РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПРАВОСЛАВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ (БАКАЛАВРИАТ)

УДК: 373.2(045)

ББК 78

ГРЯЗНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

кандидат философских наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, Саранск, Россия,  regphil@mail.ru

БЕРЕЗИНА ОЛЬГА МАРАТОВНА

студентка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

Ключевые слова: музыкально-певческое искусство православия,  нравственно-эстетическое воспитание, бакалавр музыки, духовные традиции, музыкальная подготовка бакалавров, музыкальные традиции православия, творчество, синтез искусств.

Аннотация: исследование посвящено проблеме реализации воспитательного потенциала музыкально-певческого искусства православия в педагогическом вузе, в ходе подготовки бакалавра музыки. Изучая  хоровые произведения певческого искусства православия, студенты пополняют свой музыкальный опыт новыми интонациями, приобщаются  к нравственным идеалам, познают тонкости души человека, картины мира в целом. Знание христианской морали и нравственности помогут найти ориентиры в жизни молодого человека, что особенно актуальны в наши дни, они требуют осмысления и рефлексии в ходе  профессиональной подготовки будущих бакалавров музыки в российских вузах в рамках дополнительного образования и факультативных курсов.

REALIZATION OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE SINGING ART OF ORTHODOXY IN THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY (BACHELOR STUDY)

 Gryaznova Tatyana Mikhailovna

Candidate of Philosophy, Associate Professor Department of Art and Music Education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

Berezina Olga Maratovnaa

student Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 

Key words: musical and singing art of Orthodoxy, moral and aesthetic education, bachelor of music, spiritual traditions, musical training of bachelors, musical traditions of Orthodoxy, creativity, synthesis of arts.

Abstract: the study is devoted to the problem of realizing the educational potential of the musical and singing art of Orthodoxy in a pedagogical university, in the course of preparing a bachelor of music. Studying the choral works of the singing art of Orthodoxy, students replenish their musical experience with new intonations, join moral ideals, learn the subtleties of the human soul, the picture of the world as a whole. Knowledge of Christian morality and morality will help to find guidelines for young people, which is especially relevant today, and requires reflection and reflection during the professional training of future bachelor musicians in Russian universities as part of additional education and optional courses

 

В последние годы во многих регионах Российской Федерации широкое развитие получила практика преподавания в государственных образовательных учреждениях учебных предметов, направленных на углубленное знакомство молодежи с историей и культурой Православия, ценностями православной культуры. Этот процесс обусловлен объективными обстоятельствами, в первую очередь выдающимся значением православной религии и культуры в истории российского государства, местом православной христианской традиции в отечественном историческом и культурном наследии. Рост интереса подрастающего поколения к изучению православной культуры вызван также новыми условиями развития российского общества. Это открытость, приверженность демократическим принципам, отказ от односторонней идеологизации системы образования. Особенно следует выделить наметившуюся в последние годы тенденцию ориентации российских вузов на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании молодежи. Музыкально-певческое искусство православия  является отражением  мировоззренческих принципов отечественной культуры с духовными началами христианской морали: любови, соборности, милосердии, покаянии.

Изучение отдельных аспектов православной культуры ныне осуществляется в содержании практически всех гуманитарных дисциплин средней и высшей школы, в том числе и педагогических вузах. В некоторых учебных заведениях православную христианскую культуру изучают углубленно, в рамках отдельного учебного предмета. В то же время практика изучения православной культуры в образовательных учреждениях в настоящее время еще не отработана и сталкивается с рядом трудностей. Как правило, изучение православной культуры проводится безнеобходимого учебно-методического обеспечения. Имеющиеся пособия не вполне отвечают целям и задачам учебных курсов. Зачастую педагоги вынуждены использовать литературу, не соответствующую методическим требованиям современного российского образования.

Дисциплина «Музыкально-певческое искусство Православия в общеобразовательной школе» ориентирована  для бакалавров, будущих учителей музыки. Ее важность обусловлена потребностями современного общества в формировании национального самосознания, в воспитании сущностных сил человека, осознающего смысл своего жизненного назначения, духовные ценности, заложенные в певческом искусстве православной ориентации.

