ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ

Рожкова А. Р.

Мордовский государственный педагогический

университет имени М. Е. Евсевьева

руководитель – Ю. В. Величко, канд. пед. наук, доцент

 

На современном этапе развития образования особую значимость приобретают вопросы формирования патриотических качеств младшего школьника, которые заявлены в нормативных документах (ФГОС).

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т. п.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Младший школьный возраст – это период социализации ребенка, приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.

В музыкальном искусстве и культуре Республики Мордовия заключены национальные традиции, которые необходимо сохранять и актуализировать с целью приобщения ребенка к духовным ценностям малой Родины и России. Поэтому музыка композиторов Мордовии является ценным средством для формирования патриотического самосознания и социализации растущей личности.

Музыка композиторов Мордовии отражает духовно нравственные традиции мордовского народа, аксиологический опыт малого этноса, в содержании музыкальных произведений заложены темы любви к малой родине, родной земле, семье, темы героизма, патриотизма. Поэтому музыка композиторов Мордовии – это актуальное средство, формирующее патриотизм в контексте эмоционального интеллекта ребенка.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления. Уроки эстетического цикла всегда были и есть важными в целостном педагогическом процессе. Формирование патриотических чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы обучающихся.

Использование этнокультурных традиций воспитание положительно зарекомендовало себя на музыкальных занятиях, где дети слушают народную музыку, поют мордовские песни. Так, используя метод «погружения в мир бытования песни», можно знакомить детей с традициями, обычаями и верованиями мордвы. Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.

При общении обучающегося с музыкой, формирование нравственного отношения к окружающей действительности, невозможно без реализации его творческих способностей, таких как умение воспринимать, анализировать, оценивать музыкальное произведение. Адекватное восприятие, переживание, анализ и оценка, в музыкальном образовании являются универсальными учебными действиями личностного характера, на основе которых формируются духовно-нравственные качества личности и осуществляется нравственное воспитание.

 

Список использованных источников

 

  1. Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – Москва : Музыка, 2006. – 336 с. – ISBN 978-5-7042-2430-3. – Текст : непосредственный.
  2. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студентов вузов / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – Москва : Прометей, 2013. – 431 с. – ISBN 978-5-7042-2430-3. – Текст : непосредственный.
  3. Афанасьева, А. Б. Модель этнокультуры в музыкальном образовании современного школьника / А. Б. Афанасьева. – Музыка в школе : науч.-метод. журн./ учредитель и гл. ред. Н. Кушаев. – Москва : [б. и.], 2007, июль. – С. 9–17. – ISSN 2072-0440. – Текст : непосредственный.
  4. Бояркин, Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство / Н. И. Бояркин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2017. – 182 с. – Текст : непосредственный.
  5. Кабалевский, Д.Б. Музыка в воспитании и развитии ребенка. Роль музыкальной культуры в жизни детей / Д. Б. Кабалевский. – Москва : Амрита-Русь, 2018. – 224 с. – ISBN: 978-5-413-01801-9. – Текст : непосредственный.
  6. Кобозева, И. С. Организационно-методические основы музыкально-просветительской деятельности учителя (с содержанием национально-регионального компонента) : учебное пособие / И. С. Кобозева; Мордов. гос. пед. инт. Саранск, 2004. – 117 с.
  7. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М. А. Михайлова. – Ярославль : Академия развития, 2016. – 240 с. – ISBN: 5-7797-0032-X. – Текст : непосредственный.
  8. Рабочая программа по музыке 1–4 классы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. – Текст : электронный. – URL: https://catalog.prosv.ru/attachment/ccf1d085-e803-11e0-85ca-001018890642.pdf.

Добавить комментарий