УЧЕБНО-КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

ББК 78.071.4(045)

УДК 78:37

 

ЧИНЯКОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, chinyakova-n@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: слушательская культура, учебно-концертная деятельность, музыкально-образовательный процесс школьников.

АННОТАЦИЯ: В статье актуализируется проблема формирования слушательской культуры современных школьников, рассматривается учебно-концертная деятельность как условие повышения эффективности данного процесса.

 

TRAINING-CONCERT ACTIVITIES AS A CONDITION OF FORMING THE LISTENING CULTURE OF SCHOOLCHILDREN

 

CHINAKOVA NADEZHDA IVANOVNA

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 

KEYWORDS: listening culture, educational and concert activities, musical and educational process of students.

ABSTRACT: Article updated by the problem of the formation of the listening culture of contemporary students, discusses training-concert activities as a condition of increasing the efficiency of this process.

 

Воспитывая всесторонне развитую личность – физически совершенную, духовно богатую и нравственно безупречную, нельзя не уделять должного внимания ее музыкальному развитию, формированию у нее интереса и любви к музыке. Заложенный в детстве фундамент данного развития оказывает большое влияние на дальнейшее музыкальное совершенствование человека, препятствует образованию отрицательных наклонностей, устранить или изменить которые обычно бывает весьма трудно.

Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка, прежде всего, в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развиваются навыки восприятия музыки, закладываются основы слушательской культуры личности, являющейся составной частью ее музыкальной культуры в целом. Слушание наиболее доступный вид музыкальной деятельности, выполняемый человеком с рождения и на протяжении всей жизни. Учитывая насыщенность музыкальной информацией современного мира, весьма актуально умение людей воспринимать музыку, понимать ее. Это требование особенно обостряется в связи с качеством самой музыки транслируемой сегодня и складывающимся отношением к ней при восприятии. Так, засилье произведений развлекательной направленности, песен «невысокого» художественного смысла, распространяемые средствами массовой информации, навязываются населению и формируют его музыкальные пристрастия, вкус, потребности. Учитывая активность данного способа коммуникаций с музыкой, когда дети с малых лет сутками не расстаются с наушниками, в домах не выключается телевизор, в машинах «рвет душу» шансон и попса, Интернет пестрит рекламой «раскручиваемых» хитов-«однодневок», ребенок привыкает не только к этому музыкальному материалу, но и к видам, способам, формам организации общения с ним.

Учитывая, что на сегодняшний день проделываемая общеобразовательной школой работа и ее результаты не вполне удовлетворяют социальное требование заметно повысить уровень слушательской (как и музыкальной) культуры детей и юношества, становится актуальной необходимость активизировать процесс ее формирования. Исходя из того, что ведущим выражением определенного уровня культуры и средством ее формирования является деятельность, то по отношению к слушательской культуре таковую представляют собой действия слушателя. Следовательно они должны присутствовать в музыкально-образовательном процессе и эффективно осваиваться обучающимися. Для достижения этого надо сделать данную деятельность привлекательной для детей, с выраженной прикладной значимостью для них. Сказанное предполагает обеспечение школьникам возможности понимания воспринимаемых музыкальных произведений, что актуализирует принцип доступности в обучении. Музыкальный материал должен быть интересен для детей, а, значит, не только понятен, но еще привлекать и удерживать внимание учащихся как к самому себе, так и к способу общения с музыкой. К перечисленному необходимо, чтобы условия реализации учебной слушательской деятельности моделировали форму организации ее осуществления детьми в повседневной жизни, что определяет цель приобретения навыка, возможность его применения вне образовательного процесса.

Таковой, по нашему мнению, является учебно-концертная деятельность, которая имеет следующие, актуальные в рассматриваемом контексте, характеристики.

Представляя собой публичную социализацию обобщенных в репертуарную программу музыкальных произведений, концерт выполняет функции, реализуемые музыкой как видом искусством. Однако в зависимости от условий его организации данные функции могут менять между собой доминирующее положение. Используя концерт в учебно-воспитательном процессе, он становится его частью, то есть организационной формой обучения. В связи с этим в нем акцентируется, становится активнее действие важных для обучения функций (образовательная, воспитательная, развивающая, коммуникативная, эстетическая, творческая), что его отличает от концертов, применяемых в музыкальной жизни общества. Более того, в зону педагогического влияния включается не только сама организационная структура публичной социализации репертуара музыкальных произведений, а также предваряющий и следующий за ней этапы, то есть фазы подготовки выступления и совершенствования полученного в нем опыта. Такая целостная структура именуется нами как учебный концерт. Производную от наименования данного понятия – учебно-концертную деятельность, мы формулируем как «действия и взаимодействия субъектов учебного концерта, обеспечивающие целостную реализацию всех его этапов» [1, с. 25].

Учитывая, что развитие слушательской культуры учащихся опирается на приобретение ими определенного теоретического и практического базиса, то в рамках учебных концертов должны производиться действия, направленные именно на это. Сочетая в себе множество элементов, которые в свою очередь способны еще и варьироваться, учебный концерт имеет множество видов, предполагающих определенные отличия ролевой деятельности и ее организации. Следовательно, достижению конкретной цели – формированию слушательской культуры учащихся, способствует видовое разнообразие рассматриваемой формы обучения, позволяющее использовать в образовательном процессе наиболее оптимальную разновидность учебного концерта, предполагающую соответствующую учебную деятельность.

Исходя из основных параметров учебного концерта, выполняемая в нем деятельность должна стремиться представлять собой «художественно-обучающее общение участников концерта по поводу и средствами музыкального искусства, приводящее к решению поставленных учебных задач» [2, с. 273]. Для достижения этого с максимальной результативностью является эффективным творческое выполнение действий и взаимодействий ролевых участников, что должно предусматриваться при их планировании. Также в данном контексте актуальна постановка школьникам заданий, реализация которых упорядочивает алгоритм ролевых действий, помогает определить их целенаправленность, способствует концентрации внимания на восприятии музыки или облегчает его, повышает интерес к транслируемой информации, к совершаемой деятельности и форме ее организации. В целом, включение учебно-концертной деятельности школьниками создает потенциальные условия для эффективного формирования их слушательской культуры, что доказали результаты апробации опытно-экспериментального применения соответствующей методики в образовательной практике.

 

Список использованных источников

 

  1. Кобозева, И. С. Просветительская деятельность магистров музыкального образования: учеб.-методич. пособие / И. С. Кобозева, О. В. Милицина, Н. И. Чинякова; под общ. ред. И. С. Кобозевой; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2014. – 78 с.
  2. Чинякова, Н. И. Учебный концерт: сущность интеграции / Н. И. Чинякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – №5. – 2012. – С. 272-276.

Добавить комментарий