Искусство Православия основано на морали и нравственности  христианских Заповедей и стабильности канонов, которые помогают человеку приобщаться к великим и сокровенным тайнам бытия и человеческой души. Неотъемлемой частью религиозного культа в православии выступает певческое искусство, в котором божественная триада  Истина-Добро-Красота, воплощаются в певческом звуке, и представления об духе. Душе становятся зримыми, яркими. Погружаясь в мир светлых звуков и чистой гармонии, внутренний мир человека определенным образом меняется, и то, что оказывается приобретенным восприятием, реализуется затем в жизненном поведении. Слушая православную музыку, познавая смысл высших истин, заложенных в ней, человек возвышается над окружающей его действительностью и начинает соизмерять свое приходящее бытие на Земле с божественной вечностью. Величественная простота, смиренно-возвышенное спокойствие, мудрое бесстрастие – главные качества музыкального языка православной музыки, которая прославляет и воспевает Святость – Мудрость  – Красоту. Духовная музыка – неотъемлемая часть культуры и истории России, возродившаяся в наше время на новом уровне композиторского, исполнительского мышления и культуры восприятия.

Бакалавры музыки  факультета педагогического  и художественного образования,  как активные представители  современного российского социума,  необходимо принять участие в популяризации и, более того, расширении знаний и значимости ценностных ориентиров в вопросах воспитания молодого человека, которые на века закреплены в музыкально-певческом наследии – христианской певческой традиции православной ориентации. Знания о духовной музыке должны способствовать развитию духовно-ценностного потенциала будущего учителя музыки, формированию общей культуры, что необходимо для его самосовершенствования и самоопределения.

Хоровая музыка – древнейшая традиция коллективного исполнительства в нашей стране, где осознание ответственности за дело ставит личность поющего над индивидуальным. Параллельное развитие православного пения и народной песни, когда создавалась русская хоровая музыка (безымянная на ранних стадиях развития и композиторская в дальнейшем), вносят элемент светской и сакральной духовности в разные виды творчества. При изучении православной духовной музыки  в вузе не ставится своей целью приобщение студентов к православной вере, тем более что на занятиях присутствуют люди различных конфессий. Специальные задания (рефераты, различные презентации) позволяют молодежи ознакомиться с духовной музыкой иудеев, протестантов и католиков. Свобода каждого человека определить свое отношение к религии остается непреложной.

Анализируя нигилизм в молодежной среде, Н. В. Матвеев, видный деятель и современной исследователь православного певческого искусства отмечал, что «…песнопения Русской Церкви, с их издревле сохранившейся национально-характерной мелодикой, богатейшим и неповторимым своеобразием гармонии, несимметричным метро-ритмом, занимают почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры, в деле воспитания человека» [3].

Православное богослужение складывалось веками в России, и вместе с

формами церковной службы формировались жанры русской духовной музыки. «Традиция церковного пения – естественность и величественная простота, благоговейная радость, восторг, умиление, умиротворение, смирение, именно отсюда, по мнению В. В. Медушевского, протекает важнейшее следствие для теории музыкального и художественного образования: положение о базовом характере церковного искусства в деле обучения, так как церковное пение всегда было любимым и задушевным искусством Великой Руси, в котором ярко и полно выразились художественный гений и религиозная настроенность русского народа» [4, с. 31].

О том, что религиозное искусство может служить союзником образования в деле воспитания человека, говорил в свое время и Патриарх Всея Руси Кирилл: «Нет пред нами сегодня задачи важнее и существеннее, чем задачи воспитания и образования. Упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укрепим в них чувства веры и любви, и не будет России на свете, которую мы знаем и любим. От того, насколько нам удается справиться с задачей образования, возобновить почти прерванные культурные традиции, зависит существование нашего народа» [2].

