ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ (БАКАЛАВРИАТ)

УДК 37.015:73/76:78(045)

ББК 85.100

 

ГРЯЗНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

кандидат философских наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, Саранск, Россия,  regphil@mail.ru

ЯРОВАЯ ЯНА ИГОРЕВНА

студентка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева,

Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

Ключевые слова: педагог музыки, музыкальная подготовка бакалавров, музыкально-образовательный процесс в высшей школе, художественно-эстетическое образование, творчество, интеграция, интегративный подход в обучении, искусство, синтез искусств, предметная область художественно-эстетического образования, интеграционное эстетическое пространство в школе.

Аннотация: в статье рассматривается интегративный подход подготовки педагога музыки (бакалавра) в педагогическом вузе, в ходе освоения предметов художественно-эстетического цикла, обеспечивающий формирование основ музыкально-эстетического образования, культуры восприятия и мировоззренческих ориентаций обучающихся в ходе освоения различных видов искусства (народное творчество, духовная, народная и классическая музыка, традиции, изобразительное искусство, литература, хореография, театр, история  искусств и пр.); анализ программ по искусству, ориентированных на развитие творческого потенциала личности, актуализируется необходимость подготовки педагогов музыки, у которых сформирована мотивация к реализации художественно-эстетического воспитания обучающихся в учебно-образовательном процессе.

INTEGRATIVE APPROACH TO TRAINING A MUSIC TEACHER IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY (BACHELOR STUDIES)

 Gryaznova Tatyana Mikhailovna

Candidate of Philosophy, Associate Professor Department of Art and Music Education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

Yarovaya Yana Igorevna

student Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

         Key words: music teacher, musical training of bachelors, musical and educational process in higher education, art and aesthetic education, creativity, integration, integrative approach to teaching, art, synthesis of arts, subject area of art and aesthetic education, integration aesthetic space at school.         Abstract: the article discusses an integrative approach to training a music teacher (bachelor) in a pedagogical university, in the course of mastering the subjects of the artistic and aesthetic cycle, which ensures the formation of the foundations of musical and aesthetic education, the culture of perception and worldview orientation of students in the course of mastering various types of art (folk art, spiritual, folk and classical music, traditions, visual arts, literature, choreography, theater, art history, etc.); analysis of art programs focused on the development of the creative potential of the individual, the need for training music teachers is actualized, who have a motivation for the implementation of artistic and aesthetic education of students in the educational process.

 

Современная высшая школа ориентирована на становление креативной и критически мыслящей личности будущего учителя музыки, активно и целенаправленно познающего окружающий мир, мотивированной на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Это связано, прежде всего, с модернизацией системы российского образования, которая требует от школы смены приоритетов – от цели дать ученику сумму знаний, умений и навыков школа переходит к необходимости воспитать целостную личность, владеющую основами научных методов изучения окружающего мира, направленную на творчество и современную инновационную деятельность.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописано, что результаты освоения основной образовательной программы должны быть ориентированы на «…освоение обучающимися ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий в совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний» [6]. Логика современной образовательной парадигмы  – интегративное  познание мира, потребность в интеграции предметов художественно-эстетического цикла рассматривается как первоочередная педагогической задача, в контексте взаимосвязи и взаимопроникновения знаний области «Искусство».

Интеграция (от лат. integratio– «восстановление», «восполнение», «соединение») — процесс объединения частей в целое. Проблема интеграции обучения и воспитания в высшей школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами  и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в ходе формирования у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры [7, с. 8].

На необходимость развития интеграционных художественно-образовательных процессов при обучении в школе указывали и указывают исследователи и практики: Э Абдуллин, Э. Басина, Б. А. Бечак,  И. В. Кошмина, А. А. Мелик-Пашаев, В. В. Медушевский, Б. М. Неменский, Л. Г. Савенкова, Н. А. Терентьева, Б. П. Юсов и др.

Интерес исследователей к процессу интеграции в обучении обусловлен его положительным воздействием на многие аспекты образования и воспитания. В частности, И. В. Кошмина полагает, что «интеграция в школе способствует увеличению глубины и объема формулируемых понятий; осознанию значимости предмета в системе других наук, а также взаимосвязей знаний и явлений; развитию продуктивной познавательной деятельности учащихся; формированию умений и навыков на основе систематического применения этих знаний» [3, с. 9]. Целостная личность, как отмечается в научной литературе, должна иметь целостное представление об окружающей действительности, что зачастую проблематично при нынешней парадигме образования, расчленившей все педагогическое и культурное наследие на отдельные, не взаимосвязанные друг с другом, области. В свою очередь учителя-предметники не особо стремятся соотносить содержание изучаемого учащимися материала с другими предметными знаниями. Так, И. В. Кошмина, сравнивая учебный процесс с партитурой музыкального произведения, отмечает, что «каждый предметник стремится исполнить свою партию только «соло», да ещё так, чтобы она прозвучала громче, чем «соло» других учителей. Какая же какофония возникает в голове ученика!?». И вот здесь на помощь приходит интеграция, понимаемая как сложный процесс, взаимовлияния разных видов художественной деятельности на целостность восприятия окружающего мира личностью [3, с. 7].

Реализация интегрированного подхода к  предметам художественно-эстетического цикла в структуре общего образования нацелена на  развитие полихудожественных и творческих возможностей ребенка, способности сопоставлять, размышлять о  взаимосвязи всех явлений окружающего мира, природы, предметного окружения, явлений культуры, науки, традиций, истории и т.д.

