СУЩНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА (В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ)

ХУДАЙБЕРЕНОВА ОГУЛСУРАЙ ЭРГЕШОВНА

Студентка 5 курса (группа ПДМ-116) факультета педагогического и художественного образования

 

КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор

 

кафедра художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

Ключевые слова: культура, художественная культура, младший школьный возраст, художественно – эстетическая деятельность.

Аннотация: в статье раскрывается понятие культура, дается определение художественной культуре в контексте художественно – эстетической деятельности младших школьников.

 

ESSENTIAL FEATURES OF THE CONCEPT OF ART CULTURE (IN THE CONTEXT OF ARTISTIC AND AESTHETIC ACTIVITIES

OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS)

 

KHUDAIBERENOVA OGULSURAY ERGESHOVNA

4th year student (group PDM-116) of the Faculty of Pedagogical and Art Education

 

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

Doctor of Pedagogy, Professor

 

Department of Art and Music Education

Mordovia State Pedagogical University

named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia

 

Кey words: culture, artistic culture, primary school age, artistic and aesthetic activity.

            Abstract: the article reveals the concept of culture, defines artistic culture in the context of artistic and aesthetic activities of primary school students.

 

Глобальные мировые общественно-политические процессы и социально-экономические преобразования, происходящие не только в Российской Федерации, но и во всем мире, а также активная интеграция в мировую образовательную среду определяют новые требования к воспитанию подрастающего поколения, новые образовательные стандарты, касающиеся также раздела «Искусство» в общеобразовательной школе. Не стоит также забывать о неблагоприятном влиянии контента СМИ и интернета, которые отрицательно воздействуют на мышление, поведение, формирование художественного вкуса детей, начиная с младшего школьного возраста. Уже с ранних лет у детей формируется «клиповое мышление», в основу которого входит быстрое, минималистичное восприятие визуальной информации, не отличающееся глубиной и информативностью, в результате чего у учащихся формируются   проблемы с восприятием длительной линейной последовательности и однородной информации, проблемы с коммуникативными способностями.  Важной и, в свою очередь, сложной задачей педагогов общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования является решение проблемы заинтересовать ребенка, увлечь его в мир общечеловеческих и национальных ценностей культуры, привить подрастающему человеку потребность в познании  и творческой деятельности.

Младший школьный возраст считается сензитивным периодом в воспитании, развитии и обучении ребенка. Именно поэтому, по мнению Е. В. Барышниковой, музыкально – эстетическая деятельность младших школьников должна быть направлена как на овладение практическими умениями и навыками творческой деятельности, так и на формирование ценностного отношения к искусству, умение анализировать и раскрывать подлинные смыслы произведений искусства, формировать художественную культуру личности ребенка [1, с. 37].

Вопросы формирования различных аспектов художественной культуры нашли отражение в работах Ананьева Б. Г., Зинченко В. П., Леонтьева А. Н., Эльконина А. В., Божович Л. И., Выготского Л. С. и других. Педагогический анализ проблемы формирования основ художественной культуры у младших школьников раскрывается в трудах Кошминой  И. В., Кузиной В. С.,  Верба М. А., Йеменского М. Н., Школяр Л. В., Сокольниковой Н. М.,  Юсова Б. П. Большинство ученых, как пишет А. Н. Малюков,  связывают формирование художественной культуры младшего школьника с изучением предметов эстетического цикла, главным образом с уроками изобразительного искусства, музыки и литературы. Именно в этом возрасте, по их мнению, целесообразно начинать приобщение ребенка к достижениям общечеловеческой и национальной культуры, формировать у него потребности и способности осваивать и создавать мир ценностей искусства [2, с. 73].

Культура в широком смысле – это результат постоянно обновляющихся форм, способов, принципов и результатов какой – либо творческой деятельности людей, объединяющих все сферы общественной жизни. Все «продукты»  культуры, созданные руками человека, прежде чем стать признанными произведениями искусства, рано или поздно получают оценочную характеристику. Отсюда результат того, что некоторые шедевры мировой культуры признаны, имеют высокую эстетическую оценку, трепетно хранятся и передаются из поколения в поколение. Другие, не найдя своего зрителя, со временем забываются. Объект культуры с культурологической точки зрения – это  материальный, высоко квалификационный, осязаемый элемент, фрагмент бытия культуры, являющийся сферой реализации творческой деятельности индивида – творца, сопоставимый с историческим контекстом эпохи.

Художественная культура, в свою очередь, это образное отражение реальности, переживания и мысли людей, выраженные в каких-либо жанровых рамках (музыка, живопись, архитектура, скульптура, литература, хореография, перфоманс, инсталляция).

Художественная культура включает в себя:

  • функционирование специализированного художественного творчества — искусства;
  • народно-художественную культуру;
  • массовую культуру, профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения;
  • элитарную художественную культуру [5]

В настоящее время «размытых границ» в области получения информации и знаний, когда любой желающий online может получить ту или иную услугу, не выходя из дома, у каждого человека появилась уникальная возможность прикоснуться к шедеврам мировой художественной культуры – посетить крупнейшие музей мира, концертные залы и филармонии любого города и любой страны, воочию увидеть картины великих живописцев, услышать голоса мировой оперы, увидеть прим – балерин в культовых постановках, послушать лекции именитых ученых и т.п. Художники, музыканты и представители других творческих направлений зачастую остро реагируют на какие-либо изменения в общественном и социальном укладе мира, именно поэтому в художественной культуре появляются иные жанры, представляющие собой синтез искусств: экспериментальные театры (например, иммерсивно-интерактивный театр), смешение жанров и другие эксперименты в музыке, хореографии, живописи. Зачастую к последнему процессу преобразования художественной культуры, экспериментированию  в области искусства имеют отношение творческие люди, профессионально обучавшиеся тому или иному искусству.

