ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

УДК: 373(078)

ГРЯЗНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

кандидат философских наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, Саранск, Россия, regphil@mail.ru

ЗУДИЛИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

студентка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 Ключевые слова: интерактивные методы, коммуникации, компетентность педагога, инновационные технологии, дошкольное образование, социальные отношения, система образовательного процесса.

 Аннотация: в статье обосновывается актуальность использования интерактивных методов и приемов, в обучении детей дошкольного возраста. Внедрение в образовательный процесс интерактивных технологий, поможет обогатить уровень развития детей, их культуру, повысить качество образовательного процесса. Современные педагоги должны идти в ногу со временем. Они должны знать и уметь грамотно применять новые инновационные методы в работе с дошкольниками.

 INTERACTIVE TEACHING METHODS AS A MEANS OF DEVELOPING PRESCHOOL CHILDREN’S ABILITIES

Gryaznova Tatyana Mikhailovna

Candidate of Philosophy, Associate Professor Department of Art and Music Education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

Zudilina Natalya Alexandrovna

student Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 Keywords: interactive methods, communication, teacher competence, innovative technologies, preschool education, social relations, educational process system.

Abstract:  The article substantiates the relevance of using interactive methods and techniques in teaching preschool children. The introduction of interactive technologies in the educational process will help to enrich the level of development of children, their culture, and improve the quality of the educational process. Modern teachers must keep up with the times. They should know and be able to correctly apply new innovative methods in working with preschoolers.

Информационные технологии активно внедряются в систему дошкольного образования и все чаще используются в практике педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Мультимедийные презентации, упражнения компьютерных игр на занятиях становятся достаточно распространенной и неотъемлемой частью учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии, интерактивные средства обучения, открывают огромные потенциальные возможности для развития ребенка, делают его полноценной личностью и способствуют обогащению его коммуникативного и социального опыта.

Использование ИКТ в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений является одной из новейших и наиболее актуальных проблем российской дошкольной педагогики.

Современный педагог-это тот, кто постоянно развивается, воспитывает и ищет новые пути развития и воспитания детей. Все это возможно благодаря его активной позиции и творческой составляющей. [1–3].

Из этого следует, что образовательный процесс может эффективно осуществляться только преподавателем, который постоянно повышает уровень своего профессионального мастерства и способен внедрять инновации.

Внедрение инноваций в работу дошкольных учреждений является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, как через развитие инноваций, нововведений, а содержание образования должно быть ориентировано на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост и развитие способностей. И только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и самореализации, может воспитать творческую, самодостаточную личность. В условиях модернизации образования, современной науки и практики приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога. [9].

Любая инновация — это не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально новой составляющей, в результате чего происходят качественные изменения в окружающей среде. Технология, в свою очередь, представляет собой комбинацию различных приемов, которые используются в том или ином бизнесе, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и методик, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Дошкольные учреждения сегодня нуждаются в самых современных методах, которые преследуют главную цель: развитие ребенка как личности. Это требование полностью соответствует интерактивным методам обучения.

Интерактивные методы обучения — это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми, которые обеспечивают оптимальные условия их развития.

Интерактивное обучение дошкольников — это специфическая форма организации учебной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий взаимодействия, в которых каждый ребенок чувствует свою успешность и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой продуктивности.

Современные дети «с рождения»  начинают получать информацию из различных электронных источников: телевизоров, DVD, компьютеров, мобильных телефонов. Интерактивные доски соответствуют тому способу восприятия информации, который отличает новое поколение детей. [4, с. 8].

Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Образовательная деятельность с ее использованием стала намного ярче и динамичнее. С помощью больших ярких картинок, с помощью геометрических фигур и различных предметов дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. При этом дошкольники, воспринимая информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее.

Работа с интерактивной доской включает в себя: дидактические игры и упражнения; коммуникативные игры; проблемные ситуации; овладение символами, моделями, мнемотехникой; творческие задания; совместную деятельность детей и многое другое.

Использование доски позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.

Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Интерактивная доска в комплексе с традиционными методами обучения дает значительный прирост в образовательном процессе, а сфера ее применения может быть ограничена только фантазией.

Интерактивный стол – это интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, который управляется прикосновением руки человека или других предметов. Это многопользовательский сенсорный стол, который позволяет эффективно вовлекать студентов в учебный процесс. Интерактивный стол позволяет совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. Новая уникальная технология позволяет считывать более 40 одновременных касаний, что необходимо для совместной работы небольших групп детей.

Интерактивный стол – это инструмент для поощрений, командной работы, веселой игры и занимательных интерактивных занятий. Он очень прост в обращении. Но интерактивный стол не только для детей. Преподаватель может, используя программное обеспечение, создавать свои уникальные, высококачественные интерактивные уроки, игры, скачивать картинки, писать вопросы, придумывать и сохранять задания, загружать фотографии из Интернет или посредством USB, или использовать уже созданные.

Интерактивный пол «Флориум» – это игровая система, которая состоит из сенсора, проектора, компьютера и специального программного обеспечения. Флориум превращает любой пол в мультимедийное, интерактивное пространство и дарит детям веселье, стимулирует физическую активность, выполняет развивающую функцию. Это современная разработка, основанная на передовых цифровых и проекционных технологиях, которая позволяет использовать практически любое напольное покрытие в качестве игровой поверхности, которая будет реагировать на каждое движение людей на этой поверхности.

Дети любят интерактивные развивающие игры. Будь то мозаика, пазл, головоломка, Тетрис, шашки или шахматы, азбука-детям всегда будет интересно добраться до сути, когда все так ярко и необычно, ведь все происходит благодаря малейшему движению руки или ноги. Интерактивная поверхность легко перенесет вас в джунгли, пустыню, самые высокие горы в мире или на побережье. И интерактивные мобильные детские игры! Сколько волнения вызовет классическая игра, футбол или бадминтон. Умение самостоятельно управлять изображением позволяет ребенку полностью погрузиться в процесс обучения. [5–6].

Интерактивная песочница — это песочница, оснащенная компьютером, специальными датчиками, проектором и разработанным программным обеспечением. Датчик глубины, подключенный к компьютеру, измеряет расстояние до песка. специальная программа обрабатывает полученные от датчика данные и посылает команды на проектор, цветом которого будет выделена та или иная часть карантина. На песок проецируются реальные текстуры водных объектов, гор и других поверхностей. От традиционной песочницы здесь остались принципы игры с песком. Затем сочетаются высокие технологии, и на песке изображаются горы, реки, вулканы и другие объекты.

Интерактивная песочница позволяет детям проявлять фантазию, творить, создавать собственный мир. Дети с удовольствием «рисуют» на песке в специальном режиме. Как известно, теоретическая информация, пусть даже в интерактивном виде, не в полном объеме усваивается ребенком. Но то, что сделано своими руками – это уже собственный опыт. Доказано, что игра с песком положительно влияет на эмоциональное состояние детей, помогает избавиться от психологических травм, развивает воображение и облегчает функционирование психики. Игры с песком дают ребенку возможность проявить себя и в то же время быть самим собой. Они могут быть использованы как метод коррекционных мероприятий при наличии эмоциональных расстройств невротического характера, так и как вспомогательный метод, способствующий снижению стресса и развитию сенсомоторных способностей. Программное обеспечение песочницы включает в себя развивающие игры в области знаний «окружающий мир» и «развитие речи» для детей 3-7 лет.

Благодаря этой уникальной технологии, дети могут:

  • заниматься творчеством, создавать художественные композиции и собственной игровой мир из песка;
  • изучать свойства и особенности природных явлений;
  • играть в развивающие игры;
  • совместно играть, лепить из песка, обучаться и соревноваться.

Обучающие режимы: режим строительства, режим топографии, режим вулкан, режим водопад, режим геометрические формы, цвета, цифры. [7, с.15].

