АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

ЧЕРНЫШОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

студент, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

Аннотация: в статье рассматривается активизация творческого восприятия музыки младшими школьниками.

Ключевые слова: творческое восприятие, музыка, младшие школьники, творчество.

 

ACTIVATION OF CREATIVE PERCEPTION OF MUSIC

JUNIOR SCHOOLCHILDREN

 

CHERNYSHOVA OLGA ALEKSANDROVNA

Student, Faculty of Pedagogical and Art Education,

Mordovian State Pedagogical University

named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

Annotation: the article deals with the activation of the creative perception of music by younger students.

Key words: creative perception, music, junior schoolchildren, creation

Младшим школьником называют ребенка 7 – 10 лет, т. е. обучающегося в начальной школе. Это переходный период, когда дошкольник становится школьником, в сознании и поведении его уживаются сложные и противоречивые особенности личности. Этот возраст богат скрытыми возможностями развития, в нем закладываются и культивируются многие психические качества.

Чтобы активно расширялась познавательная деятельность младшего школьника, необходимо эмоциональное восприятие происходящего в новом укладе жизни, отзывчивость, сопереживание. Младший школьный возраст благоприятен для развития творческих способностей, так как именно в это время закладывается основы для творческой деятельности. [1, с. 249]

Творческое восприятие – творческим является такое восприятие, в котором автоматически происходит фиксация нового в объекте, ситуации, отношении между воспринимаемыми предметами. Формированию этого навыка способствует сочетание противоположных качеств в структуре самого восприятия, которые отчасти базируются на природных задатках, но развиваются главным образом в направленной деятельности. [2, с. 64]

Урок музыки – один из способов развития творческих способностей учащихся в начальной школе. Интенсивно развивается творческая активность младших школьников в ходе занятий музыкой. Процесс активизации творчества на уроках искусства зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности. В основе занятий творческого типа лежат два взаимообусловленных фактора: эстетическое восприятие как сотворческий процесс и художественное творчество на основе развитой способности к эстетическому переживанию. [5]

Музыкальное восприятие – это, прежде всего слушание и слышание музыки, то есть осознание, понимание услышанного.

Как дети воспринимают музыку, что они при этом слышат, переживают, о чем думают? Отвечая на этот вопрос, исследователи традиционно выделяют два уровня восприятия музыки: сенсорный и эмоционально-семантический.

Сенсорный уровень предполагает анализ элементарных качеств музыкальных звуков (высоты, длительности, громкости, тембра) и их взаимодействий между собой.

Под эмоционально-семантическим уровнем подразумевается эмоциональная значимость музыки для человека. Основная оценка музыкального произведения происходит именно на этом уровне восприятия. Но если сенсорный уровень восприятия музыки детьми выявить достаточно просто, то эмоционально-сенсорный уровень проанализировать трудно, так как дети зачастую не могут дать развернутую словесную характеристику своих переживаний, впечатлений от прослушанной музыки. Однако здесь могут помочь такие формы работы, как выражение впечатлений по поводу прослушанной музыки в рисунках или передача ее настроения в музыкальном движении.

Для большинства детей более естественным и «удобным» является восприятие музыки через движение. Наблюдения педагогов подтверждают этот факт – дети любят двигаться под музыку и быстрее запоминают именно ту музыку, которая связана с движением. Еще Ж. Далькроз, раскрывая свои принципы и методы восприятия музыки, писал: «Если мы воспринимаем музыку одними лишь ушами, но не ощущаем ее всем телом, не содрогаемся от ее могущества, мы слышим лишь слабое эхо ее истинного существа». Таким образом, использование на уроках музыки движений может существенно активизировать музыкальное восприятие детей. [3, с. 54]

Деятельность слушателя всегда направлена на усвоение содержания музыкального произведения – иной цели у него нет. Содержание произведения – это формирующиеся в его сознании представления о самом произведении, об окружающим мире и слушателе в нём, а также об авторе и исполнителе. Однако содержание произведения в зависимости от качества деятельности школьника (слышит он или только слушает) предстаёт перед ним, формируется в его сознании в разном объёме. [4, с. 11]

Активным средством развития музыкально-творческих способностей младших школьников являются творческие задания. Учитель побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации. Для активизации инициативы младших школьников можно предложить творческие задания в форме игр. Выполнению заданий способствуют рассказанные им правила и сюжетная подсказка. Постепенное усложнение их содержания способствует обогащению музыкального опыта и творческих способностей учащихся. В творческих заданиях расширяется самостоятельность. Если вначале музыкальную игру ведет учитель, то позже – сами учащиеся.

Школьное музыкальное образование призвано целенаправленно реализовывать на уроках музыки способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими. Ученик – это слушатель и исполнитель и важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность. [5]

Список использованных источников

  1. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов – Москва : ИНТОР, 2016. – 544 с. – Текст : непосредственный.
  2. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества. / Л. Б. Ермолаева-Томина – Москва 2003. – 304 с. – Текст : непосредственный.
  3. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. / Г. В. Иванченко – Москва: Издательство Смысл, 2001. – 256 c.
  4. Панкевич, Г. И. Искусство музыки. / Г. И. Панкевич – Москва 1987. – 112 с. – Текст : непосредственный.
  5. Салпыкова, И. М. Творчество младших школьников на уроках музыки / И. М. Салпыкова, Л. Р. Миркашева – Текст: электронный // Пособие для преподавателей начальной школы. – Казань, 2011. – URL: https://kpfu.ru/staff_files/F2004915878/met.pdf

Добавить комментарий