ПУТИ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ

УДК 78.05

ББК 85.30

И 852

БАБЕНКОВА КРИСТИНА ДМИТРИЕВНА

студент, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,

МИЛИЦИНА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования музыкально-просветительских навыков детей подросткового возраста, перечисляются пути и средства, влияющие на развитие музыкально-просветительских навыков школьников-подростков во внеклассной работе

Ключевые слова: музыкальное образование, просветительская деятельность, школьники-подростки.

BABENKOVA KRISTINA DMITRIEVNA

student, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia,

MILITZINA OLGA VIKTOROVNA

candidate of pedagogical sciences, associate professor

music education and methods of teaching music

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

WAYS AND MEANS OF DEVELOPING MUSICAL AND SKILLS OF ADOLESCENT SCHOOLCHILDREN

Abstract: The article deals with the problem of the formation of musical and educational skills of adolescent children, lists the pedagogical ways and means that affect the development of musical and educational skills of adolescent schoolchildren in extracurricular work.

Key words: music education, educational activities, teenage schoolchildren.

 

Приоритетной целью образования в XXI веке было и остается воспроизводство и развитие культуры, приобщение учащихся к ценностям искусства, создание единого культурного пространства.

Подростковый возраст не зря считается «трудным» возрастом. Именно в данный возрастной период проявляется самостоятельность подростка и его стремление к такой самостоятельности, идет интенсивное формирование жизненных и социальных навыков, однако не стоит забывать, что дети в данном возрасте находятся под влиянием разных источников информации: семья, школа, СМИ, интернет и соцсети. И в ситуации заметного снижения потенциала духовности и нравственности общества ключевой задачей образования становится формирование базовой культуры личности, компонентом которой является и музыкальная культура. СМИ чаще всего преподносят музыкальное искусство как привычный звуковой фон жизни, навязывая подчас музыку сомнительного художественного качества. Педагогу-музыканту крайне важно сформировать правильные ценности в сознании учащихся именно подросткового возраста, когда происходит активное формирование личностной позиции.

На наш взгляд, это возможно осуществить в процессе приобщения к совокупному музыкально — деятельностному опыту поколений через музыкально-просветительскую деятельность.

Это положение базируется на утверждении исследователей Л. И. Божович, И. В. Гребенниковой, В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной, Е. А. Левановой о том, что для подростков особенно важно стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. И это стремление к самоутверждению выражается через реализацию способностей в каком-либо виде деятельности, что дает основание использовать потенциал музыкально-просветительской деятельности в этом процессе [4, c. 6].

Изучение трудов Э. Б. Абдуллина, О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, Н. Л. Гродзенской, Д. Б. Кабалевского, Л. А. Рапацкой, В. Н. Шацкой и др. позволили сформулировать следующее определение музыкально-просветительской деятельности. Она является особым видом деятельности, «направленной на повышение культурного уровня и удовлетворение культурных запросов и потребностей человека» и под ней мы понимаем деятельность по приобщению широкого круга людей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры и распространение знаний о музыке.

Еще в практике музыкального воспитания прошлого века С. Т. и В. Н. Шацкими в деятельности созданной ими колонии «Бодрая жизнь» практиковалось проведение музыкального просветительства среди крестьянского населения не только педагогами, но и самими детьми.

Эту мысль продолжают и современные педагоги-практики. Так, Л. Л. Мельникова утверждает, что «выступление в качестве солиста или участника ансамбля, хора, оркестра, ведущего концерта даёт возможность каждому подростку внести свой вклад в дело музыкального просветительства и проявить свои способности» [6, c. 54].

По выражению С. Л. Глебовой, «музыкальное просвещение играет особую роль в личностном становлении подростков, ибо в подростковый период интенсивно развиваются способности чувствовать и понимать искусство» [3, c. 65].

В психологии отмечается, что компонентами любой сознательной деятельности человека являются навыки, которые выполняются полностью автоматически[2, с. 68]. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

В исследованиях по музыкальной педагогике (Э. Б. Абдуллин, Б. Ф. Сушков, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая) доминирует мысль о том, музыкально-просветительские навыки как никогда важны подросткам, чтобы сформировать их общую культуру человека, основы мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию.

