ОХРАНА И ГИГИЕНА ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ

УДК 378

ББК 85-31

 

Чжан Ин

Nanchang Hangkong University,

г. Наньчан, Китайская Народная Республика 179982954@qq.com

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гигиена, охрана, певческий голос, обучение, вокал.

АННОТАЦИЯ: В статье актуализируется проблема охраны и гигиены певческого голоса в процессе обучения вокалу; раскрываются причины возникновения заболеваний голосового аппарата, а также условия, необходимые для его полноценного функционирования.

 

PROTECTION AND HYGIENE OF THE SINGING VOICE IN THE PROCESS OF VOCAL TRAINING

 

Zhang Ying

Nanchang Hangkong University,P. R .China

KEYWORDS: hygiene, security, singing voice, training, vocals.

ABSTRACT: The article actualizes the problem of protection and hygiene of the singing voice in the process of vocal training; reveals the causes of diseases of the vocal apparatus, as well as the conditions necessary for its full functioning.

 

Одна из важнейших проблем, возникающих в процессе обучения вокалу – охрана и гигиена певческого голоса. Для ее изучения «очевидна необходимость системного анализа, междисциплинарного синтеза» [2, с.165].

А. Егоров разделяет заболевания голосового аппарата вокалистов на две группы. В первую группу он относит функциональные заболевания, для которых характерно отсутствие каких-либо изменений в голосовых органах (фонастения, гипокинез голосовых мышц, фонаторная судорога голосовой щели). Ко второй группе ученый относит заболевания, при которых наряду с нарушением функции голосообразования, имеются видимые изменения в голосовых органах (острые хронические профессиональные ларингиты, узелковая болезнь, кровоизлияния в голосовые складки) [1, с. 133-136].

Причинами возникновения перечисленных заболеваний становится нарушение правил гигиены голоса, общее переутомление, неврозы и другие заболевания, которые приводят к расстройству равновесия между процессами торможения и возбуждения в коре головного мозга, острые и хронические воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, неучёт педагогом врожденных недостатков строения голосового аппарата обучающегося. Важным условием обеспечения охраны певческого голоса студентов должно быть сотрудничество с врачом-фониатром, который должен осуществлять систематический осмотр студентов, проводить консультирование педагогов.

Раскрывая вопросы по соблюдению общих норм охраны голоса будущих педагогов-музыкантов, нужно сосредоточить внимание на режиме дня студента. Так, начинать день желательно по проведению мероприятий личной гигиены, утренней гимнастики и легкого калорийного завтрака. В комплекс упражнений на общее укрепление организма стоит включить специальные упражнения для развития дыхательного аппарата (используя упражнения, представленные в трудах В. И. Мордвинова «Практика основной работы по постановке голоса», Л.Д. Работнова «Физиология и патология голоса певца», П. Органова «Певческий голос и методика его постановки»), брюшного пресса, мышц спины. В течение дня студентам следует соблюдать режим труда и отдыха, своевременного приема пищи.

Особенно важным является правильное распределение голосовой нагрузки студента в течение дня. Важное значение необходимо придавать регулированию самостоятельной работы над вокалом. Данный вид работы целесообразно использовать на более поздних этапах занятий по постановке голоса. Проведение самостоятельной работы на начальных этапах занятий вокалом, когда студент не обладает сложившимися в достаточной степени необходимыми вокальными умениями и навыками, не желателен. Неслаженная работа голосовых органов, их перегрузка приводит к переутомлению, появлению хронических заболеваний голосового аппарата. Для того, чтобы самостоятельные занятия студента были эффективными, он должен обладать сформированным вокальным слухом, иметь определенные слуховые представление эталонного звучания певческих голосов певцов-профессионалов, что позволит ему критически оценивать звучание собственного голоса. Лишь овладев основами академического пения, студент сможет работать самостоятельно, без риска нанести вред своему голосовому аппарату.

Обеспечение охраны певческого голоса требует правильной организации процесса вокального обучения. Начиная работу с начинающим вокалистом, педагог должен изучать индивидуальные физиологические, психологические и возрастные особенности его развития. На начальном этапе занятий  вокалом нужно учитывать небольшую выносливость голосового аппарата студента и его быструю утомляемость. Последствиями неправильного использования певческого голоса, его переутомления и несоблюдение норм гигиены голосового аппарата является возникновение профессиональных заболеваний голосового аппарата. Лучшим средством избежания данных заболеваний является профилактика, которая предполагает устранение причин, которые вызывают их появление.

Важным моментом охраны певческого голоса является учет преподавателем принадлежности голоса студента к определенному типу. Пение произведений, которые не соответствует типу его голоса, является недопустимым, поскольку длительное пение в неестественной тесситуре приводит к ухудшению певческих качеств голоса, возникновению хронических заболеваний голосового аппарата.

Необходимо обратить внимание студентов и на проблему охраны слуховых анализаторов. Особенно актуален этот вопрос в условиях окружения человека многообразием аудиотехники, характерными особенностями которой является большая громкость звука, несущая в себе угрозу. Действие мощных звуков ведет к понижению чувствительности волокон слуховых нервов, которая восстанавливается через 10-15 секунд. Но при чрезмерном длительном раздражении органов слуха наступает его утомление, которое характеризуется резким понижением слуховой чувствительности и длительным периодом ее восстановления. В условиях систематического воздействия сильных звуков в течение длительного времени слуховая чувствительность может не восстановиться. В этом случае в слуховом органе происходят необратимые патологические изменения, которые приводят к стойкому понижению слуха.

Студенты должны знать, что большую угрозу для их органов слуха составляет прослушивание музыкального плеера. Если разговорная речь имеет громкость в 30-40 децибел, крик – 60 децибел, а сила звука в 90 децибел уже является травмирующей, то музыку в плеере обычно слушают на громкости не менее 70 децибел. Вредоносность слушания плеера заключается в изменении естественного механизма попадание звука в слуховой орган, когда звук из наушников максимально приближается к внутреннему уху. Такое агрессивное воздействие вызывает постепенное атрофирование органов слуха. Чтобы не повредить слуху во время прослушивания плеера необходимо соблюдать несколько правил: регулировать громкость звука в 60% от максимальной возможности динамиков; выбирать большие наушники в виде накладок; продолжительность прослушивания не должна составлять более 1-2 часов. Важно проинформировать студентов о том, что постепенное отмирание слуховых нервных волокон происходит безболезненно, и часто незаметно для человека.

В заключении отметим: при современном высоком уровне знаний в области общественно-научных дисциплин все большей заинтересованностью теоретическими и научно-методическими вопросами вокально-исполнительской культуры, чрезвычайно сложная и противоречивая «темная» работа голосового аппарата понемногу раскрывает свои секреты, благодаря энергетической природе человеческого организма и накоплению огромного опыта поколений, что позволяет нарабатывать совокупность инновационных научных методов воспитания квалифицированного специалиста. «Так – от теории к практике и от практики к теории – по концентрическим кругам идет обновление научно-методического и эмпирического знания, движимое свободной творческой мыслью» [3, с.179].

 

Список использованных источников

 

  1. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг /В.В. Емельянов. – 6-е изд. – СПб. Изд-во «Лань», 2010. – 192 с.
  2. Майковская, Л.С. Синергетические основы формирования информационного канала голоса как открытой биосистемы /Л.С. Майковская, О.В. Семенова //Искусство и образование. – 2018. – №4 (114). – С.163-169.
  3. Черватюк, П.А. Формирование универсальных интегративных компетенций будущих педагогов в вузе /П.А. Черватюк // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 5 (43). – С. 175-179.

Добавить комментарий