ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТА

ЛЕОНТЬЕВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, olgaleontevaa@yandex.ru

 

ПАРШИНА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, l.g.parshina@yandex.ru

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыкально-творческие способности, мультимедийный проект, музыка, творческие способности.

АННОТАЦИЯ: Авторы статьи представляют выявленные и экспериментально апробированные педагогические условия развития музыкально-творческих способностей подростков средствами мультимедийного проекта в рамках общеобразовательной школы в практике организации уроков музыки.

 

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF MUSICAL AND CREATIVE ABILITIES OF ADOLESCENTS BY MEANS OF MULTIMEDIA PROJECT

 

LEONTIEVA OLGA

Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia olgaleontevaa@yandex.ru

 

PARSHINA LARISA

Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia, l.g.parshina@yandex.ru

 

KEYWORDS: musical and creative abilities, multimedia project, music, creative abilities.

ABSTRACT: The authors of the article present identified and experimentally tested pedagogical conditions for the development of musical and creative abilities of adolescents by means of a multimedia project within the framework of a general education school in the practice of organizing music lessons.

 

 

В современном обществе наблюдается тенденция повышения роли личности, внутреннего мира человека, обеспечивающих уникальность его творческих возможностей. Обществу сегодня нужны люди, разносторонне развитые, способные мыслить нестандартно, изобретательно, и готовые к активной творческой деятельности. Следовательно, развитие творческих сил каждого индивида является необходимым условием поступательного развития человеческого общества, поскольку именно творчество обеспечивает прогрессивное движение. Специалист по творческому мышлению Э. де Боно, отмечал: «без творчества не было бы никакого прогресса, и мы всегда воспроизводили бы одни и те же образцы» [2, с. 37]. В новом веке творческое развитие стало приоритетным направлением в формировании гармоничной личности индивида.

Стимулиующее деяствие на творческую деятельность оказывает проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и т. п. [1, с. 268].

Я. А. Пономарев выделяет следующие особенности осуществления творческого процесса: самостоятельный характер применения имеющихся знаний и умений в новых предлагаемых проблемных условиях; поиск и осознание новой проблемы в известной традиционной ситуации; целостное видение объекта, его структуры; усмотрение новых функциональных возможностей объекта; использование альтернативных решений проблемы; преобразование уже сформированных способов деятельности в решении новой проблемы, их комбинирование; предложение оригинального подхода к решению творческой задачи, освобождаясь от уже известных подходов [7].

В рамках проведенного исследования охарактеризованные признаки способностей были спроецированы на музыкально-творческую деятельность, которая представляет собой созидание чего-либо нового (для общества или лично для конкретного автора) объекта или явления в сфере музыкального искусства.

Музыкально-творческие способности (в соответствии с концепцией В. А. Крутецкого) реализуются в конкретном продукте. При этом данный продукт характеризуется двумя показателями:

1) быстротой овладения заданной деятельностью;

2) качеством достижений [3].

В процессе теоретического обобщения были выявлены научные данные о способностях, которые позволили определить музыкально-творческие способности как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления музыкально-творческой деятельности. Музыкально-творческие способности проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами музыкально-творческой деятельности.

По нашему мнению, представленные выше характеристики музыкально-творческих способностей выводят нас на мысль об оптимальности применения проективной деятельности как средства их развития у подростков. Она в наибольшей степени соответствует ключевым характеристикам подросткового возраста: потребности в самостоятельной, независимой деятельности; стремлении к расширению социальных контактов; актуализации критического мышления; взаимосвязи успешности обучения с личными мотивами и предпочтениями; потребности в творчестве и демонстрации своих достижений.

Особую значимость в эпоху цифровых технологий имеет мультимедийный проект как средство развития музыкально-творческих способностей подростков. Мультимедийный проект представляет собой индивидуальную или совместную творческую деятельность обучающихся по созданию практически значимого творческого продукта, создаваемого и реализующегося с применением мультимедийных технологий. В процессе исследования был выявлен дидактический потенциал мультимедийного проекта [4] и педагогическими условиями, способствующие эффективному развитию музыкально-творческих способностей подростков средствами мультимедийного проекта. К ним относятся:

– учет возрастных особенностей школьников-подростков, позволяющий актуализировать их психологические характеристики, общий и художественный и музыкальный опыт в процессе создания мультимедийного проекта;

– обучение на основе сущностных характеристик понятия «музыкально-творческие способности» применительно к подростковому возрасту;

– поэтапное овладение подростками технологией создания мультимедийного проекта;

– использование совокупности мультимедиа-технологий и комплексных программных средств, способствующих развитию музыкально-творческих способностей подростков.

Организационная модель создания мультимедийного проекта, направленного на развитие музыкально-творческих способностей подростков, включает четыре этапа: музыкально-творческая разминка, актуализация психических механизмов активизации музыкально-творческих способностей учащихся, выполнение частично-поисковых задач, решение заданий творческого характера.

Список использованных источников

  1. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
  2. Боно де, Э. Серьезное творческое мышление / Э. де Боно. – Мн. : Белорусский дом печати, 2005. – 194 с.
  3. Крутецкий,В. А. Психология / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1989. – 253 с.
  4. Леонтьева, О. А. Дидактический потенциал мультимедийного проекта как средства развития музыкально-творческих способностей подростков / О. А. Леонтьева, Л. Г. Паршина // Учитель музыки: вчера, сегодня, завтра : материалы всероссийской студенческой научно-практической интернет-конференции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Дата обращения: 20.06.2021)
  5. Паршина, Л. Г. Мультимедийный проект как средство организации внеаудиторной работы студентов / Л. Г. Паршина, О. Ф. Асатрян // Гуманитарные науки и образование. – Саранск. – 2019 – № 2 (том. 10). – С. 102–109.
  6. Паршина, Л. Г. Творческая мастерская мультимедийных проектов как форма организации внеаудиторной работы студентов // Инновационные формы и методы организации внеаудиторной работы студентов [Электронный ресурс] : монография / под ред. Л. П. Карпушиной, Л. Г. Паршиной, О. Ф. Асатрян ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2018. – С. 92–106.
  7. Пономарев, Я. А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Я. А. Пономарев. – М. : Просвещение, 1990. – 284 с.

 

Добавить комментарий