ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ МУЛЬТИМЕДИА С ИГРОВЫМ КОНТЕНТОМ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.21

ББК 74

МАЛАФЕЕВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

магистрант кафедры художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, malafeevaiulya@yandex.ru

КАРПУШИНА ЛАРИСА ПАВЛОВНА

доктор педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования, профессор

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, lkarpushina@yandex.ru

Ключевые слова: технологии мультимедиа, мультимедийные игры, музыкальные занятия, музыка, старший дошкольный возраст, дополнительное образование, педагогика.

Аннотация: Материалы статьи представляют обобщенную в процессе теоретического анализа педагогической литературы информацию об использовании технологий мультимедиа с игровым контентом (мультимедийные игры) в процессе музыкальных занятий со старшими дошкольниками в условиях дополнительного образования.

USE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES WITH GAME CONTENT IN THE PROCESS OF MUSICAL ACTIVITIES WITH SENIOR PRESCHOOLERS IN CONDITIONS

OF ADDITIONAL EDUCATION

MALAFEEVA YULIA VLADIMIROVNA

graduate student of Arts and Music Education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

KARPUSHINA LARISA PAVLOVNA

doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Arts and Music Education, professor

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

Key words: multimedia technologies, multimedia games, music classes, music, senior preschool age, additional education, pedagogy.

Annotation: The materials of the article provide information summarized in the process of theoretical analysis of pedagogical literature on the use of multimedia technologies with game content (multimedia games) in the process of music classes with senior preschoolers in the conditions of additional education.

Существует значительное количество современных научных исследований, в которых указывается приоритет применения технологий мультимедиа в образовательном процессе (Н. А. Баранова, Е. А. Ганин, И. Г. Захарова, Т. С. Комарова, О. В. Костюничева, С. П. Полозов и др.).

Технологии мультимедиа рассматриваются российским исследователем И. Г. Захаровой в качестве педагогической технологии, использующей определенные приемы, методы, способы, программные и технические средства (кино-, аудио-, видео-средства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для процесса работы с информацией [1].

Современной разновидностью технологий мультимедиа являются мультимедийные игры.

Мультимедийные игры, согласно интерпретации российского педагога в области художественно-эстетического развития детей О. В. Костюничевой, представляют собой вид игр, в которых ребенок имеет непосредственное взаимодействие с виртуальной средой, созданной интерактивным компьютерным устройством (компьютер, смартфон, планшет и др.) [2].

Мультимедийные игры имеют следующие особенности: 1) яркость, динамичность, известная сюжетная линия; 2) наличие обучаемых материалов в разных формах представления (текст, видео, графика, анимация); 3) всевозможные формы контроля полученных знаний (тесты со скрытой и открытой формой ответов, установление взаимосвязи, соотношений); 4) иерархическая структура (в данном виде игр имеется ряд уровней, которые взаимосвязаны друг с другом; 5) возможность приобретения новых знаний [2].

В настоящее время существует много разных мультимедийных игр для старших дошкольников. Рассмотрим некоторые из них.

Мультимедийная игра «Музыкальный оркестр» направлена на определение детьми музыкальных инструментов, звучащих в фрагменте музыкального произведения. Данная игра способствует развитию музыкального слуха и знакомит детей с разными музыкальными инструментами.

Мультимедийная игра «Музыкальная комната» ориентирована на развитие зрительной памяти у старших дошкольников и нацелена на запоминание детьми расположения музыкальных инструментов в исходном варианте. Старшие дошкольники должны расположить все музыкальные инструменты на свои места [2].

Мультимедийная игра «Дора и ее музыкальные инструменты» направлена на знакомство детей с музыкальными инструментами, их тембром, ритмом, темпом. У Доры есть много музыкальных инструментов. В данной игре можно прослушать как звучит каждый музыкальный инструмент.

Мультимедийная игра «Одинаковые звуки» для старших дошкольников способствует развитию музыкального слуха, внимания и позволяет учиться различать звуки разной высоты и находить звуки одинаковой высоты [2].

В условиях современного дополнительного образования применение мультимедийных игр в организованном педагогическом процессе, по мнению О. В. Костюничевой, происходит не только в формате пассивного чтения и слушания, но и обеспечивает моментальную обратную связь, а также содействует возникновению стремления у детей к самостоятельным открытиям, которые способствуют получению новых знаний. Одновременно с этим, изученный материал эффективно запоминается на продолжительное время [2].

Грамотное использование мультимедийных игр в педагогическом процессе: 1) благоприятствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников; 2) способствует более легкому и занимательному усвоению детьми новых знаний, получению умений и навыков, а также содействует их эффективной актуализации; 3) формирует педагогическую и учебную наглядность при освоении определенного материала; 4) стимулирует активизацию самостоятельной работы старших дошкольников; 5) активизирует возникновение положительных эмоций и делает процесс познания увлекательным для детей [2].

Наиболее эффективным применение мультимедийных игр в ходе реализации педагогического процесса со старшими дошкольниками является в следующих случаях: 1) при изучении нового учебного материала (иллюстрация различными средствами наглядности); 2) при закреплении новой темы; 3) при контроле полученных знаний; 4) при углубления знаний, когда мультимедийная игра содержит дополнительный материал к занятиям; 5) когда необходима эмоциональная разгрузка [2].

Таким образом, использование технологий мультимедиа с игровым контентом (мультимедийные игры) в процессе музыкальных занятий со старшими дошкольниками в условиях дополнительного образования имеет актуальное значение.

Технологии мультимедиа – технологии, которые позволяют объединить текстовую информацию, звуковые эффекты, анимацию, графические изображения и видеоизображения в единое целое [3].

Мультимедийная игра – определенный, сложно организованный мультимедийный продукт, характерными признаками которого являются интерактивность (от англ. interaction – взаимодействие) и виртуальность («виртуальный» – искусственная реальность; «виртуальность» – искусственный характер объектов и предметов[2].

В данном виде игр дети взаимодействует с виртуальной средой, которая сконструирована интерактивным компьютерным устройством. Виртуальное взаимодействие осуществляется с помощью компьютера, смартфона, планшета и других устройств [2].

Список использованных источников

  1. Захарова, О. А. Использование мультимедийных технологий в системе дополнительного образования / О. А. Захарова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Педагогика, психология. – 2012. – № 3. – С. 93-95.
  2. Костюничева О. В. Использование компьютерных технологий в образовательной практике ДМШ и ДШИ / О. В. Костюничева // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 3. – С. 82-85.
  3. Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование / С. П. Полозов // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствоведения. – 2018. – № 1. – С. 21-31.

Добавить комментарий