ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

ЛЕОНТЬЕВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, olgaleontevaa@yandex.ru

 ПАРШИНА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, l.g.parshina@yandex.ru

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: творческие способности, музыка, мультимедийный проект, музыкально-творческие способности.

АННОТАЦИЯ: авторы раскрывают дидактический потенциал мультимедийного проекта как средства развития музыкально-творческих способностей подростков на уроках музыки.

 

DIDACTIC POTENTIAL OF MULTIMEDIA PROJECT AS MEANS OF DEVELOPING MUSICAL AND CREATIVE ABILITIES OF ADOLESCENTS

 LEONTIEVA OLGA

Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia olgaleontevaa@yandex.ru

 PARSHINA LARISA

Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia, l.g.parshina@yandex.ru

 

KEYWORDS: creative abilities, music, multimedia project, musical and creative abilities

ABSTRACT: authors reveal the didactic potential of a multimedia project as a means of developing the musical and creative abilities of adolescents in music lessons.

 

В настоящее время мы живет в эпоху перемен, когда современные цифровые технологии проникают в различные сферы жизни и производства во всем мире. Глобальная цифровизация ведет к переосмыслению учебного процесса, так как современное общество нуждается в выпускниках, обладающих реализацией творческого потенциала личности на основе цифровых технологий. Следовательно, возникает проблема овладения выпускниками школ культурой цифрового мышления; навыками поиска необходимой информации, способами ведения диалога, дискуссии на основе передовых технологий; умением реализовать творческий потенциал в информационной среде. Постановка проблемы требует подготовки выпускника школы, обладающего творческим мышлением, основывающимся на соответствующих способностях и позволяющим ему легко ориентироваться в бесконечном потоке информации с помощью средств мультимедийных технологий.

Осознание современных тенденций развития общества, культуры и образования применительно к школьному музыкальному образованию определило решение проблемы на основе вовлечения подростков в проектную деятельность на основе технологий мультимедиа. В научной педагогической и методической литературе признается, что развитие творческих способностей обучающихся возможно через осуществление проектной деятельности, которая способствует трансформации учебного процесса с преимущественно пассивным потреблением знаний в творческий. Использование средств мультимедийного проекта применительно к развитию музыкально-творческих способностей подростков на уроках музыки обретает определенную значимость, которая выражается в том, что именно в подростковом возрасте проявляется гибкость и зоркость в поисках решения проблем на основе цифровых технологий, развития способности к переносу опыта, большое желание реализовать себя в музыкальном творчестве.

Мультимедийный проект является продуктом, созданным с помощью средств обработки текста, графики, видео, звука и т. д. [1; 2]. Таковым может быть разработанный сайт, персональная домашняя страница в интернете, презентация, фильм или мультфильм, игра, буклет и др. [3]. Следовательно, создание мультимедийного проекта предстает как творческий процесс, вбирающий в себя выбор мультимедиа ресурсов, осмысление их места и функции в проекте, создание идеального образа с соответствующим синтезом отобранных элементов в целостном объекте. Музыкально-творческие способности подростков развиваются в творческой деятельности – создании мультимедийного проекта [1]. Последний предполагает сочетание репродуктивных и продуктивных действий, самостоятельного поиска, проб, применение оригинальных идей.

Мультимедийный проект обладает весьма специфическими характеристиками, определяющими новые реалии образовательного процесса:

– учитель – уже не единственный источник знания;

– учитель – помощник обучающихся, направляющий их поисковую активность;

– ученик имеет возможность удовлетворить личные образовательные потребности;

– ученик работает в собственном, приемлемом для него, темпе.

Мультимедийный проект отличается эффективностью в силу предоставления наибольших возможностей для интерактивности, гибкости применения в процессе обучения, возможности интеграции различных типов информации, учета индивидуально-личностных особенностей обучающихся, их мотивации.

Использование мультимедийного проекта в образовательном процессе предъявляет специфические требования, заключающиеся в необходимости наличия информационной-цифровой компетентности учителя, соответствующей материально-технической базы, специально организованной образовательной среды, предоставляющей возможность внеурочного взаимодействия обучающихся и педагогов.

На основе анализа научной и методической литературы был выявлен дидактический потенциал мультимедийного проекта в развитии музыкально-творческих способностей подростков, который заключается в активизации учебно-познавательного процесса на основе коллективной исследовательской деятельности, позволяющей в интерактивном режиме использовать интегративные, наглядные, дидактические возможности технологий мультимедиа.

 

Список использованных источников

 

  1. Паршина, Л. Г. Лаборатория мультимедийных проектов как форма организации творческой деятельности школьников / Л. Г. Паршина // Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования, Всероссийская с международным участием науч.-практическая конференция – 47-е Евсевьевские чтения, 19–20 мая 2011 г., г. Саранск : [материалы] / под общ. ред. Т. И. Шукшиной ; отв. за вып. Л. Г. Паршина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 117–119.
  2. Паршина, Л. Г. Мультимедийный проект как средство организации внеаудиторной работы студентов / Л. Г. Паршина, О. Ф. Асатрян // Гуманитарные науки и образование. – Саранск. – 2019 – № 2 (том. 10). – С. 102–109.
  3. Паршина, Л. Г. Творческая мастерская мультимедийных проектов как форма организации внеаудиторной работы студентов // Инновационные формы и методы организации внеаудиторной работы студентов [Электронный ресурс] : монография / под ред. Л. П. Карпушиной, Л. Г. Паршиной, О. Ф. Асатрян ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2018. – С. 92–106.

Добавить комментарий