Формирование сценического самочувствия в период становления студента как музыканта-исполнителя

Шутова Т. А.

 

Овладение исполнительским мастерством требует от любого исполнителя серьёзной, вдумчивой работы над множеством компонентов, составляющих в своём неразрывном единстве сущность музыканта. Разного рода проблемы стоят перед учащимся и его педагогом и одна из них это проблема сценического самочувствия. Любой учащийся, независимо от того будет он исполнителем или нет, должен ощутить себя артистом в процессе обучения игре на инструменте. А для этого необходимо прививать навыки сценического самочувствия, которые условно  можно подразделить на три группы:

– равномерное развитие профессиональных навыков, образующих «комплекс полноценности» исполнителя;

– формирование положительного состояния психики исполнителя перед публичным выступлением и, что очень важно, после него;

– развитие реакции исполнителя на внешние и внутренние раздражители во время концерта.

Недостаточное  владение каким-либо профессиональным навыком приводит исполнителя к неуверенности, излишнему волнению, а отсюда – к потери самообладания. В период подготовки исполнителя к публичному выступлению важно подчеркнуть значение объективной оценки степени готовности. Здесь опасны как недооценка собственных возможностей, так и переоценка их. Первое обстоятельство становится причиной неуверенности, а второе приводит исполнителя к выбору недоступного ему материала, то есть завышенной программы, которая обречена на неудачу. Неуверенность может отразиться и на технике исполнения, и на идейно-художественном замысле. В одном случае дезорганизуется автоматически налаженные процессы, в другом – рушится весь исполнительский план произведения. Это особенно заметно и в практике учебных заведений. Во время экзамена, студент, нервничая, повторяет недоученные пьесы, вдруг обнаруживает, что кто-то ещё исполняет то же произведение, но в другом темпе, с другими динамическими оттенками, штрихами и т.д. Здесь появляется желание позаимствовать из услышанного хоть что-то в последний момент. В результате его ожидает полный провал, так как разрушилось сложившееся представление об исполняемом произведении. Лишь осознанность исполнителем целесообразности своих действии в процессе разучивания произведения способствует необходимой уверенности, убеждённости в своей правоте, верности своей интерпретации.

Для выработки положительного, устойчивого сценического самочувствия необходима оценка педагогом выступления учащегося. Особую важность приобретает послеконцертная оценка исполнения в период первоначального обучения игре на инструменте. Педагог должен очень хорошо знать характер, психику своих воспитанников, их привычки и наклонности, чтобы быть наиболее точным в рекомендациях, как правильнее, эффективнее готовиться к выступлению.

Психологическая готовность музыканта во время выступления должна служить тому, чтобы в моменты наивысшего эмоционального напряжения сохранять полный контроль над своими действиями, сознательно управлять приобретенными навыками, с максимальной полнотой воссоздавать на сцене музыкальное произведение. Непрекращающийся процесс открытия прекрасного в исполняемом произведении, полная отдача воплощению музыкального образа, жажда выявить всё это в реальном звучании – это путь преодоления сценического страха. Волнение в этот момент, конечно большое, оно повышается от сознания ответственности. Наилучшие творческие достижения получаются тогда, когда исполнителю неодолимо хочется на сцену, творческое волнение помогает мобилизовать психику, исполнительский аппарат.

Добавить комментарий