ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В ВУЗЕ

ББК 78.37

УДК 372.878 (045)

 ЧИНЯКОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, chinyakova-n@yandex.ru

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вокально-хоровая подготовка, музыкально-педагогическое образование, инновационные технологии.

АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются возможности применения инновационных технологий в ходе вокально-хоровой подготовки студентов педагогического вуза, указываются наиболее продуктивные направления реализации данного процесса.

 THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF VOCAL AND CHORAL TRAINING OF MUSIC TEACHERS AT THE UNIVERSITY

 CHINYAKOVA NADEZHDA IVANOVNA

 Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 

KEYWORDS: vocal and choral training, music and pedagogical education, innovative technologies.

ABSTRACT: The article discusses the possibilities of using innovative technologies in the course of vocal and choral training of pedagogical university students, indicates the most productive areas of implementation of this process.

 

Современная отечественная система образования активно модернизируется. Это требует применения инновационных технологий в педагогической практике, что на сегодняшний день представляет собой актуальную проблему. Особую значимость она приобретает при подготовке для данной сферы кадров в вузе, где преобразуемыми являются как условия обучения (учебно-воспитательный процесс университета, института), так и предмет изучения (учебно-воспитательный процесс учреждений основного и дополнительного образования). Внедрение прогрессивно нового и совершенствование сложившихся традиций в функционирование педагогического вуза способно (а если речь идет о технологии, то должно) обеспечить необходимый рост уровня готовности его выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности, удовлетворяющей требования общества.

Представленная установка относится к подготовке специалистов всех профилей и реализуется через инновацию отдельных элементов процесса обучения, что не нарушает его целостности и довольно часто усиливает межпредметные связи. Это повышает роль практико-ориентированных направлений совершенствования студентов. В частности, к таковым в рамках подготовки будущих учителей музыки относится освоение ими вокально-хорового исполнительства.

Вокально-хоровая подготовка аккумулирует в себе курсы непосредственно посвященные формированию певческой культуры, а также дисциплины содержащие практические и теоретические элементы указанного развития как составляющую часть («Основы дирижирования», «Сольфеджио», «Технологии и методики постановки детского голоса», «Хороведение», «Основы музыкально-теоретических знаний», «Теория методика и технологии музыкального образования», «Музыкальное искусство православия», «Народное музыкальное творчество», «Основы музыкальной коммуникации» и т. д.). Очевидно, что центральными здесь являются «Вокальная подготовка» и «Хоровое пение», как учебные предметы прикладной ориентации, предполагающие обучение пению в сольном и коллективном (ансамблевом) вариантах. Остановимся поподробнее на реализации инновационных технологий в хоровом классе сложившейся в современном процессе подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе.

Исследование ряда опубликованных научно-методических работ рассматриваемой направленности показал, что предлагаемое совершенствование процесса обучения хоровому пению не носит глобального или кардинального характера. Зачастую вводимое «новое» относится к модернизации существующего незначительного элемента учебно-воспитательного процесса, либо связано с введением нетрадиционного вида деятельности или методики. Однако, исторически сложившийся «набор компонентов» данного процесса, их организация в обусловленную последовательность сегментов образующих логичную целостность остается неизменной.

Изложенное не означает, что инновации невозможны в вокально-хоровом воспитании. Более того, для достижения заметного результата не обязательно разрушать доказано продуктивное, опираясь лишь на причину его долговременного применения. Изменение чего-то в обучении не должно являться самоцелью.

По нашему мнению, инновации в вокально-хоровой работе связаны как с рассматриваемыми нововведениями, так и с личностными возможностями руководителя хорового класса, что зачастую и служит основой для включения новшеств в данное обучение. Это отражает специфичность рассматриваемого процесса весьма зависимого от индивидуальных качеств дирижера-педагога, преломляющихся в его профессиональной деятельности. Исходя из сказанного, можно определить следующие центральные установки по реализация инновационных технологий в вокально-хоровой подготовке будущих учителей музыки в педагогическом вузе. Самым очевидным здесь является целенаправленность процесса, что подразумевает формирование готовности студента к профессиональной деятельности по окончании университета и его способности к дальнейшему самосовершенствованию в опоре на устойчивое желание к данному росту.

Указанные установки требуют расширения возможности накапливания специфического теоретического знания и умений воплощать его на практике. Такие знания должны сочетать как музыкально-исполнительские (вокально-хоровые), так и музыкально-педагогические аспекты, актуальные для школьного учителя. Опыт показывает, что наиболее продуктивным здесь является достижение максимальной прозрачности процесса формирования конкретной интерпретационной концепции разучиваемого произведения и путей ее воплощения. У хористов должно по крайней мере создаваться впечатление такого характера взаимодействий с художественным руководителем. Уход от монологического способа преподнесения информации в период репетиционной работы позволяет озвучить центральные причины, обоснования выбора определенной трактовки образной драматургии сочинения, сделать принятое решение общеколлективным, что позволит сознательно (а значит и ускоренно) достичь требуемой цели.

В рассматриваемом аспекте действует и более активное применение практики разучивания произведений (или партий) под руководством студентов-дирижеров, что стимулирует интерес к деятельности, позволяет увидеть ее прикладную значимость и накапливает соответствующий опыт. В этом контексте является актуальным в классах хорового дирижирования обязательное введение в реализуемое учебное аннотирование произведений музыкально-педагогического аналитико-прогностического раздела, а также использование индивидуально-групповых форм занятий, через приглашение на них студентов, повышая тем самым степень интерактивности учебного общения.

Для создания условий способствующих разработке новых инновационных технологий может быть весьма полезным проведение педагогами-хормейстерами мастер-классов и взаимопосещение преподавателями профильных занятий.

В качестве инновационной технологии можно рассматривать электронные варианты визуальной демонстрации и звукового воспроизведения хоровых партитур или партий для их изучения, например, студентами с низким уровнем музыкальной подготовки или заочниками. Следует согласиться с тем, что пандемия явилась мощным средством развития именно такого рода нововведений в рассматриваемом образовательном процессе, позволив продолжить вокально-хоровое совершенствование студентов в удаленном формате обучения.

В целом, инновационные технологии в сфере вокально-хорового обучения имеют перспективы в плане повышения результативности подготовки педагогов-музыкантов и требуют на сегодняшний день большей разрабатываемости.

Добавить комментарий