ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ДЕТСКИХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

КУПРИЯНОВА СЕРАФИМА ВЛАДИМИРОВНА

студентка 5 курса группы ПДМ-117

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия serafima.sekretareva@gmail.com

КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

Научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, kobozeva_i@mail.ru

Ключевые слова: игра на музыкальных инструментах, шумовые музыкальные инструменты, элементарное музицирование, старший дошкольник, метроритмические движения.

Аннотация. В статье представлены основные направления формирования навыков игры на детских шумовых музыкальных инструментах у старших дошкольников в ходе кружковой работы.

KUPRIYANOVA SERAFIMA VLADIMIROVNA

5th year student of PDM-117 group

Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia serafima.sekretareva@gmail.com

Keywords: playing musical instruments, noise musical instruments, elementary music-making, senior preschooler, metro-rhythmic movements

Abstract: The article presents the main directions of the formation of skills in playing children’s noise musical instruments among older preschoolers in the course of section work.

XXI век именуется временем со значительным увеличением спроса на развитие сферы услуг и информационной среды. Это время диктует свои неизменные правила, которым нужно уметь следовать. Все общественно-политические перемены, которые происходят в современном обществе требуют от него большого количества изменений, которых не было ранее. Главная задача, которая ставится перед современным обществом и государством – это воспитание творческой, всесторонне развитой личности, со своими принципами, мышлением, взглядами на жизнь. Начальной ступенью воспитания такого человека становится дошкольное учреждение, призванное закладывать все те знания, умения и навыки, которые в дальнейшем ребенок будет развивать.

С каждым годом все чаще ученые, учителя из разных научных областей подтверждают важность музыкального воспитания в области дошкольного образования. Теоретическую основу исследования составили работы О. П. Радыновой, Б. М. Теплова, Т. Э. Тютюнникова, Ю. С. Швецовой, А. О. Шемариной и др. [5, 6, 7, 8, 9].

Дошкольное детство – первоначальная ступень развития ребенка, это фундамент для умений и навыков, которые он приобретет в течении всей жизни. Важнейшее влияние на становление ребенка как творческой личности с гибким мышлением, с умением дифференцировать весь поток информации в обществе, оказывает, в первую очередь, музыкальное воспитание. Находясь во взаимосвязи с другими видами искусства, музыка не может с таким же конкретизмом описать жизненные явления нежели литература, изобразительное искусство. Но главной особенностью музыки является способность с помощью большой гаммы красок передавать эмоциональное состояние человека в тот или иной период, выделять все движение эмоциональных переживаний, происходящих в реальной жизни [5]. Известный отечественный психолог Б. М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения» [6]. Кроме нравственного аспекта в воспитании, ребенок с помощью музыки проходит процесс социализации (приобщение к опыту предшествующих поколений), приобщается к культуре своей семьи, страны, народа.

Составляющей музыкальной деятельности является не только восприятие музыки, но и детское исполнительство, соответствующее возрастным особенностям ребенка – игра на музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические движения. Целью элементарного музицирования является развитие музыкальности у дошкольников в ходе творческой деятельности. При помощи исполнительства так же можно развить умение воспринимать и воспроизводить звуковысотность в мелодии. В любом виде исполнительства дети выполняют творческие задания, способствующие развитию их воображению, фантазии, которые они могут выполнить. Элементарное музицирование решает задачи общего психического развития (развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания, творческого мышления) [8]. Известный немецкий композитор и педагог Карл Орф считал, что музыкальные инструменты, используемые дошкольниками, должны быть проникнуты эстетичностью звучания, но быть просты в использовании и напоминать ребенку «элементарные действия» – топот, хлопок, удар, шум дождя, т.е. ударно-шумовые инструменты [1].

В работе со старшими дошкольниками на музыкальных занятиях применяются различные музыкальные инструменты. Большее предпочтение отдается ударно-шумовым музыкальным инструментам, так как у детей дошкольного возраста они вызывают больший отклик. Несмотря на простоту звучания этих шумовых музыкальных инструментов, они четко передают

характер мелодии, ее ритм, звучание. Ударно-шумовые инструменты, не имеющие звукоряда, обладают большими возможностями образного описания той или иной мелодии. Из этой большой группы можно выделить 3 группы инструментов, различных по тембру.

