ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВЕ

Грязнова Т. М., Андрюшина Е.,

студентка  факультета педагогического

и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный

педагогический университет  им. М.Е. Евсевьева»

 

Фольклор в науке рассматривается как особая сфера бытия народа, проявления его духовно-материальной культуры. Многогранность народной культуры вызывает различные варианты теоретического определения фольклора, отразившиеся в долгих и нередко острых дискуссиях ученых [1 , с. 126].

В фольклоре явлена первозданная естественность бытия. Она обладает притягательной силой для современного человека, стремящегося сохранить свою природную сущность в век урбанизации и технического прогресса, отхода людей от природы. Как потребность постижения своих истоков, корней, сохранения самобытности в середине 60-х годов во множестве стран возникло мощное «фольклорное движение». Это проявилось в большой популярности изделий народного прикладного искусства и возрождении народных ремесел, в появлении множества фольклор­ных ансамблей в молодежной среде.

Деятельность таких ансамблей – новое проявление фольклоризма в наши дни. Ее отличает максимальная приближенность к аутентичному фольклору. В репертуаре фольклорных ансамблей исключительно подлинные образцы фольклора, без обработок, с сохранением местного диалекта и его фонетических особенностей. Костюмы также подлинные — этнографические или сшитые по их образцам. Освоение фольклорной традиции происходит в непосредственном контакте с народными исполнителями. Для этого участники ансамблей ездят в деревни, живут там, участвуют в полевых работах и праздниках. Между ансамблями и народными мастерами, устанавливается многолетняя творческая и человеческая дружба. Некоторые ансамбли так глубоко входят в местный певческий стиль, что могут свободно импро­визировать, многоголосно распевать песни вместе с подлинными носителями традиции [1 , с. 153].

Музыкальное образование в школе, как известно, наиболее эффективно осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы. Для фольклора это сочетание становится необходимым. С одной стороны, урок – основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта в форме материальной и духовной культуры. Фольклор является составной частью этого опыта, и каждый человек должен быть приобщен к нему. С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является все же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.

Фольклор в многообразии его проявлений требует выхода зa пределы стен класса, а подчас и самой школы, за пределы регламентированного времени урока, типового иерархического отношения между учителем и учениками. Сам фольклорный материал вызывает необходимость поиска соответствующих форм организации обучения [1 , с. 192 – 193].

Существование в школе фольклорного ансамбля может стать почвой для интенсивного развития индивидуальных творческих способностей детей, занимающихся в нем, а также ядром фольклорного воспитания в школе в целом. Он может стать связующим звеном между школой и нынешними носителями народной традиции, между школой и широкой сферой любительского фольклорного движения [1 , с. 224].

Освоение детьми фольклорного наследия является одним из приоритетных направлений современной педагогики ввиду значимости осознания своих «корней» и первоистоков как исторической памяти. Цель занятий учащихся начальной школы в фольклорном ансамбле — приобщение к народной музыкальной культуре. В качестве задач можно выделить:

образовательные – формировать у младших школьников навыки исполнения русских народных песен;

воспитательные – воспитывать у детей интерес и уважение к традициям своего народа;

развивающие – развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся [3 , с. 331].

Важным в организации занятий детей в фольклорном ансамбле должно стать понимание освоения народной культуры не как суммы разученных произведений, а как воссоздания среды бытования русских народных песен: изучение быта, уклада жизни, народного календаря, народных обычаев и обрядов. Для создания у детей реальных представлений о звуковой сфере народной музыки очень важны встречи с носителями народной культуры, экскурсии, занятия и праздники.

Сама синкретическая сущность музыкального фольклора обусловливает при участии детей в фольклорных ансамблях различные виды занятий: слушание, пение, движение, игра на инструментах русского народного оркестра, театр, импровизация. Позитивным моментом в работе ансамбля являются обращения к видео — и аудиозаписям фольклористов, экспонатам народно-прикладного творчества, истории народного костюма.

Желательно участие в занятиях и выступлениях детского фольклорного ансамбля взрослых (мам, пап, бабушек, дедушек), в этом смысле русская народная песня всегда служила естественной связью поколений [3 , с. 332].

