СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»

ИСАЙКИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Студентка 4 курса (группа ПЗМ-117) факультета педагогического и художественного образования

 

КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор

 

кафедра художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

Ключевые слова: способности, творчество, творческие способности, музыкально-творческие способности, компоненты.

Аннотация: В работе рассматривается понятие «музыкально-творческие способности», их структура; освещаются категории «творчество», «способности».

 

ISAYKINA ELENA SERGEEVNA

4th year student (group PZM-117) of the Faculty of Pedagogical and Art Education

 

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

Doctor of Pedagogy, Professor

 

Department of Art and Music Education

Mordovia State Pedagogical University

named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia

 

Кey words: abilities, creativity, creative abilities, musical-creative abilities, components

Аbstract: The paper deals with the concept of «musical and creative abilities», their structure; the categories of «creativity», «abilities»are highlighted

 

Актуальная задача для современного российского общества и образования – подготовка подрастающих поколений к творческому решению проблем, возникающих в различных сферах их жизни. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что успешное творческое развитие обеспечивается развитыми способностями, что вкус к творчеству лучше всего формируется в активной творческой эстетической деятельности и что музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия человека.

Различные педагогические и психолого-педагогические аспекты развития творческой личности нашли отражение в работах А. А. Аронова, И. Я. Лернера, A. M. Матюшкина, Я. А. Пономарева, Н. М. Сокольниковой, О.К. Тихомирова и др.

Вопрос о способностях занимает важное место в трудах и исследованиях отечественных психологов Л. С. Выготского, В. Н. Петрушина, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова и др. Кроме интеллектуальных и творческих способностей, относимых исследователями к общим способностям, выделяют способности к какой-либо области человеческой деятельности – специальные способности.

С. Л. Рубинштейн считал, что способности это «сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [5, с. 702].

Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и другие разделяют способности на природные и человеческие. Природные объединены с врожденными задатками и развиваются на их основе. Человеческие способности, закономерно отличают человека от других живых существ и, по мнению С. Л. Рубинштейна, «по мере того, как человечество создавало новые области культуры, порождались или развивались новые способности и прежние способности получали новое содержание» [6, с. 3-15].

Л. Д. Столяренко классифицирует способности на специфические и природные. Природные (естественные) способности, он связывает с врожденными задатками; они формируются на основе жизненного опыта через механизмы научения; являются биологически обусловленными. Специфические способности, по мнению Л. Д. Столяренко, имеют общественно-историческое  происхождение; они  обеспечивают жизнь человека и его развитие в социальной среде [7].

По суждению В. Д. Шадрикова способности – «это свойства функциональных систем, реализующие отдельные психические функции, имеющие индивидуальную степень выраженности, которая проявляется в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.»  [10, с.175]. Владимир Дмитриевич предлагал оценить личностную меру выражения способностей на основе определенных параметров, как производительность, качество и надежность деятельности [10, с. 178 ]

Б. М. Теплов оценивает способности как индивидуально-психологические особенности личности, обуславливающие благополучность исполнения какой-либо деятельности. [8, с..281- 286]. По определению Бориса Михайловича, категория «способность» имеет три признака: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [9, с. 9-20].

Способности, как отмечал Б.М. Теплов, всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. [9, с. 9-20].

Основываясь на этом, можно определить творческие способности как индивидуальные особенности человека, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью. Следовательно, и творческие способности, которые являются важным компонентом творческого потенциала человека будут и должны развиваться при занятиях исключительно творческой деятельностью.

Рассматривая проблему творческих способностей, психолог В. Н. Дружинин подчеркивал, что, во-первых, творческих способностей  как таковых нет, а главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. Во-вторых, высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот» [1, с.130].

Из вышеизложенного можно заключить, что:

– в психолого-педагогической литературе понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика;

– основой творчества, творческой деятельности являются мыслительные операции, которые ведут к преобразованиям как результату продуктивного творчества. По результатам творческой деятельности можно судить о качествах человека, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность человека;

– творческие способности, с одной стороны, рассматриваются как «способность человека находить решение нестандартных задач; создавать оригинальные продукты деятельности, реконструировать ситуацию с целью получения нового результата; способность к продуктивному мышлению, формированию новых образов воображения» [4]. С другой стороны – способности рассматриваются через креативность, которая предопределяет творческий потенциал человека; это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности [3];

– основное требование к деятельности, развивающей способности – творческий характер деятельности. Развитие творческих способностей – это выработка у человека стремления к проявлению собственной инициативы, таланта относительно какого-либо вида деятельности: стремление создать что-то новое, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в какой –то области.

Таким образом, к творческим способностям относятся оригинальный предметный замысел и его осмысление; самостоятельная реализация идеи – создание нового продукта предметного творчества; адекватная оценка результатов творческой (собственной или чужой) деятельности

В обыденном сознании очень часто творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел подрастающий человек.

В контексте рассматриваемой нами проблемы нельзя не сосредоточить внимание на книге «Мышление и творчество». Ее автор врач и психолог Александр Наумовича Лук, посвятивший свою работу исследованиям в области психологии научного творчества. Основываясь на его концепции и синтезируя положения, раскрывающие многоаспектность понятия «научное творчество», выделим компоненты музыкально-творческих способностей, к которым относятся:

связанные с мотивацией (интересы и склонности);

способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);

умственные (интеллектуальные) способности [2, с. 27].

С точки зрения ученого отличительная черта компонентов определяется тем, что они в любом случае имеются у человека; индивидуально проявляются и могут быть стимулами, либо препятствиями в творческой деятельности.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что развитие музыкально-творческих способностей опирается на механизм развития интеллектуального, мотивационно-ценностного и эмоционального компонентов.

 

Список использованных источников

  1. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 1999. – 356 с.
  2. Лук, А.Н. Мышление и творчество /А. Н. Лук. – М., Политиздат., 1976. – 144 с.
  3. Психологический словарь / авт.-сост. В.И. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; под общ. ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-наДону: Феникс, 2003. – 640 с.
  4. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: АСТ, 2006. – 479 с.
  5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 2002. – 720 с.
  6. Рубинштейн, С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. – 1960 – № 3 – С. 3-15.
  7. Столяренко, Л. Д. Психология / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко // Образовательный портал. URL: http://geum.ru/kurs/sposobnosti-1.php
  8. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов. – М.: Просвещение, 1987. – С.281- 286
  9. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. – М, 1961. – с. 9-20.
  10. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. – М , 1994. – 320 с.

Добавить комментарий