ДИРИЖИРОВАНИЕ КАК ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

ББК 78.071.4

УДК 372.878 (045)

 

ЧИНЯКОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, chinyakova-n@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дирижирование, музыкальное образование, урок музыки, учебная деятельность школьников.

АННОТАЦИЯ: В статье указываются приоритеты применения на уроках музыки дирижирования как вида учебной деятельности школьников, раскрываются ведущие затруднения реализации данного процесса и возможности повышения его эффективности.

 CONDUCTING AS A TYPE OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN IN MUSIC LESSONS

 CHINYAKOVA NADEZHDA IVANOVNA

 Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 KEYWORDS: conducting, music education, music lesson, educational activities of schoolchildren.

ABSTRACT: The article indicates the priorities of the use of conducting in music lessons as a type of educational activity of schoolchildren, reveals the leading difficulties in the implementation of this process and the possibility of increasing its effectiveness.

 

Музыкально-образовательный процесс многогранен и имеет различные средства реализации, среди которых ведущее место занимает учебно-музыкальная деятельность, в первую очередь связанная с исполнительством учащихся. Выбор вида и специфики параметров исполнительских действий всегда находится в зависимости от условий реализации обучения, его уровня, направленности и т. д. В частности, для уроков музыки, как основной формы организации музыкального образования в общеобразовательной школе, является присущим следующее: их количественная и временная ограниченность, коллективный характер обучающегося ролевого субъекта (класс), обеспечение доступности освоения действий и минимизация материальных затрат для осуществления структурной единицы процесса. Перечисленное делает обязательным и рациональным использование на указанных занятиях хорового пения.

Известно, что вокально-хоровое музицирование нуждается в четкой организации, обеспечивающей при воспроизведении музыки достижение главной цели – слаженности художественной и технической сторон исполнительского процесса. Такое руководство выполняет дирижер, осуществляя его посредством деятельности, имеющей множественность проявлений. Так, в отличие от других исполнителей, дирижер должен, например, не только уметь определять образно-эмоциональную драматургию воспроизводимого произведения и воплощать ее техническими средствами, то есть в мануальных, мимических и прочих проявлениях, но и быть способным «доказать» хору справедливость выработанной трактовки, что требует навыка общения с коллективом, способности убеждать его, обосновывать свои мысли, предположения, идеи, предложения, выводы и т. п. Для этого также важно наличие у хормейстера умения формировать в коллективе соответствующей психологической атмосферы активности, сотворчества, доверия.

Очевидно, что указанный потенциал имеет актуальность в обучении школьников. Вместе с тем, анализ научно-методической литературы, а также школьных программ по предмету «Музыка» показывает, что дирижирование в них представлено только как «свободное дирижирование», которое рассматривается в качестве разновидности художественно-образной музыкально-пластической деятельности детей. При этом трактовка дирижирования как исполнительской деятельности учителя, справедливо подразумевает также и выполнение функций режиссера, декоратора, костюмера, балетмейстера и т. д. [1, с. 165-168]. И здесь становится важным, что в литературе присутствует предложение педагогу осуществлять данные действия совместно с детьми. Такая установка без сомнения является целесообразной. Однако, на наш взгляд, в этом случае уместно говорить о выполнении различных элементов деятельности дирижера и школьниками, а значит, и об овладении ею учащимися. Более того, дети могут выполнять наравне с мануально-техническими и другие посильные для них компоненты рассматриваемого функционирования, присущего именно дирижеру. Примером тому могут служить элементы работы над образно-эмоциональной драматургией, требующей, в частности, исследовательских действий, к которым можно отнести сбор информации об авторах, эпохе, сюжетных прототипах произведения, истории его создания и бытования, воплощениях образно-драматургического содержания в различных видах искусства, музыкально-культурной значимости опуса и т. д.

Следует отметить, когда речь заходит о введении в урок музыки дирижерской деятельности школьников, как правило, вопрос сужается до проблемы техники дирижирования и сложности ее освоения учащимися, что обычно и делает актуальным применение «пластического дирижирования». Это позволяет, сосредоточившись на художественно-эмоциональном прочтении музыкального текста, отойти от сухих «схем и ауфтактов». Однако надо подчеркнуть, что такой подход при оценке детьми руководящей роли дирижера в коллективном исполнительстве умоляет ее значимость. Также важно, что основополагающих технических приемов дирижирования не очень много, но, варьируясь и дополняясь, они составляют полномерный арсенал дирижера для воплощений музыки во всем ее невероятном разнообразии, о чем убедительно свидетельствует практика. Примером тому могут служить выступления великих дирижеров «без рук» или с очень малым их применением (С. В. Рахманинов, Л. Бернстайн, Е. А. Мравинский, Е. Ф. Светланов, В. Т. Спиваков, Ю. А. Башмет, П. Доминго и многие другие), хормейстеров народных певческих коллективов, параллельное дирижирование и инструментальное сольное исполнительство или одновременная реализация учителем руководства пением учащихся и его аккомпанирования на уроках музыки и т. д. Здесь можно вспомнить О. Клемперера, как яркого продолжателя Г. Малера – «гениального гипнотизера» (по А. В. Оссовскому), которые имели невероятную волю, позволяющую минимумом мануальных приемов с колоссальной силой воздействовать на оркестр и слушателей. Не случайно и Г. Н. Рождественский в своем красноречиво озаглавленном интервью «Могу дирижировать только глазами» вспоминал о своем отце и выдающемся дирижере и педагоге Н. П. Аносове, что для него «балетная часть», то есть мануальная техника, была третьестепенны делом. По словам Геннадия Николаевича его главный тезис звучал так: «Как выразить руками то, что ты хочешь, – не столь важно, как проникнуть в суть исполняемой музыки» [2]. Все сказанное в целом показывает возможность обучения учащихся некоторым элементарным приемам дирижирования или управления исполнением. Этому способствует постепенное, последовательно-целенаправленное освоение умений детьми, при компенсации в ходе руководства музыкальной социализацией недостающих элементов учителем.

Использование на уроках дирижирования школьников имеет множество музыкально и личностно развивающих приоритетов, не характерных для иных видов учебного исполнительства. Так, дирижер должен не петь, а слушать звучащее, что дает возможность проявить себя не только музыкально подготовленным учащимся, но и тем, у кого есть метро-ритмическое чувство, эмоциональная отзывчивость на фоне недостаточно точного интонирования нот. Более того, для дирижирования важнейшими являются организация и управление исполнением коллектива, что служит прекрасным средством для развития музыкальных и личностных качеств детей, а также представляет собой фактор стимулирования интереса к музыке и активизации общения с ней.

 

Литература

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М. : ИЦ «Академия», 2004. – 336 с.
  2. Рождественский, Г. Н. Могу дирижировать только глазами : интервью с дирижером, нар. артистом СССР Г. Н. Рождественским [Электронный ресурс] / Г. Н. Рождественский ; интервью брала Гюляра Садых-заде // Невское время. – №117. – 2010. – 2 июля. URL : https://dailytalking.ru/interview/rozhdestvennskiy-gennadiy-nikolaevich/286/ (дата обращения: 12.10.2021)

Добавить комментарий