ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ» И «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

СТОЛЯРОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

Студентка 5 курса (группа ПДМ-116) факультета педагогического и художественного образования

КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор

кафедра художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, нравственность, патриотическое воспитание, любовь к отечеству, общечеловеческие и национальные ценности

Аннотация: в статье раскрывается понятие патриотизм, дается определение патриотическому воспитанию в контексте междисциплинарного научного знания

 STOLYAROVA TATYANA SERGEEVNA

4th year student (group PDM-116) of the Faculty of Pedagogical and Art Education

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

Doctor of Pedagogy, Professor

Department of Art and Music Education

Mordovia State Pedagogical University

named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia

 

Кey words: patriotism, education, morality, patriotic education, love for the fatherland, universal and national values

Abstract: the article reveals the concept of patriotism, defines patriotic education in the context of interdisciplinary scientific knowledge

 

В соответствии с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года» общеобразовательные школы в ближайшие десятилетия призваны обеспечивать формирование патриотических чувств и сознания молодежи на основе культурно-исторических ценностей, славных трудовых и боевых традиций российского народа, почитания святынь и ценностей многонационального государства. Отсюда, важно обеспечить условия для патриотического воспитания подрастающих поколений.

Для того чтобы выявить особенности патриотического воспитания необходимо раскрыть понятие «патриотическое воспитание».

В вопросах осмысления понятия «патриотическое воспитание» участвовали многие известные теоретики и практики, ими были предприняты плодотворные действия определить сущность данного процесса, направление, педагогические средства, пути осуществления.

Слово «патриотизм» произошло от греческих слов «patriotes» – соотечественник и «patris» – Родина, Отечество. В. А. Даль в толковом словаре говорит о патриотизме, как «любовь к Отчизне». Быть патриотом – значит «любить Отечество, быть ревнителем о его благе» [3, c. 178]. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова понятие патриотизм характеризуется как «преданность и любовь к своему Отечеству, народу» [9, c. 457]. В «Новом иллюстрированном энциклопедическом словаре» дается следующее определение патриотизма: «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» [8, c. 544]. «Российская педагогическая энциклопедия» представляет следующую трактовку данного понятия: «патриотизм – любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде, окружающему миру. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» [1, с. 101].

Патриотизм, как конкретно историческое понятие, в каждую эпоху имеет различную социальную и ценностную трактовку. Вместе с тем его первооснова остается всегда одной и той же, равно как и структура составляющих его элементов: отчий дом – родной край (малая родина) – ареал обитания народа — страна в целом. Данная структура связана прежде всего с осознанием человеком себя как члена какой-либо группы, принятия на себя свойств этой группы и ответственности за неё.

И. Ф. Харламов считает, что «патриотизм – взаимосвязанная совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется» [12, с. 185]. И далее И. Ф. Харламов подчеркивает, что патриотизм не означает замыкание человека на узких национальных интересах, а патриотизм по своей природе «гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений» [12, с. 350].

Как видим, понятие патриотизм трактуется, как нравственная норма, поскольку патриотом характеризуется человек, чувствующий, ощущающий безграничное чувство любви и уважения к истории и культуре своей семьи, края, Отечества, героическому прошлому родины, к достижениям народа.

Идея патриотизма как нравственного чувства, принципа, которая складывается из уровня культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее устройства, народных и семейных ценностей, обычаев, традиций, обоснована в трудах П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского, а в последующий период – С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. [5, 10, 11].

«Патриотизм» важное чувство и оно первично к понятию «нравственность». Более того, «патриотизм» как нравственное чувство входит в категорию нравственности и является частью нравственного в человеке. Патриотизм представляется в действиях ребенка. Начиная от любви к близкому, родному окружению, к «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через различные этапы жизни, достигая до патриотического самосознания, осознанной, действенной любви к своему Отечеству.

Как самостоятельное понятие «патриотизм» чаще рассматривается в контексте понятия «патриотическое воспитание», при этом понятия «нравственное» и «патриотическое» воспитание человека всегда рассматривались в соотношении и соединении друг с другом.

Вопросы патриотизма и патриотического воспитания освещены в работах Н. В. Мельниковой, Р. И. Жуковской, С. А. Козловой, М. И. Богомоловой, Э. К. Сусловой и др.

В «Национальной Доктрине образования» содержание патриотического воспитания представляется основой общего процесса нравственного становления и развития личности. Понятие «патриотизм» в данном документе трактуется как: «сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества» [6]. Патриотизм представляется основой нравственного поведения граждан в социальной среде.

