Подготовка детского хорового коллектива к пению в эстрадно-джазовой манере

Рожкова А. Р., студентка V курса факультета педагогического  и художественного образования

Научный руководитель Планова С. Е., старший преподаватель кафедры художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Республика Мордовия

В статье рассматриваются вопросы, связанные с появлением в хоровом искусстве новой формы детского музыкального творчества – эстрадно-джазового хорового пения. Особое внимание акцентировано на особенностях применения при эстрадно-джазовом хоровом пении специфичных художественно-выразительных исполнительских средств.

Ключевые слова: легкая музыка, современная музыка, хоровое пение, эстрадно-джазовое пение.

 

Сегодня, благодаря средствам массовой информации, легкая вокаль­ная и инструментальная музыка приобрела широчайшую по­пулярность. Ко­гда в стране и за рубежом повсеместно проводятся много­численные эст­радно-джазовые вокально-хоровые  фестивали и конкурсы, когда на хо­ровых фо­румах академического направления от их участников требуется обяза­тельное  исполнение современных образцов вокально-хоровой лите­ратуры,  не замечать и не учитывать ее влияние на формирование духов­ной куль­туры детей и юно­шества нельзя. Сегодня школе нужен такой учитель музыки, который бы был подготовлен к практической работе с детьми над высокохудожественными произведениями различных музыкальных направлений и жанров, включая и те, которые принято относить к современной легкой музыке. К современной хоровой музыке  мы относим  высокохудожественные произведения, имеющие оригиналь­ную  красочную гармоническую вертикаль, включающей аккордику как терцовой, так и нетерцовой структуры,  остросинкопированную ритмику с самобытной  мелодико-метрической акцентуацией, потенциально широкий содержательный спектр тембровых нюансов и  расширенный, по сравне­нию с академическим исполнением, инструментарий приемов вокального интонирования. Под   выражением эстрадно-джазовое пение  понимается такое исполнение во­кальных произведений легкой музыки, т. е. эстрадной – pop-musik,  rock music, latina, disco, народной, авторской и др., в которых присутствуют  импровизационность в  интерпретации музыкального тек­ста, полу­открытая ма­нера звукообразования,  разнообразие сонористиче­ских эф­фектов и метро­ритмических приемов акцентирования, повышенная экс­прессивность и применение  элементов сценографии.

В произведениях эстрадно-джазового направления слушателей привлекает танцевальная природа музыки, импровизационный стиль исполнения, свобода исполнительского интонирования, театрализация хорового действа, свежесть интонационного материала, повышенная экспрессивность содержания, своеобразие метроритмического акцентирования, красочность гармонии, разнообразие тембровой палитры голосов. Преподавателю, занимающемуся вокальной работой с участниками хоровых ансамблей, следует отчетливо представлять: какие  действия частей певческого аппарата поющего могут влиять на формирование таких важнейших качественных характеристик голоса как тембр, сглаженность регистров, выравненность гласных и интенсивность динамики пения у исполнителей академического, народного и эстрадно-джазового направлений.

На основе  проведенных рентгенологических исследований было установлено, что «отличительной чертой певческого положения гортани является ее стабильность и независимость от артикуляционных движений голосового аппарата» [3]. Стандартизированное пониженное положения гортани в пении (особенно у низких голосов), способствует смешанному голосообразованию, т. е.  сглаживанию певческих регистров, придавая академическому голосу оттенки грудного звучания с одновременным сохранением  головного резонирования на всех участках диапазона.

Нейтральное, речевое, а иногда и повышенное    положение гортани, особенно в высокой тесситуре,  присуще эстрадно-джазовому и аутентичному  русскому народному пению. Анализируя особенности эстрадно-джазового вокала, О. В. Далецкий  отмечает, что в нем, по сравнению «с академическим, формирование звука ближе к речевому, тембр голоса открытый и,  как правило, грудной» [2].

