ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ У ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПРАЗДНИКА)

ГРЯЗНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

кандидат философских наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, Саранск, Россия,  regphil@mail.ru

KOЧКИНА АНГЕЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

студентка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

Ключевые слова: ценностные ориентиры, школьники, внеклассное мероприятие в школе, православный праздник, духовные и нравственные традиции православия, нравственно-эстетическое воспитание, творчество.

Аннотация: статья посвящена процессу формирования ценностных ориентиров у школьников в ходе реализации воспитательного потенциала певческого искусства православия, на музыкальном материале православного праздника в школе. Приобщение школьников к духовным и музыкальным традициям православия способствует постижению понятия «ценностные ориентиры» в окружающей жизни: в школе, обществе, семье. Процесс формирования у подрастающего поколения нравственных идеалов и ценностных ориентиров является предметом научных исследований в современной музыкальной педагогике, психологии и философии, требуя осмысления и поиска новых подходов.

 

FORMATION OF VALUE REFERENCES IN SCHOOLCHILDREN DURING THE ORGANIZATION AND CARRYING OUT OF THE CLASS EVENT (ON THE EXAMPLE OF THE ORTHODOX HOLIDAY)

 

Gryaznova Tatyana Mikhailovna

Candidate of Philosophy, Associate Professor Department of Art and Music Education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

Kochkina Angelina Alekseevna

student Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 

Key words: values, schoolchildren, extra-curricular activities at school, Orthodox holiday, spiritual and moral traditions of Orthodoxy, moral and aesthetic education, creativity.      Abstract: the article is devoted to the process of formation of value orientations among schoolchildren in the course of realizing the educational potential of the singing art of Orthodoxy, on the basis of the musical material of the Orthodox holiday at school. Introducing schoolchildren to the spiritual and musical traditions of Orthodoxy contributes to the comprehension of the concept of «value orientations» in the surrounding life: in school, society, family. The process of formation of moral ideals and value orientations in the younger generation is the subject of scientific research in modern musical pedagogy, psychology and philosophy, requiring reflection and search for new approaches.

Формирование ценностных ориентиров школьников – сложная и актуальная проблема нашего времени, и в ее решении исключительно важная роль принадлежит православному искусству в целом, и музыкальному, в частности, его духовному и нравственно-эстетическому потенциалу.

Методика работы с детьми по изучению православной музыки носит разносторонний характер и связана с самыми различными формами и приемами работы. Раскрывая богатство и разнообразие литургической музыки православия, учитель воспитывает в них не только музыкальные навыки, но и формирует высокие духовные и нравственные идеалы. Целесообразно при знакомстве с хоровым творчеством использовать такие методы музыкального воспитания как: метод «осознания интонационного смысла»; метод «эмоциональной драматургии»; метод «размышления о музыке». Необходимо учитывать ряд педагогических условий: наличие записей литургической музыки, доброжелательные отношения между учащимися и учителем; высокий уровень музыкальных знаний учащихся.

В работе по освоению музыкального материала православного праздника «Рождества», следует опираться на дидактические принципы: постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения. При отборе музыкального материала для слушания и пения, следует учитывать: ценность произведения с культурологической позиции (обогащение музыкального опыта, расширение кругозора детей в области знаний о православном празднике; ценность произведения для развития определенных исполнительских навыков; для понимания разнообразия музыкального материала, различия в жанрах (тропарь, стихира, кондак, светилен, концерт) и стилях, содержания и характера произведений. Учитывать возможность детей: их возраст, состояние голосового аппарата, уровень музыкальной подготовленности, тесситурные условия произведений, причем, не рекомендуется использовать крайние звуки диапазона учащихся; произведения и целостные тематические блоки с учетом возможного использования «синтеза искусств», усиливающее эмоциональное и воспитательное воздействие музыкального искусства православной ориентации на детей.

Выделим некоторые приемы, которые может внедрять  учитель музыки для организации и проведения внеклассного мероприятия православного праздника «Рождество»: словесное пояснение и вступительное слово учителя, рисование картинок после прослушивания музыкального произведения; пение мелодии, темы; художественные ассоциации, сопереживания в процессе слушания музыки; метод сравнения, сопоставления; личностные переживания учеников; музыкально-поэтический рассказ; написание мини-сочинения после прослушивания фрагмента музыкального произведения; метод наглядности (рисунок, фотографии, репродукции, иконы); выбор картины по музыке (репродукции икон); метод сравнения с произведениями ИЗО и литературы; повторное слушание произведения; беседа о произведении, его разбор, эмоциональная окраска произведения, метод наблюдения; художественно-педагогический анализ.

Особое значение в ходе организации и проведения православного праздника «Рождество» приобретает глубокое и детальное изучение традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в ходе освоения музыкальной культуры русского православия, которая ценна не только как важная часть обряда, но и как общечеловеческая культура, несущая нам через века свет Истины Бытия. И важным в приобщении к духовным общечеловеческим ценностям является осознание каждым школьником уникальности своей личности в окружающем мире и, главное, ее востребованностью в обществе.

Желательно, чтобы школьники как можно раньше узнали и поняли православную музыкальную традицию. Актуально на сегодняшний день через искусство русского православия, пробудить любовь у подрастающего поколения к нашему духовному наследию, Отечеству, исконным корням русской культуры и искусства.

Ю. М. Лотман, определяя парадигму музыкально-певческого искусства православия, утверждал, что оно отличается высокой стабильностью принятых норм и преобладанием идеи тождества; пение порождено словесным рядом, вместе с ним составляет синкретическое единство, направленное, как и весь ритуал, к созерцательному углублению в трансцендентные идеи христианского учения о спасении души человека [4, с. 15].

По авторитетному мнению русского богослова и философа о. П. Флоренского православные песнопения как драгоценные камни на царственном венце: «… сияя всей полнотой своего великолепия в литургической оправе, приумножают богатство и красоту богослужений…» [Цит. По: 2, с. 76].

Веками на Руси главным авторитетом обладала церковь, освящавшая меру ценности. В частности, она владела «памятью» – письменностью, которая фиксировала лишь то, что ею санкционировалось. В частности, в Православии   господствует патристика (постановления святых Отцов Вселенских Соборов), которая выступает как канон (возведенная в закон традиция). Каноничность является показателем и структурной основой православной культуры. Канон охватывает как область смысла, связь содержания и формы, так и распространяется на спо­соб организации всех уровней художественного явления. Как указывает В. Бычков, каноничность есть следствие высокой семиотичности древней культуры. «Высокая же знаковость культуры связана в первую очередь с ее системой миропонимания. Лежащая в ее основе идея образа, восприятие любого элемента универсума в качестве знака сущности, принципы иерархичности и статическая система теологических антиномий, требующие постоянного созерцательного углубления в одни и те же образы, знаки, формулы, тексты и т.п., привели к организации культуры по «стереотипному» (вневременному и внепространственному) принципу» [2, с. 58].

Осмысление цели музыкального воспитания в общеобразовательной школе – формирование ценностных ориентиров через музыкальное искусство православной ориентации (К. Д. Ушинский, Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин, И. В. Кошмина, В. В. Медушевский) позволяет органично, не нарушая логики образовательных программ, решать эти вопросы. Понимание сущности стиля и тематизма певческого искусства православного праздника, как накопления и усвоения детьми опыта эмоционально-нравственных отношений, заложенных в произведениях, позволит в будущем раскрывать сверхзадачу музыки: понимание того, что Человек, – центр Мироздания, а жизнь – это поиск и понимание Истины, его размышления о вечных проблемах Бытия, решение им этих проблем. «Важно, чтобы в ходе музыкальных занятий, каждый раз на новом уровне своего возрастного развития дети чувствовали и убеждались, как многообразно музыкально-певческое наследие, сколько оттенков человеческих чувств и состояний находят отклик в нем и как это многообразие всегда говорит, о главном – о человеке, его отношении к миру» [3, с. 19].

Так как же на внеклассном мероприятии, посвященном православному празднику «Рождество», сделать так, чтобы духовное и нравственное затрагивало самые сокровенные струны человеческого сердца детей, и подобно могущественной волшебнице, увлекало ввысь на своих крыльях? Как эту нить духовности не прервать на каждом последующем занятии музыкой?

Важно, чтобы учитель постоянно обращался к тому, что уже было однажды пережито, прочувствовано вместе с детьми, но обращался уже на новом уровне и готовил детей к осмыслению, к философскому обобщению важных жизненных проблем. «Понять природу предмета – это означает познать духовную связь, сдерживающую собой все частности, исходя из своего духа, сердца и чувства, коротко говоря, из всего своего существа ставя себя как бы в центр самого предмета» [Цит. по: 2, с. 96]. Эти слова Г. Гегеля (1770-1830) мы должны понимать как ключ к введению ребенка в мир православной музыки, не разрушая, не насилуя саму природу ребенка, а лишь учитывая его естественное стремление к прекрасному и возвышенному.

Замечательный поэт и гражданин Александр Блок писал: «Россия – молодая страна, и культура ее – синтетическая культура. Русскому художнику нельзя и не надо быть «специалистом». Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте; тем более – прозаик о поэте и поэт о прозаике. Бесчисленные примеры благодетельного для культуры общения (вовсе не непременно личного) у нас налицо … Так же, как неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга – философия, религия, общественность, даже – политика. Вместе они и образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры» [1, с. 95].

В поисках «точек опоры» современная общество ищет новые способы запечатлеть соотнесенность духовного мира человека, и человека земного, с его слабостями и просчетами. Пересмотр национальных ценностей – всегда болезненный процесс. Огромную помощь в этих исканиях может оказать музыкальное наследие православия. Ведь именно в нем расставлены акценты, возвышающие искусство к богу. Индивидуализму и эстетству, свойственным новомодным художественным направлениям, в музах Древней Руси противостоят вечные идеалы  «Соборности», то есть единения людей на основе Истины, Добра и Красоты. Эти идеалы вне истории. Их осмысление на примере православной музыки в ее многообразных художественных связях позволяет приближаться к пониманию истинных ценностей мира и феномена духовности – сложной и для многих непонятной категории человеческого бытия. Для подрастающего поколения этот процесс всегда связан с восприятием особого и прекрасного мира звуков, с анализом музыкальных произведений, несущих в себе вечный свет христианских ценностных ориентиров и нравственных идеалов.

 

Список использованных источников

  1. Блок, А. А. Без божества без вдохновенья /А. А. Блок / Собр. соч. Т. 6. – Москва, 2017. –207с. 7.
  2. Бычков, В. В. Византийская эстетика / В. В. Бычков. Этико- эстетические проблемы // Москва : «Музыка», 2008. – 143 с.
  3. Горюнова, Л. В. На пути к педагогике искусства / Л. В. Горюнова // Музыка в школе. – Москва, 2009. – № 7. – С. 35.
  4. Лотман, Ю. М. Эстетика музыкального творчества / Ю. М. Лотман.– Москва : Искусство, 2009. – 175 с.

 

Добавить комментарий