Издревле главным содержанием уроков музыки в школах и гимназиях была

духовная музыка, народное же музыкальное творчество считалось проявлением язычества и осквернением истинно высокого духовного чувства. На школьных занятиях ученики пели тропари, кондаки, стихиры, духовные концерты, изучали осмогласие.

Для каждого праздника церковью созданы определенные песнопения, и культурному, грамотному человеку, любящему свою Родину, почитающему своих предков, необходимо знать и понимать предназначение этих песнопений. И будущему учителю музыки необходимо знание классической, народной, эстрадной музыки. Богатство музыкального воображения, вдумчивое отношение к содержанию произведения подсказывают исполнителю и пути для его реализации. Сплав идей, мыслей, чувств и стремлений исполнителя духовных произведений образует то состояние психики, которое рождает замысел и предвосхищает результат творческой деятельности. Конкретная художественная цель дает возможность сосредоточить волю на воплощении исполнительского замысла путем различного рода музыкально-слуховых действий, контроля над ними, их оценки [4, с. 50].

По мнению философа и священника, о. П. Флоренского, духовная музыка – это синтез музыкальной культуры и богословия. Характер исполнения богослужебного пения имеет ряд существенных отличий от исполнения хорового сочинения светского содержания. Среди них, прежде всего, следует отметить установку на «пение разумное», которая во многом определяла содержание русского музыкального образования и не потеряла актуальности и в наши дни.

«Пение разумное» точно представляется в лаконичном изречении протоиреем Б. Николаевым, который говорил, чтобы разумно петь Знаменное, надо жить Знаменно. Автор акцентирует внимание на том, что фразу «жить Знаменно» следует понимать как необходимость соблюдения праведного чина во всей жизни, в том числе и в церковном пении [Цит. по : 3, с. 279].

Академик Т. Ф. Владышевская полагает, что церковные песнопения это   «благословие в звуках». Главным в них является не музыкальное начало, а слово, его смысл. Поэтому большое внимание уделяется тому, каким должно быть это слово, как и когда оно должно быть воспето. В соответствии с этим одной из важнейших целевых установок музыкального образования становится ориентация на слово, как носителя духовного начала, которое должно «просветлять» души подрастающего поколения [1].

К типичным чертам духовных песнопений следует отнести внутреннюю сосредоточенность и умиротворенность, особую неповторимость, целостность, которая сразу же «ложится» на слух человека, позволяя ему почувствовать в песнопении молитвенный настрой, эмоциональное  воздействие на душу человека. Певческое искусство предполагает особое духовное состояние исполнителей (солиста, хора), связанное с православной верой.

Критерии певческого искусства можно сформулировать следующим образом: — особый эмоциональный настрой поющего, духовная певческого «просветленность» звучания; знание хорового материала (предмета исполнения), то есть о чем поем,  и зачем.

Приобщение подрастающего поколения к системе нравственных и духовных ориентиров певческого искусства открывает путь созидания прекрасного и вечного, а сакральный смысл священных текстов, воплощенных в музыкальном материале способствует реализации воспитательных и нравственных задач студенчества и молодежи в ходе  профессиональной подготовки учителя музыки в дополнительном образовании и на факультативных курсах.

Список использованных источников

  1. Владышевская, Т. Ф. Музыка Древней Руси. Искусство Древней Руси / Т. Ф. Владышевская. – Москва : Искусство, 2017. – С. 174-176.
  2. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Московского и всея Руси Кирилла // Высшее образование в России. – М. – № 6. – 2020. – С. 31.
  1. Матвеев, Н. В. Хоровое пение / Н. В. Матвеев. Учебное пособие по хороведению // Москва : Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. –1998. – С. 278-281.
  2. Медушевский, В. В. Возможности возвращения предмета в лоно Православия. Несколько слов о православном церковном пении / В. В. Медушевский // Музыка в школе. Выпуск 1 – Москва : Просветитель, 2020. – 75с.

5. Николаев, Б. Протоирей. Толковая грамматика знаменного пения. / Б. Николаев. – Псков, 2005. – 250 с.

Добавить комментарий