В академическом пении «певческие гласные хорошо поставленного го­лоса более округлены и более ровно звучат по сравнению с речевыми» [3],  чему способствует широко раскрываемый рот, имеющий вытяну­тую по верти­кали овальную форму. В более открытом звучании народ­ного и эст­радно-джазового пения губы рта принимают овально-горизонталь­ные очерта­ния.  Выравнивание гласных во всех направлениях вокально-исполнитель­ского искусства достигается за счет сохранения стан­дартизированного поло­жения гортани на всем протяжении певче­ского диапазона. В академическом вокале  выравнивание гласных, как пра­вило, производится на основе фо­немы «О». В эстрадно-джазовом – на «Э» округлой. В народ­ном – на «И» от­кры­той. Таким образом, у исполните­лей  академического направле­ния «все глас­ные форми­руются в единой ок­руглой,  прикрытой манере,  в народном – единой от­крытой, в эст­радном – в единой округло-открытой манере пения» [4]. Интенсив­ность звучания зависит от многих факторов, в число которых вхо­дят: физиологическое со­стояния голо­совых мышц, вла­дение певче­ским дыханием, умение пользо­ваться резона­торной техни­кой пения, даю­щей пению «даровую энергию», т. е. энерге­тические «про­центы» [6]. Заметим, что величина звуковой энер­гии у певцов эст­радного на­правления может уступать силе звуча­ния пред­ста­вителей ака­демического и фольклорного вокала, поскольку в концертной  деятельно­сти первых широко исполь­зуется звукоусиливающая аппа­ра­тура.

Следующей характерной  особенностью эстрадно-джазового пения явля­ется декламационность – усиление роли средств речевой выразитель­но­сти. Разнообразие речевых  темброинтонаций  (шепот, хрипение, рыча­ние, крик, скандирование)  значительно расширяют арсенал художест­венных возмож­ностей исполнителей. Скандированное пропевание текста может подчерки­ваться приемами метроритмического акцентирования в стиле фоур бит или ту бит.

Основанный на традициях афроамериканской духовной певческой культуры, имеющей оригинальный интонационный язык и исполнительскую стилистику, джаз выработал свои специфические приемы художественного воплощения исполняемого материала. В «стилевой исполнительский комплекс» [1], включающий основные художественно-технические вокальные средства эстрадно-джазового стиля,  входит освоение певцами приемов звуковысотного интонационного варьирования музыкально-тематического материала, гибкой метроритмической акцентуации, использования богатейшей  тембровой палитры голоса.

  1. Вокальные приемы, связанные с звуковысотными изменениями оригинала музыкального материала исполняемых произведений: бендинг, глиссандо, мелизмы.
  2. Метроритмические приемы акцентирования, характерные для эстрадно-джазовой музыки: свинг, то бит, фоур бит.
  3. Сонорные приемы — звукоподражания и тембровые эффекты голоса, помогающие раскрытию психологических оттенков музыкальной экспрессии: вибрато, дёрти-тоны, скэт, скрим, субтон, сурдинное пение, фруллато, шаутинг.

Следует признать, что особенности коллективной формы во­кально-хоро­вого исполнительства не позволяют во всем объеме использо­вать инто­на­ци­онно-содержательные ресурсы выразительных средств, ис­пользую­щихся в  сольном джазовом вокале. В первую очередь это отно­сится к основе основ жанра: к импровизационному методу создания компо­зи­ции, предполагаю­щему возникновение произведения как музыкаль­ного явления непосредст­венно в процессе самого исполнения – в виде экс­промта. Исполнение произ­ве­дений хорового джаза респонсор­ной формы, строящихся на диалогиче­ском чередовании  хорового  tutti и solo,  в преде­лах небольшого структур­ного построения (например, гармо­нического квад­рата), может включать ко­роткие импровизации-брейки в партиях Leaderа хо­ровых групп или бэк-во­калистов. Как в сольном, так и в ансамблевом ис­полнении тематический аб­рис брейков создается испол­нителями на  мате­риале характерных мело­дико-ритмических  оборотов произведения, кото­рые, по существу,  явля­ются их относительно свобод­ными вариантами. Для удобства работы наи­более удачные брейки могут быть зафиксированы в партитуре. Для сравне­ния подчеркнем, что акаде­мическое хоровое пение, в отличие от эстрадно-джа­зового,  принципи­ально не приемлет в качестве ве­дущего творческого ме­тода никаких структурных, мелодико-тематических и метроритмических изменений в музыкальной ткани авторской партитуры.

Стремление к достижению выверенного хорового строя и ансамбля в от­ношении звуковысотного интонирования, ритма, дикции и тембра  в дет­ском хоровом  коллективе хотя  и  ограничивает использование в хо­ровом пении  приемов дёрти-тона, скрима, фруллато и шаутинга, но не исключает их применения в сольных и ансамблевых эпизодах произведе­ний, т. е. в ду­этах, трио, квартетах. Нам могут возразить: не слишком ли рано дети будут приобщаться к пению в несвойственной, как ранее счи­талось, возрасту ма­нере? Передовая практика, отвечая на этот  вопрос, доказывает, что пение в эстрадно-джазовой стилистике не менее физио­логично, чем пение в народной или академической манере. Автор фоно­педического метода раз­ви­тия голоса В. В. Емельянов, высказываясь про­тив эстетики «пионерского пения»,  имеющей  ограниченные  воз­можно­сти в раскрытии многогранного эмоционально-образного содержа­ния му­зыки, настаивает, что «детей можно и должно обучать сразу взрослой академической технологии пения. Та­кое обучение автоматиче­ски обеспе­чивает и развитие, и охрану детского го­лоса и уже давно явля­ется повсе­дневной практикой сотен хормейстеров и учителей музыки» [5].

В учебных программах для детских вокально-эстрадных студий развитие у учеников навыков певческого дыха­ния, звукоизвлечения и звуковедения опирается на общие с академи­че­ской вокальной педагогикой методические положения. Успешное ос­воение характерных для эстрадно-джазового вокала приемов начинается лишь только тогда, когда у занимающихся сформировывается достаточно высо­кий  уровень музыкальных знаний и слуховых представлений, а го­лос при­обретает вокальную определенность и устойчивость к высоким певческим нагрузкам.

Завершая краткое изложение ведущих  направлений в ра­боте над освоением исполнительской стилистики современной хоровой музыки, подчеркнем положе­ние о том, что на настоящий момент передовая концертно-исполнитель­ская прак­тика опережает уровень изученности теорией хорового искус­ства состояния про­блем, связанных с творческим  освоением хоровых со­чинений эст­радно-джазового направления. Поэтому, для того, чтобы руководи­тели школьных во­кально-хоровых ансамблей были оснащены техноло­гиями, позволяющими им полноценно решать сложнейшие задачи в ху­дожественном интонирова­нии и интерпретировании, пользующегося повы­шенным спросом у молодежи репертуара, необходимы разработка и вне­дрение в обучающий процесс спе­циальных практических и теоретических курсов, посвященных изучению и исполнению современной хоровой му­зыки.

Список использованных источников

  1. Будницкая, Т. А. Стилевой подход в профессиональной вокально-джазо­вой подготовке студентов-музыкантов / Т. А. Будницкая // Вест­ник Московского государственного университета культуры и искусств. – М., МГУКИ, 2012. – № 3. – С. 186-190.
  2. Далецкий, О. В. Обучение пению / О. В. Далецкий. – М.: МК РФ, МГУК, 2003. –  255 с.
  3. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики: учебно-методологиче­ское издание/ Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 1968. – 675 с.
  4. Дрожжина, Н. В. К вопросу методики исследования эстрадной тех­ники пения / Н. В. Дрожжина // Вестник  Харьковского государственного университета искусств. – Харьков, ХДАДМ, – № 3 – С. 50-59.
  5. Емельянов, В. В. Эстетика академического пения / В. В. Емелья­нов // Искусство в  школе. –  М.: 2003. – № 4. – С. 14-18.
  6. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения: учебно-методологи­че­ское издание /В. П. Морозов. – М.: И.П. РАН, МГК им. П. И. Чайков­ского, Центр «Искусство и наука», 2001. – 496 с.

Добавить комментарий