По определению Л. Е. Никоновой «патриотическое воспитание – это процесс усвоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране, где живет человек» [7, с. 53]

С. А. Козлова рассматривает патриотическое воспитание как «целенаправленный процесс педагогического влияния, задача которого заключается в обогащении познаний детей об Отечестве, формировании патриотических чувств, толерантности к другим народам, развитии потребности приносить пользу народу и Отечеству, привитии стереотипов нравственного поведения, а также чувства долга и ответственности» [4, с. 134].

Данные установки подтверждает, например, А. Г. Вороненко, определяя, что сущность общечеловеческих аспектов процесса формирования чувства патриотизма у детей заключается: в формировании понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира и разоружения; в защите и сохранении мировой художественной культуры;  в экономическом, научном, культурном сотрудничестве, а также общественной активности в деле разрешения глобальных противоречий; в высокой преданности Родине, чувстве ответственности за ее судьбу и историю [2, с. 14].

Вышеизложенное дает нам основание заключить, что патриотизм – это:

– во-первых любовь к родному краю, к родине, то есть патриотизм представляет собой отношение в системе «личность-родина» раскрывающее нравственно-эмоциональную связь человека с комплексом географических, культурных и других представлений;

– во-вторых патриотизм выступает как качество личности проявляющихся в чувствах любви к родине, к отчему дому, в умении защищать ценности общества, в изучении культуры родного края и родины, любовь к отечеству, гордость за прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.

Под патриотическим воспитанием следует понимать целенаправленный педагогический процесс, направленный на формирование патриотических чувств, духовно-нравственное становление и культурное развитие личности обучающихся на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

У отдельно взятых людей чувства проявляются по-своему, так как у каждого человека есть свой собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств, которые оказывают влияние на чувства. С нашей точки зрения, патриотические чувства выражают отношение человека к отчему дому, к родному краю (малая родина), к стране в целом (любовь, преданность, приумножение традиций и ценностей, гордость, готовность служить интересам, творческое вдохновение).

 

Список использованных источников

  1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь : энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. – Москва : Дрофа, 2003. – 528 с. – ISBN 9785358042841 – Текст : непосредственный.
  2. Вороненко, А. Г. Модель школьной системы патриотического воспитания учащихся: сб. научных статей ТГПУ / А. Г. Вороненко. – Тюмень : ТГПУ, 2005. – 135 с. Текст : непосредственный.
  3. Даль, В. И. Толковый словарь : толковый словарь / В. И. Даль. – Санкт-Петербург : в 2 т. – Издательская группа «Весь», 2004. – 789 с. – ISBN 5-9573-0278-3. – Текст : непосредственный.
  4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва : Академия. 2001. – 416 с. – ISBN 5-7695-0188-X – Текст : непосредственный.
  5. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение : учеб. литература / П. Ф. Лесгафт. – Москва : ИГ Лениздат, 2014. – 224 с. – ISBN 978-5-4453-0643-6 – Текст : непосредственный.
  6. Национальная Доктрина образования в Российской Федерации : [принят Правительством Российской Федерации 4 октября 2000 года.]. – Текст : электронный // Специализированный образовательный портал «Инновации в образовании». – URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (дата обращения: 16.04.2021).
  7. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : учеб. метод. комплекс / Л. Е. Никонова. – Минск: Народная Асвета, 1991. – 112 с. – ISBN 5-341-00592-9 – Текст : непосредственный.
  8. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. – Текст : электронный // URL : https://books.academic.ru/book.nsf/58622882/Новый+иллюстрированный+энци клопедический+словарь (дата обращения: 10.04.2021)
  9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : толковый словарь / С. И. Ожегов. – Москва : Азбуковник, 2011. – 800 с. – ISBN 5-89285-003-X – Текст : непосредственный.
  10. Сухомлинский, В. А. О воспитании : монография / В. А. Сухомлинский – Москва : Издательство политической литературы, 1985. – 270 с. – ISBN В пер. (В пер.) : 55 к. – Текст : непосредственный.
  11. Ушинский, К. Д. Моя система воспитания. О нравственности : монография / К. Д. Ушинский – Москва : АСТ, 2018. – 576 с. – ISBN 978-5-17-097311-8 – Текст : непосредственный.
  12. Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. Москва : Гардарики, 2007. – 520 с. – ISBN: 978-5-8297-0004-1 – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий