ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

КОРШУНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

магистрант группы ПЗИМ-119

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, sve79202636@yandex.ru

 

КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»,

г. Саранск, Россия,  kobozeva_i@mail.ru

 

Ключевые слова: творчество, способности, креативность, творческие способности в музыкальной деятельности.

Аннотация. В статье раскрывается понятие творческие способности в контексте музыкальной деятельности обучающихся. Предлагаются научные подходы к определению категории.

 

CREATIVE ABILITIES AS AESTHETIC, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CATEGORY

 

KORSHUNOVA SVETLANA VLADIMIROVNA

undergraduate of the PZIM-119 group

Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev ,

Saransk, Russia, sve79202636@yandex.ru

 

KOBOZEVA INNA SERGEEVNAdoctor of pedagogical sciences, professor of the department of art and music education, Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev Saransk, Russia, kobozeva_i@mail.ruKeywords: creativity, abilities, creativity, creativity in musical activity.Abstract: The article reveals the concept of creative abilities in the context of the musical activity of students. Scientific approaches to the definition of the category are proposed.

 

Проблемы, связанные с развитием творческих способностей, занимают одно из центральных мест в педагогике и музыкальной психологии, так как их решение оказывает самое непосредственное влияние на музыкально-образовательную и музыкально-воспитательную практику.

По мнению К. К. Платонова, способности – это «…совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней» [8, с. 115].

Способности являются внутренними условиями развития человека, поэтому в трудах А. Г. Ковалева, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, К. К. Платонова и др. подчеркивается важная роль способностей в процессе обучения.

Психолого-педагогическое обоснование проблема развития творческих способностей нашла в работах Ю. Б. Алиева, Б. В. Асафьева, Б. М. Теплова и др.

Способности, как отмечает Б. М. Теплов, это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности [10].

Б. М. Тепловым выделены три основных признака способностей: 1) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности; 3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

По мнению А. Ю. Козыревой, способности человека «есть атрибут общественно-исторического процесса развития человека, они формируются, реализуются и воплощаются в труде, различных формах человеческой деятельности и созидания» [4, с. 6].

А. Г. Маклаков демонстрирует схожий с А. Ю. Козыревой подход к определению способностей, уточняя: «Под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности» [7, с. 536-537].

По критерию вида психологических функциональных систем способности, с точки зрения С. Л. Рубинштейн, разделяют на сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические имажитивные, мыслительные, коммуникативные; по критерию основного вида деятельности – на научные (математические, лингвистические и пр.), творческие (музыкальные, литературные, художественные), инженерные и т. д. Кроме того различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и реже, обучаемость [5, c. 211].

Креативность (англ. creativity) – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания [36].

Творчество (англ. creativity) в узком смысле – человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. Комментируя подобную точку зрения, Л. С. Выготский писал, что в таком случае «творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели к.-н. усовершенствования в области техники» [5]. В более широком (и весьма распространенном в психологии) смысле, творчество (или творческая деятельность) – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты).

Я. А. Пономарев, в своей работе «Психология творчества» исследовал творчество как комплексную проблему. В частности, автор пишет: «Сложность структуры творчества наталкивает исследователей на мысль о необходимости множественности критериев» [9, с. 12]. Анализируя существующие труды зарубежных и отечественных исследований посвященных данной теме Я. А. Пономарев приходит к выводу о том, что: «всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития. [9, с. 20].

Творческие способности (творчество) Я. А. Пономарев определяет как «созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим». Согласно такому пониманию, не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие. Некоторые исследователи, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы или ситуации» [9, c. 27].

Под творческими способностями в исследовании мы понимаем индивидуальные особенности обучающихся, благодаря которым они могут заниматься творческой деятельностью.

Творческие способности представляют собой одну из подсистем динамической структуры личности, в которой проявляются как врожденные задатки, так и индивидуально преломляемое отражение общественного сознания.

Л. С. Выготский под творческими способностями называет «такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения» [3, с. 129].