Первая группа ударно-шумовых музыкальных инструментов обладает «стучащим» тембром: трещотка, деревянные ложки, кастаньеты, барабан, бубен. Для второй группы характерен «звенящий» тембр: колокольчик, треугольник, бубенцы, тарелки. В последней же группе инструменты обладают «шуршащим» тембром: погремушка, маракасы. В каждом тембре отдельно взятый инструмент звучит по-разному и имеет свои отличительные выразительные краски. Например, из группы «звенящих», треугольник звучит очень мягко, протяжно, а тарелки своей яркостью указывают на праздничность звучания [5].

Развить у дошкольника чувство ритма, музыкально-слуховые представления, умение фантазировать, воображать, может помочь игра на шумовых музыкальных инструментах, которые не имеют звукоряда. Формирование навыков игры на шумовых музыкальных инструментах у дошкольников начинается уже в первой младшей группе, когда ребенок еще только научился ходить. Уже начиная с младшей группы очень важно совместно с детьми прослушивать те или иные мелодии, мотивировать их внимательно прислушиваться к каждому звуку мелодии, различать по длительности, высоте и сравнивать между собой. Вопросом развития слуха у дошкольников занималась Н. А. Ветлугина, которая в своем «Музыкальном букваре» предложила упражнения на развитие слуха в виде попевок. Для младших групп используются инструменты, не имеющие звукоряда, а начиная уже со средней группы дети впервые начинают обучаться игре на металлофоне [3].

Известный педагог, профессор О. П. Радынова в своей работе «Музыкальное воспитание дошкольников» писала, что вся работа по формированию навыков игры на детских шумовых музыкальных инструментах должна основываться на постоянном развитии и расширении диапазона попевок, которые исполняются [5]. В самом начале дети учатся играть мелодию, построенную на одном звуке. Как только ребенок прошел первый этап освоения игры на музыкальных инструментах, усвоил ритмический рисунок, задание усложняется. В последующем этапе можно переходить к попевкам на двух соседних звуках. В старшей и подготовительных группах дети уже намного лучше ориентируются в расположении каждого звука в мелодии, становятся самостоятельными в исполнении. Подходя к концу обучения в дошкольном учреждении, дошкольники уже со всей полнотой осознают, что настроение той или иной мелодии можно передать не только с помощью инструментов, которые имеют звукоряд, но и с помощью шумовых музыкальных инструментов, не имеющих звукоряд.

Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то именно она может помочь сформировать те или иные навыки в детском

исполнительстве. В старшем дошкольном возрасте приоритет отдается игре с правилами, которая учит ребенка внимательности, усидчивости, следовать определенным правилам. Примером такой игры может служить элементарное музицирование с самой интересной для детей формой игрой на шумовых музыкальных инструментах[8]. Игра на музыкальных инструментах, как и любая игра имеет свои четкие правила:

· Быть внимательным, сосредоточенным, быстро реагировать на указания педагога.

· Быть «вместе» с ансамблем, не выделяться из общего строя.

· Подстраиваться под общее звучание мелодии, играть ритмично.

· Вовремя вступать и заканчивать музыкальную фразу.

Зачастую, во временных рамках музыкального занятия в дошкольном учреждении у педагога не получается полноценно сформировать у каждого ребенка навыки игры на шумовых музыкальных инструментах. Поэтому, все актуальнее становится тенденция кружковой работы в дошкольном учреждении.

В Толковом словаре С. И. Ожегова дается такое определение термина «кружок»: «Кружок – группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-либо, а также само такое объединение, организация» [4]. Кружковая работа в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО не является обязательной частью программы, а является лишь дополнением к основной программе. Кружковую работу в ДОУ, по мнению исследователей, «можно отнести как к средствам воспитания, так и к средствам обучения дошкольников» [3, c.205]. Кружок формируется по потребностям и желанию как самих детей, так и их родителей.

