МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

ЧЕРНЫШОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

студент, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

Аннотация: в статье рассматриваются методы развития певческих умений и навыков младших школьников на уроке музыки.
Ключевые слова: певческие навыки, умения, младшие школьники, вокал.

METHODS OF DEVELOPMENT OF SINGING SKILLS

YOUNGER STUDENTS AT A MUSIC LESSON.
CHERNYSHOVA
JULIA ALEKSANDROVNA

Student, Faculty of Pedagogical and Art Education,

Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

Annotation: the article discusses the methods of developing the singing skills and abilities of younger schoolchildren in a music lesson.

Key words: singing skills, abilities, junior schoolchildren, vocals.

Музыкальное образование детей имеет ничем не заменимое воздействие на их общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы. В настоящее время в педагогической практике музыкальному образованию учащихся уделяется мало внимания. Хотя именно в младшем возрасте формируются музыкальный слух, музыкальная память, развиваются музыкальные способности. Решение этой проблемы, возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности.

В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность выразить свои чувства в пении и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией [1, с.110]

Несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Этому вопросу посвящено немало исследований, но, как правило, эти статьи посвящены формированию вокальных навыков у учащихся ДМШ или хоровых студий. Значительно меньше этот вопрос освещен относительно формированию певческих навыков у учащихся младших классов общеобразовательной школы. В то же время именно в этот начальный период закладываются основы вокально-хоровых навыков.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования его результатов учителями музыки общеобразовательных школ, руководителями детских хоров, студентами музыкально-педагогических отделений и факультетов в их работе с детскими хоровыми коллективами.

Певческие навыки – это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта; взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. В процессе обучения пению детей у них формируются 4 певческих навыка: певческая установка, певческое дыхание, певческая дикция, певческое звукообразование и звуковедение. Сущность певческих навыков заключается в следующем: певческая установка – необходимое условие, как для развития голосового аппарата, так и для плодотворной исполнительской деятельности; певческое дыхание – это основа пения, так как от него зависит качество звука голоса; певческая дикция – это важнейшая часть всей вокальной работы, она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием; певческое звукообразование и звуковедение – это результат взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с голосовыми связками  [2, с. 261]

При формировании у учащихся навыка певческой дикции учителя музыки используют следующие методы и приемы: артикуляционная гимнастика; речевые упражнения; упражнения на выравнивание гласных с применением различных слогов и др. В процессе формирования певческого навыка звукообразования педагоги применяют такие методы и приемы как: слушание хороших записей вокально-хоровой музыки; работа с образами; артикуляционная гимнастика; певческая установка и др [3, с.186]

Наиболее эффективными методами формирования певческих навыков являются:

а) формирование навыка дикции: скороговорки и поговорки, которые насыщены гласными звуками, комплекс упражнения для выработки правильного произношения звука «Р»,

б) формирование навыка звукообразования: артикуляционная гимнастика; в песнях пропевание каждого предложения, а затем четверостишием и в конце уже куплетами.

Процесс овладения определенными умениями и навыками способствует развитию творчества, так же творчество в процессе формирования умений и навыков считается обязательным условием эффективности их формирования.

 

Список использованных источников

  1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. – 113с.
  2. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992. – 271 с.
  3. Емельянов, В.В. Развитие голоса: координация и тренажеры: учебники для вузов. Специальная литература. – Спб.: Лань, 2003. – 192.

Добавить комментарий