Л. С. Выготский связывает творческие процессы с воображением, не отрицая при этом влияния социальной среды. Важнейшим положением, выдвинутым Л. С. Выготским, является утверждение о социокультурной обусловленности творческой деятельности, взаимосвязи аффективных и интеллектуальных факторов.  Я. А. Пономаревым была предложена модель творческого процесса, включающая в себя четыре фазы: фаза логического анализа вопроса, интуитивного решения, словесной формулировки, формализации словесного решения.

А. Н. Лук в своей книге «Психология творчества» [6] определяет творческие способности, подчеркивая их психологическую специфику. По мнению автора, важнейшим качеством в данном аспекте является «свежесть взгляда», т.е. способность к рассмотрению с выходом за рамки ранее усвоенного.

А. Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

  1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
  2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
  3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
  4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
  5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
  6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
  7. Гибкость мышления.
  8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
  9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
  10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
  11. Лёгкость генерирования идей.
  12. Творческое воображение.
  13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [6, c. 35].

Разделяют общие и специальные способности:

  • общие способности отвечают требованиям многих видов деятельности, к ним можно отнести, например, интеллектуальные способности;
  • специальные способности соответствуют требованиям конкретного вида деятельности, это, например, певческий голос, музыкальный слух и пр.

Творческие способности также подразделяются на общие и специальные. Специальные способности связываются с конкретным видом творческой деятельности (музыкальной, художественной, литературной и др.), общие же творческие способности позволяют личности успешно реализовывать деятельность вне зависимости от ее содержания, это, например, способность к вариативности, импровизации, умение действовать в нестандартных условиях. В этой связи С. Л. Рубинштейном выделялась общая и специальная одаренность. При этом, рассуждения автора по этому поводу довольно абстрактны, в связи с чем, Б. М. Теплов счел необходимым развить и уточнить данную концепцию. В частности, на взгляд исследователя уместнее говорить не об общей и специальной одаренности, а об общих и специальных моментах в одаренности [10].

В структуре творческих способностей выделяются такие обязательные составляющие как творческое воображение и творческое мышление. Показателем творческого развития является креативность, понимаемая в педагогических исследованиях как комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.

Творческие способности включают в себя стремление к познанию нового, нестандартность мышления, воображение, фантазию, способность к образным ассоциациям.

Как отмечает Б. М. Теплов, способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Развитие творческих способностей в музыкальной деятельности это процесс, направленный на формирование у обучающегося успешного выполнения заданий результатом которого является продуктивное творчество, способности к творческому восприятию музыки, способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыки и точно воспроизводить ее.

Именно творческое начало развивает в человеке фантазию, активизирует работу воображения. В природе творчества заложено желание найти новые, оригинальные пути решения поставленной задачи, сделать так, как не было еще сделано, по-новому и на более высоком уровне. Таким образом, творческое начало в человеке определяет стремление к развитию, прогрессу, совершенствованию.

 

Список использованных источников

 

  1. Ветлугина, Н. А. Индивидуальное и типичное в музыкальном творчестве детей / Н. А. Ветлугина // Художественное творчество и ребенок ; под ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1972. – С. 106–129.
  2. Вишнякова, Н. Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования / Н. Ф. Вишнякова. – М. : Народная асвета, 1996. – 300 с.
  3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика-пресс, 1999. – 533 с.
  4. Козырева, А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А. Ю. Козырква. – Пенза, 1994. – 344 с.
  5. Креативность // Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://enc-dic.com/enc_psy/Kreativnost-9844.html
  6. Лук, А. Н. Психoлoгия твoрчeствa / А. Н. Лук. – М. : Нaукa, 1978. – 127 с.
  7. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2008. – 583 с.
  8. Платонов, К.К. Проблема способностей / К. К. Платонов. – М.: Наука, 1972. – 312 с.
  9. Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М. : Наука, 1976. – 302 с.
  10. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. – 335 с.

Добавить комментарий