Чаще всего в работе со старшими дошкольниками в ходе кружковой работы и основного занятия, организовывается работа детского шумового оркестра – вид музицирования в детском коллективе. Для исполнения используются различные типы ударных инструментов, не имеющие звукоряда. Ансамбль ложкарей – преобладающая разновидность детского шумового оркестра в старшей группе. В него, иногда, так же включают ударные инструменты (треугольник, бубен и т. п). Игра в ансамбле требует большой подготовки и внимания как до занятия, так и вовремя. Педагог должен мотивировать детей прислушиваться к своей игре и игре партнеров, не выбиваться из общего строя, чтобы добиться слаженности исполнения в вопросе общей музыкальной выразительности и ритмичности.

Перед соединением всех партий в единый ансамбль проводится работа в небольших группах (2-3 человека) для осваивания своего инструмента и выучивания партий. После проведенной предварительной работы детей можно объединять в оркестр. Состав оркестра и количество музыкальных инструментов, включенных в работу, следует выбирать исходя из музыки. Например, для исполнения классический музыки не подойдут такие народные инструменты как ложки, трещотки, правильнее будет взять металлофон, треугольник. При раздаче партий следует учитывать возможности каждого дошкольника.

Детский шумовой оркестр не требует большого разнообразия музыкальных инструментов, самым важным становится правильный их выбор. При подборе репертуара для детского шумового музыкального оркестра следует обратить внимание на различие тембровой окраски каждого инструмента для того, чтобы сделать звучание наиболее ярким и выразительным. Можно исполнять не только всем одновременно, но и поочередно, в зависимости от эмоциональной окраски музыкальной фразы.

Для того, чтобы педагог успел полноценно провести работу со старшими дошкольниками в ходе кружковой работы по формированию навыков игры на шумовых музыкальных инструментах, занятия проводятся 4 — 5 раз в неделю по определенным дням, согласованным с родителями и руководством ДОУ. Группы кружков на музыкальных занятиях следует делать не больше 12 человек. Продолжительность занятия 25 минут.

Музыкальные занятия по игре на детских шумовых музыкальных инструментах помогают ребенку развиться как творческой личности, со своими взглядами, гибким мышлением, позволяющей привносить в жизнь что-то свое, личное. Музыкальные инструменты оказывают большое влияние на воспитание высоко духовной личности, как и музыка в целом. Педагогу-музыканту следует поддерживать тенденцию введения кружковой работы в ДОУ с целью дать детям большее представление о мире музыки.

Список использованных источников

1. Боякова, Е. В. Музыкальные игрушки для дошкольников: история становления методического сопровождения музицирования в оркестре детских музыкальных инструментов / Е. В. Боякова // Humanity space International almanac VOL 5.– 2016. – No 4. –С. 469-479

2. Ветлугина, Н. М. Музыкальный букварь / Н. М. Ветлугина – М.: Книга по Требованию, 2013. – 102 с.

3. Кобозева. И. С. Педагогические условия формирования музыкального вкуса дошкольников в процессе кружковой работы / И. С. Кобозева, З. В. Яковлева // Мир науки, культуры, образования. Международный научный журнал. – 2021. – № 4 (89). – С. 205-208.

4. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М.: Оникс [и др.], 2009. — 1359 c.

5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова. –М.: Просвещение, 2011. – 110 с. – Текст: непосредственный

6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М.: Эксмо, 2008. – 212 с. – Текст: непосредственный

7. Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование с дошкольниками / Т. Э. Тютюнникова. – М.: 2000, № 9 с. 101. – Текст: непосредственный

8. Швецова, Ю. С. Элементарное музицирование как средство развития произвольности познавательных процессов у старших дошкольников / Ю. С. Швецова, Н. В. Морозова // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. – 2015. – № 3(11). – С. 86-93.

9. Шемарина, А. О. Игра в оркестре как форма развития музыкальности детей-дошкольников / А. О. Шемарина // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – №4. — С. 180-185.

Добавить комментарий