СМЫСЛОВОЕ СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ

МИЛИНА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

Студентка 3 курса (группа ПДМ-118) факультета педагогического и художественного образования

КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор

кафедра художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

Ключевые слова: деятельность, способности, творчество, креативность

Аннотация: В статье освещается проблема соотношения понятий творчество и креативность. Показывается, что для творчества существенными являются процессуально-результативные характеристики, а для креативности — субъективно-обусловливающие.

 

SENSE RELATIONSHIP OF THE CONCEPTS CREATIVITY AND CREATIVITY

 

MILINA TAT’YANA SERGEYEVNA

4th year student (group PДM-118) of the Faculty of Pedagogical and Art Education

 

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

Doctor of Pedagogy, Professor

Department of Art and Music Education

Mordovia State Pedagogical University

named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia

 

 Key words: activity, ability, creativity, creativity

Abstract: The article highlights the problem of correlation between the concepts of creativity and creativity. It is shown that for creativity, procedural-productive characteristics are essential, and for creativity — subjective-conditioning.

 

Проблема развития художественно-творческой деятельности в образовательной практике обусловлена социальным заказом образовательной системы, требующим подготовки творчески мыслящей личности, обладающей нестандартным взглядом на проблемы, умеющей самостоятельно и своевременно находить решение поставленных задач.Различные аспекты феномена творчества и креативности раскрыты в работах Д. Б. Богоявленской, Дж Гилфорда, З. И. Калмыковой, А. Я. Матюшкина, Я. А Пономарева, Э. Торренса и др. В научных исследованиях особое место занимают направления, связанные с развитием креативности и творческих способностей личности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности.

Данные способности определяют успешность осуществления человеком творческой деятельности, решения человеком творческих задач, что требует более раннего выявления этого качества и его развития. А. А. Мелик-Пашаев, изучая способности в аспекте художественной деятельности, рассматривает художественные способности как одну из возможностей творческой самореализации человека [6]. Следовательно, самореализация личности на любом возрастном этапе может осуществляться средствами художественного творчества.

Стремление реализовать свой творческий потенциал раскрывает внутреннюю потребность ребёнка в творчестве. Исследования Л. С. Выготского, Н. С. Лейтеса, С.Л. Рубинштейна, А. Лилова, Б. М. Теплова, А. Г. Ковалева, Л. А. Венгера, В. А. Крутецкого, А.В. Петровского продемонстрировали этапы развития творческих способностей у детей, показали как развивается творчество в процессе роста ребёнка.

По мнению исследователей творчество в общем смысле, это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — неповторимость его результата. Творчество представляет собой деятельность, результат которой обладает признаками полезности и субъективной или объективной новизны.

Говоря о творчестве определенной личности, мы имеем в виду, прежде всего, субъективную новизну творческого продукта. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Только сам творец способен создать копию продукта своей деятельности, в том случае если ему предоставить исходные условия для творчества. Таким образом, в процессе творчества человек вкладывает в материал некоторые, несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате определённые аспекты своей личности. Этим и определяется ценность продукта творческой деятельности личности, она обретает ценность в сравнении с продуктами безэмоционального производства.

В научной практике продукт творческой деятельности, который отличается большой степенью общественного признания ввиду своего высокого уровня выполнения, характеризуется как талант.  В частности, В. В. Давыдов указывает, что «талант — совокупность способностей (одаренность), позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью» [2].

Педагогическая практика показывает, что при формировании определённых знаний, умений и навыков необходимо, в первую очередь, определить особенности развития возрастной группы и индивидуальные способности человека. Способности изучались Л. С. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым, В. Н. Дружининым, Б. М. Тепловым и другими.

Творческие способности, по Б М Теплову, — это индивидуальные свойства личности, являющиеся залогом успешного выполнения любого вида деятельности [9]. Творческие способности формируются и развиваются в деятельности, требующей творчества. Поэтому, успешность выполнения деятельности будет обеспечиваться тем условием, если образовательный маршрут будет построен и адаптирован близко к способностям ребёнка.

По мере исторического развития и гуманизации образования, у современных обучающихся разных возрастных групп появилась возможность более полно реализовывать свой творческий потенциал в различных видах деятельности. Потенциал, как известно, обусловливается внутренним ощущением и готовностью заниматься творчеством, умением мотивировать свою деятельность.

Мотивация творческой деятельности и воспитание творческого потенциала сегодня приобретает всё большую необходимость и значимость. Справочная литература определяет слово «потенциальность» как «возможность, наличные силы, которые могут быть пущены в ход, использованы» [5, с.402], как «совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области» или «необходимых для чего-нибудь» [8, с. 395]. Следовательно, допустимо, характеризуя конкретный социум как совокупный субъект деятельности, или его отдельные стороны, говорить о политическом, экономическом, научном, техническом, художественном и др. потенциале. И применительно к личности, по утверждению В. Г. Ананьева, «никто не сомневается в реальности тех свойств человека, которые носят название потенциальных» [1, с.246-256].

Творческий потенциал (creativity) (психология) – это аспект интеллекта, который отражает новизну в мышлении и решении задач. Творческая способность предполагает дивергентное мышление, требуя, как можно большего количества ответов на конкретную простую ситуацию (необычное использование, ассоциативные связи) [4].

В современных исследованиях нашло распространение ещё одно понятие – «креативность». Термин «креативность» был введён известным американским психологом Элис Пол Торренсом, который посвятил свою жизнь исследованию творческого мышления и внёс значительный вклад в теоретическое и практическое изучение умственных процессов. По мнению, Э. П. Торренса креативность — это «способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знании, дисгармонии и т. д» [3].

Категорию «креативность» в контексте творчества, Натали Роджерс (американский психолог и психотерапевт) упомянула следующим образом: «Творческость есть способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида» [7].

Сказанное означает, что креативность способствует не только развитию мышления, творческого потенциала и способностей, но и находит своё значение на жизненном пути человека.

Креативность – это не единичная способность – пишет Т. В. Чавро, – а комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, а также общая жизненная позиция человека [10, с. 13]. Следовательно, данная позиция воспитания креативности и потребности в реализации творческого потенциала, имеет право найти отражение в содержании программ для образовательных учреждений различных уровней и направлений в более полном объёме.

На основе вышеизложенного, следует констатировать, что «креативность» это способность генерировать нестрандартные идеи в процессе мышления и воображения, а «творчество» это есть воплощение креативных идей человека в деятельности.

 

Список использованных источников

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. — 288 с.
  2. Давыдова В. В. Теория развивающего обучения : монография / В. В. Давыдов. – Москва : Интор, 1996. – 544 с. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9298
  3. Дружинин В. Н. / Психология общих способностей. 2-е изд. — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.
  4. Джери Дэвид / Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. Дэвид Джери, Джулия Джери. 1999.
  5. Кондаков Н. И. /Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. –. М.: Книга по Требованию, 2013. – 720 с.
  6. Мелик-Пашаев А. А. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская // Новые исследования в психологии. – 1981. №2. -С.49-50.
  7. Роджерс Натали Творчество как усиление себя / Натали Роджерс // Вопросы психологии. 1990. № 1. С.163-166..
  8. Словарь иностранных слов. М.: Политиздат, 1984. – 700 с.
  9. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов.–  М, 1961, с. 9 – 20.
  10. Чавро, Т. В. Развитие креативности младших школьников в условиях музыкального воспитания: Методические рекомендации. – Могилёв: МГУ им. А. А. Кулешова, 2002. – 56 с.].

Добавить комментарий