Исследователи выделяют следующие виды интеграции: интегрированный урок, интегрированные предметы, интеграция различных видов искусств, интеграция всей системы базового и дополнительного образования на основе некой общей идеи [4, с. 8]. Перечисленные виды интеграции не исключают, а дополняют друг друга, а самое главное, что в синтезе они способны создать единое эстетическое интеграционное пространство в образовательном процессе подготовки музыканта-бакалавра. Обучающиеся овладевают способностью видеть общее в частном и наоборот, умением комплексного использования полученных знаний, выработкой рациональных путей решения сложных задач. Ведь становление и развитие личности «происходит под влиянием совокупности факторов» [4, с. 131].

Определяя основные особенности создания интеграционного художественно-эстетического пространства школы, Э. Б. Абдуллин указывает на следующие принципы ее деятельности: культурология, социология, диалог, эмоциональная реакция – рефлексия, креативность, вариативность, свобода выбора [1, с. 137]. Введение этих принципов в образовательную среду мотивирует к работе в команде, всех ее подразделений. Предметная область  художественно-эстетического цикла – изобразительное искусство, музыка, литература, хореография, история искусств и т.п. Взаимодействуя между собой, вовлекают в свое пространство другие дисциплины – историю, иностранные языки, географию, математику, в конечном результате выигрывает каждый ребенок, так как он учится целостно воспринимать окружающий мир, снимаются перегрузки, вызванные разорванностью учебного процесса и внеклассной деятельности, появляется личностная заинтересованность, повышается самооценка, тем самым «создается максимально возможная среда для адаптации и развития личности» [1, с. 130].

Анализ методической литературы показал, что межпредметные связи являются важными составляющими программы «Музыка», созданной под руководством Д. Б. Кабалевского, а также специальным разделом учебной программы «Музыка» под общей редакцией Ю. Б. Алиева. Программа И. В. Кошминой основана на «вертикальном тематизме» нескольких учебных предметов. Интегративный курс для младших школьников представляет программа «Музыка» О. С. Нечаевой; программа общего художественного развития младших школьников А. А. Мелик-Пашаева и  З. И. Новлянской, а также программа по музыкально-эстетическому воспитанию Н. А. Терентьевой и Р. Г. Шитиковой. Принцип интеграции полно прослеживается в программе «Синтез искусств в эстетическом воспитании» (авторы О. А. Куревина, Л. С. Васильева). Программа «Планета детства» (авторский коллектив под руководством Т. Н. Тарановой, Л. Ф. Сербиной, Л. И. Греховой) направлена на гармоническое развитие личности ребенка. Программа «Синтез» (авторский коллектив под руководством К. В. Тарасовой) представляет цельную педагогическую систему (задачи, цели, формы) эстетического развития ребенка на основе взаимодействия трех основных искусств – музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.

Эстетическое воспитание и развитие детей представлен в экспериментальной программе «Эстетическое обучение и воспитание детей: Экспериментальная программа от 3 до 10 лет» (авторы Г. В. Арзямова, З. П. Морозова, Т. Д. Стульчик). Программа обращена к структурам дополнительного образования и опирается на разработки лаборатории изобразительного искусства под руководством Б. П. Юсова. Та же основа взаимодополнения и взаимодействия искусств представлена в программе Ю. В. Ушаковой «Образная хореография». Развитие творческих способностей средствами театрального искусства – цель программы Н. Сорокиной и Л. Миланович «Театр – творчество – дети». Технология художественно-творческого развития «Росток» А. Шестаковой представляет собой программно-целевой комплекс, интегрирующий алгоритмы развития эмоционально-чувственного отношения ребенка к жизни и искусству. Основываясь на различных видах искусства – изобразительном, музыкальном и литературе, программа предлагает технологию освоения их языка. Авторская программа «Введение в язык искусства» (авторы Н. Э. Басина, О. А. Суслова) является результатом исследовательской и педагогической работы, связанной с проблемами психологии и восприятия искусства, психологии детского творчества, с углубленным изучением природы детской игры. Она основана на интеграции разных видов искусства – музыки, изобразительного искусства, архитектуры, литературы.

Главная цель вышеназванных программ видится как целостное эстетическое формирование личности, развитие ее интеллектуально-художественного и творческого потенциала; попытка ввести ребенка в «мир искусства» средствами, детерминированными самой природой искусства: эмоциональность, ассоциативность, образность, что делает возможным их интеграцию, создающую новое органическое единство.

Таким образом, интеграция дисциплин художественно-эстетического цикла в современной высшей школе – альтернативная система обучения; направленная на формирование основ художественно-эстетического модуля и целостного мировосприятия обучающихся в музыкальной подготовке будущих педагогов музыки-бакалавров.

 

Список использованных источников

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М. : МПГУ ; Прометей, 2013. – 431 с.
  2. Бечак, Б. А. Воспитание искусством / Б. А. Бечак. – М. : Просвещение, 1981. – 234 с.
  3. Кошмина, И. В. Интеграционное пространство школы в действии // Начальная школа. – 2018. – № 5. – С. 5-10.
  4. Лопаткова, И. В. Практическая психология художественного творчества / И.В. Лопаткова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». – Москва : МПГУ, 2018. – 264 с.
  5. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский – М. : – 2016.-156 с.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/‎obrazovanie-doc.html (дата обращения: 14.03.2022).
  7. Савенкова Л. Г. Интеграция в художественной педагогике ИЗО // Искусство в школе. – 2017. – № 4. – С. 4 — 10.

Добавить комментарий