ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЕРЕДНЕВ ЗАХАР СЕРГЕЕВИЧ

студент 5 курса группы ПДМ-117

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

z.serednev99@mail.ru

 

КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»,

г. Саранск, Россия,

kobozeva_i@mail.ru

 

Ключевые слова: эстетическое воспитание, старший дошкольный возраст, музыкальная деятельность, культурно-досуговая деятельность.

Аннотация. В статье представлены основные направления эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной культурно-досуговой деятельности.

 

AESTHETIC EDUCATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN THROUGH MUSICAL CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

 

SEREDNEV ZAKHAR SERGEEVICH

5th year student of PDM-117 group

Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev,

Saransk, Russia z.serednev99@mail.ru

 

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

doctor of pedagogical sciences, professor of the department of art and music education, Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev Saransk, Russia, kobozeva_i@mail.ru

 

Key words:  aesthetic education, senior preschool age, musical activity, cultural and leisure activities.Abstract: The article presents the main directions of aesthetic education of children of senior preschool age through musical cultural and leisure activities.

 

«Эстетическое воспитание подрастающего поколения, – пишет Н. А. Ветлугина, – занимает особое место в системе дошкольного образования, поскольку представляет собой ту область общечеловеческих ценностей, приобщение к которой необходимо начинать с самого раннего детства» [7, с. 3].

Уже с раннего детства ребята любят рисовать, лепить, петь, танцивать,  они реагируют на музыку, живопись,  природу. Б. Т. Лихачев говорил, что «процесс эстетического воспитания начинается в раннем детстве и предполагает активность эстетического восприятия, переживания, творческого воображения и формирование духовных ценностей» [9, с. 27].

Вслед за Б. Т. Лихачевым, И. В. Дубровина подчеркивает, что «эстетическое воспитание начинается уже с первых дней жизни – как только ребенок вступает в процесс социализации» [3, с. 3-4].

Эстетическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности учреждений дошкольного образования, поскольку «представляет собой ту область общечеловеческих ценностей, приобщение к которой необходимо начинать с самого раннего детства» [1, с. 3].

Н. А. Ветлугина видит в эстетическом воспитании возможность развивать у детей способность воспринимать искусство эмоционально его переживать. Комарова Т. С. также пишет, что «эстетическое воспитание – процесс многоаспектный, который предполагает формирование творчески активной личности, способной воспринимать, оценивать, утверждать в природе, искусстве, общественной жизни прекрасное» [6, с. 34-35].

Обращение к эстетическому воспитанию открывает возможности для художественно-творческой деятельности и для определения ценностных ориентиров детей. В свою очередь «проявление художественно-творческих способностей, – как указывала Н. А. Ветлугина, – свидетельствует об эстетическом воспитании и развитии личности ребенка» [2, с. 33].

Научная основа рассмотрения проблемы эстетического воспитания раскрывается в работах Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной, Н. А. Ветлугиной. Формулировка понятия, как и, собственно его обоснование, представлено научным коллективом под руководством Н. А. Ветлугиной.

Для нас особый интерес представляют работы, в которых излагаются научно-методические аспекты организационных форм эстетического развития детей (Л. Я. Панкратова), обоснование роли предметной среды в эстетическом воспитании дошкольников (Л. Н. Комисарова, Г. Н. Пантелеев, Л. В. Пантелеева, Л. С. Фурмина и др.) и творческой деятельности (Т. С. Комарова, Р. С. Казакова, В. С. Кузин, А. Н. Савенков).

Теоретический анализ показывает, что процесс эстетического воспитания, по свидетельству исследователей, с необходимостью включает в себя усвоение знаний об искусстве, умений, навыков, развитие интересов, способностей к творчеству. Уже в дошкольном возрасте, дети стараются осознанно воспринимать жанровое многообразие различных видов искусства [12, с. 111]. И, как свидетельствует А. А. Мелик-Пашаев, «у детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений» [10, с. 93].

Обращение к культурно-досуговой деятельности открывает дополнительные возможности для эстетического воспитания детей и расширения их кругозора, знакомит их с различными социокультурными явлениями. Культурно-досуговая деятельность это форма организации работы по эстетическому воспитанию, также как «учебные и внеучебные занятия, среди которых ведущее место занимают кружки и студии, выставки детских работ» [7, с. 144].