Наиболее распространенными методами разучивания фольклорных произведений являются устно-слуховой и устно-подражательный, обусловленные самими формами народных песен.

Необходимым условием успешности занятий детей в фольклорном ансамбле являются знания руководителя об особенностях русских народных песен [3 , с. 333].

Чтобы обучить детей народному пению, развить вокальные возможности, необходимо целенаправленное, систематическое вокальное воспитание. В систему такого воспитания входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяженного, гибкого и подвижного звуковедения, отчетливой выразительной дикции, единой манеры пения и говора. Творческие же навыки охватывают следующее: навык варьирования напева, навык исполнения движений персонажа в песне и играх, навык разыгрывания сказок, игр.

Характерное звучание и звуковой колорит  фольклорного ансамбля, певческая своеобразность и специфические приемы выразительности должны создавать народную манеру исполнения. Н. В. Калугина раскрывает  термин «народная манера пени»следующим образом: «это целый комплекс вокально-исполнительских средств и приемов, сложившихся на основе местных историко-культурных и художественных традиций под воздействием бытовой певческой среды. Народная манера особенно ясно выявляется в связи с ее местной характерностью. Она является способом выражения музыкальной речи народных певцов и передается через окружающую человека музыкально-бытовую среду» [2, с. 24].

Методика работы с фольклорным ансамблем носит разносторонний характер и связана с самыми различными формами и приемами хормейстерской работы. Обучая участников фольклорного ансамбля основам певческого искусства, музыкально просвещая их, руководитель воспитывает в них не только необходимые для исполнительской деятельности певческие навыки, но и формирует высокие нравственные идеалы. Очень важно, чтобы  фольклор к детям пришел как мироощущение, как ценностное видение мира в единстве красоты, а учитель нашел в фольклоре метод воспитания, несущий глубочайшие педагогические традиции.

В работе по освоению фольклора находят свое полное выражение такие дидактические  принципы, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения, а также принципы, лежащие в основе создания и освоения народного творчества. Главные среди них:

— раскрытие творческой  индивидуальности каждого ученика;

— вариантность;

— единство движения, слова и напева;

— изустный способ  разучивания;

— свобода действия по отношению к музыкальному материалу.

Направление и задачи работы педагога, соответствующие характеру и специфике школьного обучения народному пению детей, можно сформировать следующим образом:

1) Подготовительный период – составление плана общей работы, подбор  репертуара.

2) Комплектование ансамбля.

3) Проверка музыкальных данных и певческих способностей участников хора.

4) Музыкальная учебно-воспитательная работа.

Уделять внимание формированию певческих навыков детей нужно с первых шагов обучения детей в фольклорном ансамбле. Сам процесс пения по своей природе комплексный. В нем участвует весь организм  ребенка, в частности, его звукообразующий, артикуляционный, дыхательный и нервно-мышечный аппараты. Неправильная работа какого-либо из них может нарушить и затормозить нормальное протекание всего певческого процесса. Поэтому и выработка певческих навыков должна осуществляться комплексно, одновременно, во взаимодействии их друг с другом, хотя в определенные периоды какой-либо из компонентов может явиться наиболее важным. Кроме того, и педагогика учит нас постепенному наслоению элементов нового в учебном процессе, т.е. этапности сознательного приобретения навыков.

Человек, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям [1 , с. 228].

Литература

  1. Балашова, С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский и др. // Составитель Челышева Т. В. – М. : Просвещение, 2003. –  240 с.
  2. Калугина, Н. В. Основы методики работы с русским народным хором / Н. В. Калугина. – М. : Музыка, 1969. – 232 с.
  3. Осеннева, М. С. Безбородова / М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова // Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. Педвузов. – М. : Академия, 2015.– 368 с.
  4. Шамина, Л. В. Основы народно-певческой педагогики: учебное пособие / Л. В. Шамина. – Москва, 2017. – 202 с.
  5. http://www.13-rus.ru – интересное о Мордовии (фольклор, словарь, разговорник, искусство, кухня и т.д.)

Добавить комментарий