Однако не все способны с пользой для своего духовного развития использовать большие, по истине, безграничные возможности в формировании своей личностной художественной культуры. К сожалению, в современном мире уровень художественной культуры социума претерпевает значительные изменения не в лучшую сторону. В процессе навязывания обществу быстрого и легкого контента, мы имеем дело с феноменом обесценивания ценностей художественной культуры, когда для того, чтобы привлечь внимание аудитории не обязательно быть человеком с хорошим образованием, иметь статус, а достаточно быть эпатажным.

Исходя из вышеизложенного, опираясь на С. П. Мамонтова, можно выделить ряд доминирующих тенденций развития художественной культуры и ее актуальное состояние:

– слабо выраженная актуализация запросов населения по отношению к    системе учреждений культуры и искусства;

– художественно-эстетическая дезурбанизация форм досуга, наличие в сознании аудитории представлений о символическом устаревании моделей реализации запросов в учреждениях культуры и искусства;

– наметившаяся тенденция восприятия современной художественной продукции с позиций потребления имиджевого ресурса соответствия актуальной культуре, что, с одной стороны может трактоваться как потеря духовной и обретение прагматической значимости культурного продукта, с другой — выступать благоприятным потенциалом для последующего конвертирования в личную практику регулярных контактов с современным искусством [3, с. 58].

Художественная культура младшего школьника — сложное интегративное качество личности, направленное на осмысление духовно-нравственных ценностей и воплощение их в творческих формах деятельности. Она включает в себя аналитико-синтетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, интересы, сформированный художественный вкус, творчество и другие виды деятельности [4, с. 25]. Главное условие для качественного погружения в мир художественной культуры это уровень подготовки учащегося. Ученик не получит должного наслаждения от прослушивания музыкального произведения, просмотра произведения живописного искусства или театральной постановки и т.д., пока не будет знать основные сведения об авторе, эпохе, понятия о жанре, стилистике изучаемого произведения, иными словами – пока он не будет подготовлен.

В воспитании художественно — эстетической культуры очень большое значение имеет взаимосвязь эстетического восприятия и эстетического творчества. Успехи художественно — эстетического воспитания зависят от того, насколько глубоко раскрывается перед учеником природа прекрасного. Но влияние на его духовный мир красоты природы, произведений искусства, окружающей обстановки зависит не только от объективно существующей красоты, но и от характера его деятельности, от того, как эта красота включается в его отношения с окружающими [5, с. 90].

По мнению ученых большую роль в формировании восприятия художественных ценностей культуры у младших школьников играет художественно – эстетическая деятельность. Именно в процессе такой деятельности задействуется такая область человеческой психики, как сфера подсознательного.  Художественно – эстетическое восприятие произведений литературы, музыки, изобразительного искусства требует активной деятельности, которая заключается в эстетической оценке, в глубоком переживании тех качеств, которыми обладает предмет восприятия сам по себе. Необходимо добиваться того, чтобы с малых лет ребенок переживал красоту слова в художественном произведении, чтобы его волновало описание природы, изображение духовного мира героев, чтобы он внутренне откликался при прослушивании музыки.

Необходимо, чтобы и педагог в школе, и родители учащего были включены в процесс формирования художественной культуры ребенка, уделяли большое внимание слушанию художественных произведений, выразительному чтению. Желательно помимо школьной программы, позволять ребенку читать то, что ему больше нравится – стихи, отрывки из повестей, рассказов.

Восприятие красоты произведений живописи пробуждает у детей стремление выразить свои мысли и чувства в красках, линиях, оттенках. По рисункам ученика можно «прочитать» его эмоциональное состояние, отношение к окружающему миру.

Умение слушать и понимать язык музыки – важнейший признак эстетической культуры учащегося, основной критерий в эстетическом воспитании. На уроках музыки необходимо стремиться к тому, чтобы из урока в урок, из года в год перед учениками постепенно открывались отраженные в музыке идеи братства и дружбы людей (например: Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича, Девятая симфония Л. в. Бетховена, Шестая симфония П. И. Чайковского). Слушание музыки, размышление о ней (размышление о средствах музыкальной выразительности отражающих мысли и чувства людей) являются важнейшими условиями в формировании художественной культуры учащихся.

В результате художественно – эстетической деятельности у учащихся младших классов (и не только) формируется положительное отношение к мировой художественной культуре, происходит побуждение к творчеству. Творчество начинается там, где изображая лесную чащу, могущественные горы, быструю реку,  ребенок выражает свои чувства. Именно такое творчество, такая художественно – эстетическая деятельность обогащает духовную жизнь.

 

Список использованных источников

  1. Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста : учебное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.
  2. Малюков, А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А.Н. Малюков. —  Дубна: Изд. центр «Феникс», 1999. — 256 С.
  3. Мамонтов, С.П. Основы культурологи: Учебное пособие для вузов / С.П. Мамонтов М.: Олимп, ИНФРА-М, 2001. — 320 с.
  4. Социокультурная адаптация индивида средствами комплекса искусств: Учеб.-метод. пособие / Авторы 3. А. Барышникова, Л. Л. Романова. М.: ОАО «Чайка», 1994.- 105 с.

Добавить комментарий