В. А. Ядов, определяя понятие «досуг», как «часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, или самоценная деятельность, составляющая органический элемент быта, и направлена на удовлетворение культурных потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитие» [13, с. 50].

По свидетельству В. А. Ядова, досуг «отличается относительной свободой выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых, связанных с развитием, общением, оздоровлением на основе добровольности и инициативы, как отдельного ребёнка, так и различных групп». [13, с. 51].

Следовательно, можно выделить такие точки зрения в понимании досуга, как:

– досуг – это совокупность знаний и деятельность в свободное время;

– досуг представляет собой часть времени, в котором человек свободно выбрав занятие (деятельность), удовлетворяет личные культурные потребности.

Культурно-досуговая деятельность бывает коллективная и индивидуальная; художественная (музыка, рисование, танцы) и творческая (включающая техническое творчество — моделирование; коллекционирование). Как пишет Жарков, А. Д., культурно-досуговая деятельность различается «по эмоциональной напряженности (увлеченность, ощущение радости и удовлетворения потребности; всегда осуществляется в свободное время или в период после высокого уровня усталости, как вынужденный отдых в период интенсивной работы), по физиологической направленности (способствует восстановлению физических сил)» [4, с. 74-75].

Жаркова, Л. С., в свою очередь, отмечает, что досуг включает в себя, также как и любые виды деятельности, следующие компоненты: мотив (потребность в этой деятельности), задача (средства решения задачи) и действия (операции) [5, с. 188].

Из вышеизложенного следует, что культурно-досуговая деятельность в своем многообразии форм и методов должна наращивать знания детей, расширять музыкальный кругозор дошкольников, а также совершенствовать их художественно-творческие навыки, что способствует повышению уровня эстетического воспитания старших дошкольников.

Следовательно, к характеристикам культурно-досуговой деятельности в аспекте эстетического воспитания старших дошкольников необходимо отнести:

– обращение к разуму ребенка через более свободные и вариативные формы организации культурно-досуговой;

– развитие эмоций и переживания через содержание воспитательных материалов, используемых в культурно-досуговой деятельности;

– активизация музыкально-исполнительской, художественной, певческой и др. деятельности.

Учитывая специфику культурно-досуговой деятельности, можно сделать вывод о том, что данный вид взаимодействия педагога и старших дошкольников является благоприятным для эстетического воспитания детей.

Культурно-досуговая деятельность развивает не только познавательные процессы, но и такие личностных качества дошкольников, как инициативность и активность, а также формирует творческую направленность их деятельности, в ходе которой у старших дошкольников создается мотивация к творческой деятельности – пению, рисованию, игре на детских шумовых инструментах, танцам, чтению стихов.

На распространенных в дошкольных образовательных учреждениях праздниках («Выпуск детей в школу», «Мамин день – 8 Марта», «Новый год») дети совместно с педагогами и родителями могут показать концерт, музыкально-театрализованное представление или детский спектакль. Вместе с тем Г. Н. Тубельская предупреждает, что на празднике, как форме музыкальной культурно-досуговой деятельности «недопустима для детей заорганизованность, чтение стихов, пение, пляски до изнеможения, в результате чего дети уходят с праздника или утомленными, или чрезмерно возбужденными. Такое построение праздника не может положительно влиять на художественно-эстетическое развитие ребенка» [11, с. 131].

Среди форм музыкальной культурно-досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста необходимо назвать различные формы с участием детей. Это тематические фольклорные досуги, вечера по творчеству композитора, конкурсы, концерты и так далее. Главное, чтобы поставленные задачи эстетического воспитания старших дошкольников, были достигнуты.

 

Список использованных источников

  1. Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1978. – 256 с.
  2. Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание дошкольников / Н. А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 1. – С. 32–35.
  3. Дубровина, И. В. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста : Учебное пособие / И. В. Дубровина и др. – М. : Академия, 2002. – 256 с.
  4. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен / А. Д. Жарков // Вестник МГУКИ, 2003. – № 2. – С. 74–79.
  5. Жаркова, Л. С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учебное пособие / Л. С. Жаркова, А. Д. Жарков, В. М. Чижиков. – М. : Флинта, 1998. – 461 с.
  6. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. – М. : Карапуз. 2006. – 418 с.
  7. Лабковская, П. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / П. С. Лабковская. – М. : Педагогика, 1983. – 244 с.

Добавить комментарий