ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К МОРДОВСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ

ТРИФОНОВА АННА ВИКТОРОВНА

студент, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования интереса к мордовской народной песне у младших школьников в ходе занятий фольклорного ансамбля.

Ключевые слова: интерес, мордовская народная песня, фольклор, ансамбль, дополнительное образование.

TRIFONOVA ANNA VIKTOROVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

FORMATION OF INTEREST IN THE MORDOVIAN FOLK SONG AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN DURING THE LESSONS OF THE FOLKLORE ENSEMBLE

 Abstract:The article deals with the peculiarities of the formation of interest in the Mordovian folk song among younger schoolchildren in the course of folk ensemble classes.

Keywords: interest, Mordovian folk song, folklore, ensemble, additional education.

 

Развитие интереса младших школьников к мордовскому музыкальному искусству является одной из важных задач современных школ нашей республики. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством этого процесса, интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков учащимся. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения, способствует формированию личности ребенка. По мнению Л. С. Выготского: «Интерес – естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями» [2, с. 36].

Развитие интереса к музыкальному искусству сказывается на обучении ребенка, чем больше ребенок интересуется музыкальным искусством, тем богаче, ярче его воображение, чувства, духовный мир, а духовному человеку открыт доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности. Духовность помогает человеку определить приоритеты и ценности жизни.

Особое значение проблема интереса приобретает в области мордовского музыкального искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже маленьких результатов, сколько бы ни отдавать этому сил. Задача учителя – развивать этот интерес учащихся и повышать его уровень.

В республике Мордовия в настоящее время утвердилась позиция, согласно которой развитие мордовского музыкального искусства должно служить могучим средством эстетического, нравственного и художественного развития школьников.

Актуальность и значимость мордовской музыки в школе в настоящее время обусловлена рядом причин. Мордовская музыка – народная и профессиональная, это духовный мир человека, отражающий его представления об окружающем мире, обществе, природе, человеческом общении. Богатейшая песенная культура мордовского народа является важнейшим средством формирования голосового аппарата детей, речевой и певческой культуры, исполнительских и творческих навыков, развития музыкального слуха.

В наше время дети слушают музыку разных жанров. Но не может не тревожить то, что дети довольно плохо знакомы с мордовской музыкой, а порой совсем ее не воспринимают. А ведь мордовская музыка – фольклор, по словам Н. В. Кошелевой – это лучшее, что испытано временем, именно в нем сохраняются культурные традиции и духовное наследие мордовского народа. «Мордовский музыкальный фольклор – богатый, для меня он основа творчества, а для его носителей просто жизнь с буднями и праздниками».

Обеспечение благоприятной атмосферы на уроке для формирования и развития музыкальных интересов зависит от личности музыкального педагога. Именно учитель создает условия, которые вдохновляют ученика или разрушают его уверенность в себе, поощряют или подавляют потребности, развивают или игнорируют способности и творческое начало.

Как показывает реальная практика проведения музыкальных занятий с младшими школьниками, нередко преобладает пассивное слушание детьми учителя музыки и формализованное, поверхностное восприятие произведений мордовского музыкального искусства. В связи с этим учебную и творческую деятельность учащихся на занятиях и дома нужно организовать так, чтобы преобладали заранее запланированные учителем творческие действия школьников.

Анализ современных программ по предмету «Музыка» позволяет заключить, что они располагают широкими возможностями в плане включения произведений Н. В. Кошелевой в содержание уроков музыки. По рекомендациям самого композитора для этих целей можно использовать сборник детских песен «Сембодонга мазыняй» («Самая красивая»), который содержит веселые, поучительные, характерные произведения на мокшанском, эрзянском и русском языках.

Для решения проблемы развития интереса у младших школьников к мордовскому музыкальному искусству в ходе освоения творчества Н. В. Кошелевой, необходимо:

– развивать у учащихся способности образно-эмоционального постижения произведений Н. В. Кошелевой, умение вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий, заложенных в произведениях композитора;

– осуществлять целенаправленное педагогическое руководство процессом усвоения учащимися знаний о мордовском музыкальном искусстве в его духовных связях с жизнью, как необходимой базы для полноценного восприятия произведений Н. В. Кошелевой;

– способствовать осуществлению учащимися художественного осознания мира через их собственную творческую деятельность в ходе освоения творчества Н. В. Кошелевой [5, с. 34].

Развитие интереса у младших школьников к творчеству Н. В. Кошелевой в условиях деятельности педагога должно строиться с учетом следующих принципов:

– выявление многообразных связей произведений Н. В. Кошелевой с духовной жизнью мордовского народа;

– признание музыкального творчества Н. В. Кошелевой в его различных проявлениях как важнейшего средства развития интереса у младших школьников к мордовскому музыкальному искусству;

– направленность на овладение учащимися различными видами музыкальной деятельности [3, с. 12].

Музыкальное образование и воспитание учащихся сегодня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно-педагогических исследований. В начальной школе закладываются основы музыкального образования, поэтому в настоящее время вырос интерес к проблеме музыкального развития детей в среде педагогов, что обусловлено стремлением найти новые эффективные механизмы взаимодействия с личностью учащегося для достижения эффективных результатов в процессе музыкального образования.

Особое место в учебном процессе занимает развитие интереса младших школьников к мордовскому музыкальному искусству. Знакомя детей с мордовскими народными песнями о природе, с песнями композиторов Мордовии (в частности Н. В. Кошелевой) о родном крае, учитель музыки подчеркивает необходимость любить и уважать свою Родину, бережно относиться к природе родного края. Знакомство учащихся с биографией мордовских композиторов, исполнителей позволяют понять им, что все известные наши земляки неустанно трудились и трудятся на благо нашей республики, стремятся к ее процветанию. Показывая взаимосвязь русского, мордовского музыкального искусства, искусства народов, населяющих республику, учитель подчеркивает древние корни добрососедских отношений разных народов, взаимосвязь их культур. Демонстрируя близость мордовской музыкальной культуры культуре народов финно-угорской группы, педагог должен отметить значимость мордовского музыкального искусства в аспекте мировой культуры.

 

Список использованных источников

 

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева // Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Прометей, 2003. – 247 с.
  2. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1997. – 129 с.
  3. Галкина, И. А. Композитор Н. Кошелева / И. А. Галкина. – Саранск: Красный Октябрь,1996. – 29 с.
  4. Карпушина, Л. П. К вопросу о цели и задачах музыкального образования средствами мордовского музыкального искусства в школах Мордовии / Л. П. Карпушина // Язык. Музыка. Культура. – Материалы XXXII Евсевьевских чтений МордГПИ им. М. Е. Евсевьева – Саранск, 1997. – С.35-39.

Кошелева, Н. В. Рождается мелодия во мне / Н. В. Кошелева. – Саранск : Издательский дом «Книга», 2007. – 136 с.

Добавить комментарий