На основании изучения работ И. С. Кобозевой, Н. С. Ломакиной, Л. Л. Мельниковой, О. В. Милициной мы  формулируем понятие музыкально-просветительских навыков – это многократные действия, необходимые при осуществлении музыкального просвещения, характеризующиеся высокой степенью освоения. Они содержат в себе навык подбора и дидактической переработки теоретического материала, навыки составления сценария и программы концерта, навыки ораторского искусства, навыки контакта с аудиторией, навыки решения организационных вопросов, связанных с проведением концерта [7, c.31].

Внеурочная деятельность учителя музыки играет важную роль в формировании музыкально-просветительских навыков, задача педагога заинтересовать подростков дополнительными занятиями, развить в них чувство музыкального стиля и любовь к музыке. Благодаря систематическому, целенаправленному использованию активных методов обучения развиваются не только специальные музыкально-просветительские навыки, но и успешно формируются такие качества личности, как заинтересованность, самостоятельность, изобретательность, что повышает способность подростков к продуцированию нестандартных идей и нахождению оригинальных решений и способствует повышению самооценки [5, c. 20].

Для формирования музыкально-просветительских навыков у подростков во внеклассных занятиях можно использовать программу непрерывного музыкального развития Т. А. Рокитянской «Каждый ребенок – музыкант!».Она состоит из пяти разделов, работа над которыми продолжается в течении всего учебного года во внеурочное время. Первый раздел заключается в развитии воображения, внимания, приобретении навыков театрального искусства, а также на ознакомление с основами сценического мастерства. Второй раздел направлен на развитие свободы и выразительности телодвижений, первоначальных навыков танца и представления о музыке в целом. Третий раздел характеризуется развитием дыхания у детей, речевого аппарата, развития мышц языка и лица в целом, развитие дикции, интонации, связной речи. Четвертый раздел направлен на развитие музыкальных способностей. И пятый раздел позволяет развивать память, упражнения этой категории направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения [1, c. 89].

Помимо этого, во внеклассной деятельности могут проводиться дополнительные внеклассные часы с анкетированием и тестами на знание основ музыки, применяться ИКТ на занятиях. Формы организации внеклассной деятельности могут быть кружковые, создающие большие возможности для проявления склонностей, развития музыкальных, творческих способностей учащихся, и массовые– когда возможно приобщить к музыкальному просвещению наибольшее количество подростков. В их числе мы предлагаем как традиционные концерты-лекции, диспуты, беседы, так и современные просветительские акции, марафоны, флэшмобы, культурные проекты, написание рецензий на популярные саундтреки. При использовании данных форм работы у детей подросткового возраста пробуждается интерес к музыке, развиваться чувство вкуса и музыкальной эстетики, формируются навыки взаимодействия с искусством. Все это достигается путем просветительской работы, стремления пропагандировать музыкальную культуру, при этом учитывая сложный возрастной период подростков, влияние средств массовой информации, мнение сверстников и семьи [1, c. 95].

 

Список использованных источников

 

  1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. – Москва: ВЛАДОС, 2000.– 336 с.
  2. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – Москва : Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  3. Глебова С. Л. Музыкальное просвещение подростков в условиях деятельности музыкального общества :дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Глебова Софья Львовна. – Тамбов, 2002.– 181 c.
  4. Кобозева, И. С. Организационно-методические основы музыкально-просветительской деятельности учителя (с содержанием национально-регионального компонента): учебное пособие / И. С. Кобозева, И. В. Жданов, С. В. Егорова, М. А.  Белкина; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2004. – 116 с.
  5. Ломакина, Н. С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков :дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Ломакина Наталья Сергеевна. – Москва, 2006.– 218 с.
  6. Мельникова, Л. Л. Методика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе :дис. … канд. пед. наук / Л. Л. Мельникова. – Москва, 2005. – 163 с.
  7. Милицина, О. В. Формирование готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования :дис. … канд. пед. наук / Милицина Ольга Викторовна. – Саранск, 2008. – 152 с.

Добавить комментарий