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Ч. 1. – Саранск, 2001. – 104 с. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий