ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ МУЗЫКИ В КЛАССЕ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ

УДК: 373

 ГРЯЗНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

кандидат философских наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, Саранск, Россия,  regphil@mail.ru

 САУЛИНА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕНА

студентка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

Ключевые слова: исполнительская культура хормейстера, класс хорового дирижирования, бакалавры музыки, педагогический вуз, нравственно-эстетическое воспитание, творчество.

Аннотация: статья посвящена процессу формирования исполнительской  культуры  хормейстера в  класс хорового дирижирования, в ходе подготовки бакалавра музыки, в педагогическом вузе. Процесс формирования исполнительской культуры у студентов-бакалавров  в педагогическом вузе сопряжен с мотивацией и оптимизацией, направленными на  формирование духовности и нравственности, мировоззренческих идеалов, ценностных ориентиров, что является предметом научных исследований в современной музыкальной педагогике, требуя осмысления и поиска новых подходов.

 

FORMING A PERFORMING CULTURE OF FUTURE BACHELOR OF MUSIC IN THE CLASS OF CHORAL CONDUCTING

 Gryaznova Tatyana Mikhailovna

Candidate of Philosophy, Associate Professor Department of Art and Music Education, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

SAULINA NATALIA EVGENIENA

student Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 Key words: performing culture of a choirmaster, choral conducting class, bachelors of music, pedagogical university, moral and aesthetic education, creativity.            Abstract: the article is devoted to the process of formation of the performing culture of a choirmaster in the class of choral conducting, in the course of preparing a bachelor of music, in a pedagogical university. The process of forming a performing culture among bachelor students in a pedagogical university is associated with motivation and optimization aimed at the formation of spirituality and morality, worldview ideals, value orientations, which is the subject of scientific research in modern music pedagogy, requiring reflection and search for new approaches.

События, происходящие в современном глобальном VUCA — мире определяют траекторию развития тенденций и общих ориентиров образовательной парадигмы в отечественном образовании, в оценке качества образовательного продукта, что также мы видим  и в системе музыкально-педагогического образования (цифровая среда,  инновационные технологии).

Эта необходимость связана еще и с тем, что идет глубокий процесс мо­дернизации общеобразовательной школы. Главную задачу, стоящую перед современной школой, определил президент Российской Федерации В. Путин: «Школьное образование должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [3, с. 15].

Следует признать, что обучить студентов умению профессионального общения с творческим коллективом в классе хорового дирижирования довольно проблематично. Такие распространённые коммуникативные недостатки обучающихся как стеснительность, неумение устанавливать с певцами деловые взаимодействия, индифферентность эмоционально-волевых информационных посылов, непродуктивной слуховой и визуальный контроль, неопределённость опережающих корректирующих реакций во многом объясняется дефицитом опыта общения с хором. Организация непрерывной самостоятельной практики студентов с различными по типу и виду школьными и студенческими вокально-хоровыми ансамблями, а также изучение учебных дисциплин психолого-педагогического цикла может значительно помочь начинающим дирижёрам развить свои коммуникативные способности и обрести собственный стиль профессионального общения, информационных посылов, непродуктивной слуховой и визуальный контроль, неопределённость опережающих корректирующих реакций во многом объясняется дефицитом опыта общения с хором. Организация непрерывной самостоятельной практики студентов с различными по типу и виду школьными и студенческими вокально-хоровыми ансамблями, а также изучение учебных дисциплин психолого-педагогического цикла может значительно помочь начинающим дирижёрам развить свои коммуникативные способности и обрести собственный стиль профессионального общения.

Именно, от подготовленности, целевых установок будущих педагогов музыки — бакалавров, зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны: от того, насколько современным и интеллектуальным нам удается сделать музыкально-педагогическое  образование, культурное и духовное развитие наших детей, будущего поколения.

Главным результатом современного музыкального образования в условиях школы должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать музыкально-дидактический материал на уроке  музыки в начальной школе необходимо не только с учетом методических достижений прошлого, но и применять те способы, технологии, которые пригодятся: в будущем. Какие специалисты придут в школу, таким и будет конечный продукт их музыкально-педагогической деятельности: «Естественно, такая школа требует и новых подходов к учебному процессу, новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в музыкально-педагогической практике, других областях, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность современной школы» [1].

Не случайно в национальной инициативе «Наша новая школа» считается, что «модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентоспособным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем на­шим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейши­ми качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбрать свой профес­сиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [1].

Исходя из этого, сегодня идет активный процесс переосмысления сущности и качества музыкального образования. Актуальным становится вопрос о том, как научить обучающихся воспринимать и понимать художественный текст и контекст музыкальных произведений, с учетом инновационных подходов.

Индивидуальная работа в классе хорового дирижирования  над репертуаром, художественным образом хорового произведения – это целенаправленный музыкально-педагогический процесс по формированию у студента способности переживать, понимать, любить и оценивать явления музыкального искусства, духовно обогащаться в ходе музыкальной деятельности. Средством, с помощью которого осуществляется работа над художественным образом вокально-хорового произведения, служат различные виды музыкальной деятельности: активное слушание (восприятие), сообщение-эссе об истории создания произведения, с использованием Интернет-ресурса, вокальное исполнение педагогом, или в записи, использование разнообразного раздаточного материала по тематике музыкального произведения.  Но, пожалуй, самое важное в проведении загятий в классе хорового дирижирования – это умение преподавателя мотивировать и заинтересовать студента  самой музыкой, активным показом и исполнением фрагментов произведений: вокальное исполнение, игра партитуры, интересные факты из биографии композитора, включение Internet-ресурса и пр.  Вот здесь-то и начинаются самые сложные задачи, от решения которых зависит в дальнейшем отношение студента к музыке, как явлению культуры в жизни человека и общества в целом.

В чем мы видим суть инновационных подходов к современному уроку музыки, к процессу постижения художественного образа вокально-хоровых произведений? Прежде всего, это изменения и совершенствование учебно-методического процесса, его организации и в частности, необходимость  шире использовать творческие диалоги, диспуты с учащимися для установления устойчивой обратной связи.

  1. Чрезвычайно важно формировать у обучающихся ценностное отношение к окружающему миру, родителям, учителям, друзьям, к позитивной деятельности, учебе и так далее. Нужно помочь им изменить отношение к получе­нию музыкально-теоретических представлений и знаний; оно должно стать ценностным. И здесь огромные потенциаль­ные возможности для творческого диалога учителя и учащихся.
  2. Необходимо обеспечить учеников учебно-методическим сопрово­ждением. Нужно разрабатывать презентации, с ярким хоровым исполнением изучаемых произведений, применять в музыкально-педагогическом процессе новое поколение учебников, учебных посо­бий, экспериментальных элективных курсов, нужны проблемные консультации с учителями гуманитарного блока, родителями учеников.
  3. Особого внимания требует организация домашней (самостоятельной) работы учащихся. Необходимо учить молодое поколение самостоятельно добывать знания.
  4. И главное, сам учитель музыки должен быть другим: он должен прежде всего научиться понимать и принимать современного растущего человека, сформировать позитивную концепцию «Я — учитель», «Я — воспитатель», «Я — личность», «Я — профессионал».

Таким образом, инновационные формы работы в классе хорового дирижирования  над художественным образом вокально-хоровых произведений будут способствовать целостному развитию личности учащихся, формированию исполнительской культуры, развитию образного мышления, музыкальной  памяти, самовоспитанию и мобильности в современном мире.

Формирование исполнительской культуры студентов и инновационные формы работы в классе хорового дирижирования над художественным образом вокально-хорового произведения (творческие дискуссии, диалоги, тестирование, деловая игра, «мозговой штурм», использование Интернет-ресурсов, пробуждает и укрепляет эмоциональные и рациональные элементы детского восприятия, способствует формированию эмоционально-образной сферы, интеллектуальной осведомленности и опыта практического освоения элементов вокально-хоровой грамотности при пении детских песен. В этом смысле вокально-хоровое искусство наиболее действенно влияет на проявление творческой инициативы обучающихся, их готовности заниматься музыкой, искусством. Известно, что глубина духовных и нравственных убеждений студента в классе хорового дирижирования, в ходе работы с партитурй, художественно- образным содержанием  и вокально-хоровая  работа зависят от степени их проникновения в эмоциональную область их сознания. Именно поэтому на развитие исполнительской культуры и  совершенствование эмоционально-образной сферы обучающихся направлены все виды инноваций художественного и музыкально-эстетического образовательного процесса.

Чувство удовлетворения от сознания собственной полезности порождает желание добиться еще больших успехов в овладении исполнительским мастерством, формирует потребность трудиться, настойчиво и целеустремленно добиваться успехов в учебе, преодолевать трудности, что связано с формированием и проявлением волевого начала, самостоятельности, творческой активности

Таким образом, задача преподавателя  в классе хорового дирижирования в ходе формирования исполнительской культуры студентов-бакалавров видится в том, чтобы занятие было направлено не только на изучение музыкальных произведений программы, их художественно-эстетической ценности, но также и на мотивацию и оптимизацию всех сущностных сил студента, его духовного мира, с целью привить им определенные морально-нравственные качества, нормы поведения и активной жизненной позиции; оказывать помощь в социализации, выборе мировоззренческих позиций, воспитывать чувство ответственности и коллективизма.

Список использованных источников

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Президент РФ В. Путин. Приказ № 271 от 4 февраля 2017 г.
  2. Сафронов Б. В. Г. Инновации в музыкально-педагогическом образовании / Б. В. Сафронов // Педагогика. – 2017. – № 8. – С. 121 – 126.
  3. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Рос­сийской Федерации // Российская газета. – 2019. – Федеральный выпуск № 5038 (214). — С. 12-18.

Добавить комментарий