ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

УДК 78(045)

ББК 85.31р

 

ЕРЕМКИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

ПУПКОВА НАИЛЯ ФЯРИТОВНА

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет

Имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, nelli.pup87@yandex.ru

 

Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, музыкальные способности.

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы и перспективы работы с одаренными детьми в области искусства. В ней отмечается необходимость и важность раннего обнаружения у ребенка уникальных и индивидуальных способностей, на которые стоит обратить внимание при выборе  направленности музыкального образования.

 

EREMKINA ELENA SERGEEVNA

PUPKOVA NAILYA FYARITOVNA

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department

arts and music education

Mordovia State Pedagogical University

Named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, nelli.pup87@yandex.ru

 

Key words: giftedness, gifted children, musical abilities.

Resume: The article examines current problems and prospects of working with gifted children in the field of art. It notes the need and importance of early detection of unique and individual abilities in a child, which are worth paying attention to when choosing the direction of music education.

 

Благосостояние и процветание общества во многом зависят от творческого потенциала людей, развития культуры, социальной жизни. Немалую роль в этом играют одаренные дети в области музыкального искусства. 9 июня 2021 года Государственная Дума Российской Федерации приняла законопроект о праве граждан, имеющих высшее образование, из средств федерального бюджета получать второе и последующее высшее образование в области искусств. Но прежде, чем юные таланты получат высшее музыкальное образование, нужно выявить их одаренность на самых ранних стадиях, чтобы целенаправленно развивать музыкальные способности.

Работа педагога с одаренными детьми – это сложный процесс, который требует от учителей личностного роста, глубоких знаний в области психологии и педагогики, а также тесного сотрудничества с их родителями. В свою очередь, одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1, с. 22-28].

Рассмотрим основные задачи, которые стоят перед педагогами в работе с одаренными детьми:

– предоставление учащимся безоценочной системы обучения;

– разработка гибких и персональных образовательных программ;

– создание эмоционально благоприятной атмосферы в классе;

– ведение комбинированного (смешанного) обучения;

– формирование адекватной самооценки у учащихся;

– поощрение применения творческого подхода и воображения для решения типовых заданий;

– стимулирование развития умственных процессов высшего уровня [4, с. 112-117].

Как известно, приступая к организации работы с одаренными детьми, учитель музыки, сталкивается с определенными проблемами. Это, во-первых, выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью, во-вторых, подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала у учащихся, в-третьих, актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Способности музыкального плана у детей выявляются по-разному. Сюда относятся: ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии; способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение; музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

К одной из проблем работы с одаренными детьми относится то, что необходимо разрабатывать специальные индивидуальные программы для их обучения и воспитания, где они будут развиваться согласно своим задаткам и способностям. Как известно, решению Всемирной организации здравоохранения одарённые дети входят в «группу риска». Одаренность на современном этапе развития психолого-педагогической мысли рассматривают как один из типов девиантного поведения. Таким образом, одаренные дети представляются во многих случаях носителями поведенческих отклонений, что создает немало педагогических проблем в работе с ними.

В поведении одаренного ребёнка может проявляться нонконформизм, как стремления во что бы то ни стало противостоять мнению большинства, т.е. проявлять самостоятельность и независимость, готовность отстаивать собственную точку зрения, поступать нетрадиционно, оригинально, доминировать в межличностных отношениях. Достаточно часто можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Эти характеристики легко наблюдаемы и должны быть замечены педагогом.

Несмотря на все трудности работы с одаренными детьми, здесь существуют и большие перспективы, так как одаренные дети представляют особую ценность для общества. Решение проблемы сопровождения одаренности напрямую связано с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны. Для перспективы в работе с одарёнными детьми на уровне образовательного учреждения необходимо: усиление адресной помощи одарённым детям и детям с признаками одарённости на основе данных психологической диагностики; создание системы педагогической диагностики медико-психологического обследования одарённых детей в образовательном учреждении и карты успешности развития ребенка; активизация массовой работы со всеми обучающимися школы и доверительного взаимодействия с родителями детей и учреждениями дополнительного образования и культуры.

Формирование банка методических материалов (диагностик, методик, технологий, тренингов), создание и распространение электронных пособий, подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми, проведение интеллектуальных и творческих конкурсов для обучающихся, размещение информации в СМИ, сети Интернет – важные направления реализации модели обучения и воспитания учащихся с выдающимися музыкальными способностями. Справедливо отмечается, что именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса.

 

Список использованных источников

 

  1. Омарова, В. К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова // Одаренный ребенок. – 2010. – № 6. – С. 22-28.
  2. Тоболкина, И. Н. О концептуальных подходах к организации обучения и воспитания одарённых детей в специально организованной образовательной среде / И. Н. Тоболкина, Т. Б. Черепанова // Одарённый ребёнок. – 2008. – № 1. – 237 с.
  3. Федоровская, Е. О. Детско-взрослые субъектные сообщества как культурные системы для раскрытия личностного потенциала интеллектуально одарённых детей / Е. О. Федоровская, Л. Ю. Ляшко // Одарённый ребёнок. – 2010. – № 1. – 366 с.
  4. Харина, Н. В. Внедрение изменений в систему работы школы по созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей / Н. В. Харина // Одарённый ребёнок. – 2008. – № 1. – С. 112-117.
  5. Хышов, Н. Д. Педагогическое сопровождение детей на основе одарённости / Н. Д. Хышов // Одарённый ребёнок. – 2008. – № 1. – 460 с.

Добавить комментарий