НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

КОСМАЧЕВА АЛЕНА ВАДИМОВНА

Студентка 4 курса (группа ПЗМ-117) факультета педагогического и художественного образования

 

КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор

кафедра художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

Ключевые слова: ценность, ценности национальной музыкальной культуры, образовательный процесс, композиторы, Мордовия.

Аннотация: В статье освещается проблема ценностей, значимость использования ценностей национальной музыкальной культуры в образовательном процессе. Предлагается актуализация работы по освоению ценностей национальной музыкальной культуры на примере музыкального искусства композиторов Мордовии

 

NATIONAL VALUES OF MUSICAL CULTURE IN

 EDUCATIONAL PROCESS

 

KOSMACHEVA ALENA VADIMOVNA

4th year student (group PZM-117) of the Faculty of Pedagogical and Art Education

 

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

Doctor of Pedagogy, Professor

 

Department of Art and Music Education

Mordovia State Pedagogical University

named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia

 

Кey words: value, values of national musical culture, educational process, composers, Mordovia.

Аbstract: The article highlights the problem of values, the importance of using the values of the national musical culture in the educational process. It is proposed to update the work on the development of the values of the national musical culture on the example of the musical art of composers of Mordovia

 

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах дошкольного, общего, среднего, профессионального и дополнительного образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром. Осуществление данной цели возможно в образовательном процессе только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности.

Основной вопрос, возникающий при определении целей и содержания музыкального образования – это выбор системы ценностей. Традиционно выделяются национальные и общечеловеческие ценности, выраженные в категориях национальное музыкальное искусство, музыкальное искусство Отечества и Мира.

Что же понимается под ценностями? В самом общем виде, в образовании ценности есть духовные феномены, положительно влияющие на обучающегося в силу позитивных объективных общественных условий, обстоятельств, отношений. Ими также являются привносимые в результате активной, субъектно-воспитательной деятельности родителей и педагогов общественные ценности, формирующие детскую личность в соответствии с современными представлениями о сущности и назначении человека, делающие ее способом адаптироваться в обществе и получать удовлетворение от жизни.

Возникновение ценности связано, с одной стороны, с явлениями и их свойствами, способными удовлетворять потребности общества, человека. С другой – ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления человеком, обществом. Следовате6льно, ценность – это форма проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом ценностного отношения.

Определение значимости ценностей национальной музыкальной культуры для подрастающих поколений, формировании их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д. Б. Кабалевский, И. С. Кобозева, Л. П. Карпушина, Л. В. Шамина, З. М. Явгильдина и др. [2; 3; 4; 5; 6]. Национальная музыкальная культура, по мнению исследователей, представляет собой комплекс определенных материальных и духовных ценностей отдельного народа, которые сформировались под воздействием социальных аспектов и факторов окружающей среды.

Каждый народ приносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.     Н. А. Бердяев говорил: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный…» [1, с.95]. Далее Николай Александрович продолжал, что «можно желать братства и единения… всех народов Земли, но нельзя желать, чтобы с лица Земли исчезли выражения национальных духовных типов и культур». Философ утверждал, что   культура «никогда не была и никогда не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т.е. национальная, индивидуально-народная и лишь в таком своем качестве восходящая до обще-человечности» [1, с 95-96.].

Проблемы национальной культуры, воспитания и формирования подрастающего поколения средствами ее ценностей актуальны на каждом этапе развития общества. И. С. Кобозева, решая проблему национально-содержательного аспекта профессионального музыкального образования, отмечает, что «для педагогики древности, и для современной педагогики музыкального образования проблема национальной культуры была и остается актуальной» [4, 120 — 162]. По мнению И.С. Кобозевой нужно «так организовать музыкально-образовательный процесс, чтобы в него органически, как составная часть, входило национальное музыкальное искусство» [4, с. 20].

Важное значение приобретает музыкально-культурное развитие обучающихся в ходе изучения музыкального искусства Мордовии, в которой отражаются ценности национальной музыкальной культуры региона. Ознакомление детей с музыкой композиторов Л. П. Кирюкова, Л. И. Воинова, Г. Г. Вдовина, Н. М. Кошелевой, Е. В. Кузиной, С. Я. Терханова, А. Е. Пивкина и других позволит постепенно приобщать обучающихся к основам национальной музыкальной культуры, что, несомненно, будет способствовать формированию музыкальной культуры личности, способной не только любить и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.

Произведения композиторов Мордовии эмоционально-образные по своей природе, являются уникальным средством формирования ценностного отношения к окружающему их миру. В музыке кристаллизуется богатство фольклорных интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Чувства, воплощенные в произведениях композиторов Мордовии, «опосредованы художественным идеалом, системой ценностных представлений, связаны не со случайным, а с устойчивым общественно значимым, социально-историческим содержанием» (В. Медушевский). А это значит, что переживания эстетического характера могут обогатить опыт ребенка, в том числе способность эмоционально реагировать на происходящее вокруг него. Именно раннее приобщение к творчеству композиторов региона поможет заложить в душе ребенка основу музыкальной культуры, вкуса, позволяющее в будущем ориентироваться в многообразном музыкальном мире.

Музыка композиторов региона тесно связана с народным музыкальным творчеством мордвы; она соединяет в себе как творческие принципы мировой классической музыки, так и принципы развития народного мелоса, рождая новую интонационно-образную систему музыкального мышления. Можно говорить о том, что профессиональная музыка композиторов Мордовии принесла богатую дань фольклорным обработкам, и здесь творческий опыт многих авторов является примером не только чисто жанровых решений, но и широкой постановкой проблем национального в профессиональной музыке.

Освоение профессионального музыкального искусства Мордовии обучающимися будет способствовать расширению общего и музыкального кругозора, восприятию мордовского национально-своеобразного языка сквозь призму современного профессионального музыкального творчества.

 

Список использованных источников

 

  1. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев М.: 1990. – 240 с.
  2. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д. Б. Кабалевский // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. – М. : Просвещение, 2004. – 224 с.
  3. Карпушина, Л. П. Этнокультурный подход к музыкальному образованию учащихся общеобразовательных учреждений : монография / Л. П. Карпушина ; М-во науки и образования Российской Федерации, Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 128 с.
  4. Кобозева, И. С. Национальная ориентация Российского музыкального образования : историко-педагогический анализ : монография / И. С. Кобозева / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2002. – 184 с.
  5. Шамина, Л. В. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования / Л. В. Шамина // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. – М. : НИИ культуры, 1990. – С. 135–154.
  6. Явгильдина, З. М. Использование  фольклора  в  музыкальном образовании: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов / З.М. Явгильдина. – Казань: КФУ, 2012. – 110 с.

 

Добавить комментарий