Мобильный планетарий. Само название говорит само за себя: мобиль-значит мобильный, планетарий от лат. Планетарий «астролог» — это устройство, проекционное устройство, позволяющее проецировать изображения различных небесных тел на арочный экран, а также имитировать их движение. Эти конструкции используются сравнительно недавно. Концепция мобильного планетария казалась интересной и перспективной, и сегодня можно сказать, что мобильные планетарии становятся модными. Планетарий — это вариант интерактивной образовательной системы. Это позволяет добиться полного погружения в материал. Для описания эффекта можно провести аналогию с телевизором. На экране видна планета, но это «плоская» картинка. Если вы наденете 3D-очки, то создадите иллюзию, что планета слегка отлетает от телевизора. Когда дети заходят внутрь планетария, за счет необычной подачи материал усваивается гораздо быстрее и эффективнее.

Эмоциональная составляющая помещается на информационную. Учебные фильмы длятся в среднем 15-20 минут, и за это время дети запоминают больше, чем во время обычной непосредственной учебной деятельности в группе. [5].

Тематика видеофильмов может быть разнообразна. Обучающий и развивающий интерактивный комплекс «Играй и развивайся».

Комплекс разработан российскими программистами совместно с ведущими практикующими профессиональными детскими психологами и педагогами (Челябинск).

Это система развивающих игр, управляемая посредствам бесконтактного сенсорного игрового контролера Kinect. Комплекс предназначен для развития детей 3-7 лет, состоит более чем из 60 электронных методических ресурсов. Все игры разбиты на возрастные группы от 3 до 4; от 4 до 5 и от 5 до 7 лет, а также на образовательные блоки «Окружающий мир» и «Развитие речи». Комплекс получил положительные отзывы от Министерства образования и науки РФ. Разработанное методическое пособие к комплексу соответствует (ФГОС).

Компания «Sib Touch»  предлагает отдельный расширенный комплекс игр «Правила дорожного движения» основанная на том же управлении, что и «Играй и развивайся». Где дети подробно вместе с помощником по имени Мапи, изучают правила дорожного движения, дорожные знаки, виды светофоров, как вести себя на улице и в общественном транспорте.  Комплекс предназначена для развития детей 3-7 лет. Игры построены по принципу от простого к более сложному. Дети активно двигаются при выполнении всех заданий. [8, с. 65].

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, основной из которых является развитие коммуникативных навыков, помогает установить эмоциональные контакты между детьми, обеспечивает учебную задачу, поскольку учит работать в команде, прислушиваться к мнению своих друзей.

Интерактивные подходы основаны на интерактивных упражнениях и заданиях, выполняемых детьми. Главное отличие интерактивных упражнений от заданий заключается в том, что они направлены не только на закрепление уже изученного материала, но и на усвоение нового.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии. Которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

 

Список использованных источников

  1. Бадиев, С. В. От традиций – к инновациям (к вопросу о сущности технологий обучения) / С. В. Бадиев. – Москва : Учитель, – C. 7-9.
  2. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. – Москва : 2012. – 215 с.
  3. Новрузова, О. М. Педагогические технологии в образовательном процессе / О. М. Новрузова // Волгоград : Просвещение. – 2008. – С. 67.
  4. Комарова, Т. Н. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / А. Г. Туликов, Т. Н. Комарова // Москва : Мозаика-Синтез. – 2014. – 17 с.
  5. Кривич, Е. Я. Компьютер для дошколят / Е. Я. Кривич. – Москва : Издательство ЭКСМО, 2016. – С. 10-15.
  6. Микляева, Н. В. Инновации в детском саду: пособие для воспитателей / Н. В. Микляева. – Москва : Айрис-пресс, 2008. –126 с.
  7. Нечаев, М. Ф. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования / Г. А. Романова, М. Ф. Нечаев // Москва : Перспектива. – 2014. – 117 с.
  8. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие / Е. С. Полат // Москва : Академия, 2010. –214 с.
  9. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский // Москва : Просвещение, 1979. – 335 с.

Добавить комментарий