Рожкова А. Р., студентка V курса факультета педагогического и художественного образования
Научный руководитель Планова С. Е., старший преподаватель кафедры художественного и музыкального образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Республика Мордовия
В статье рассматриваются вопросы, связанные с появлением в хоровом искусстве новой формы детского музыкального творчества – эстрадно-джазового хорового пения. Особое внимание акцентировано на особенностях применения при эстрадно-джазовом хоровом пении специфичных художественно-выразительных исполнительских средств.
Ключевые слова: легкая музыка, современная музыка, хоровое пение, эстрадно-джазовое пение.
Сегодня, благодаря средствам массовой информации, легкая вокальная и инструментальная музыка приобрела широчайшую популярность. Когда в стране и за рубежом повсеместно проводятся многочисленные эстрадно-джазовые вокально-хоровые фестивали и конкурсы, когда на хоровых форумах академического направления от их участников требуется обязательное исполнение современных образцов вокально-хоровой литературы, не замечать и не учитывать ее влияние на формирование духовной культуры детей и юношества нельзя. Сегодня школе нужен такой учитель музыки, который бы был подготовлен к практической работе с детьми над высокохудожественными произведениями различных музыкальных направлений и жанров, включая и те, которые принято относить к современной легкой музыке. К современной хоровой музыке мы относим высокохудожественные произведения, имеющие оригинальную красочную гармоническую вертикаль, включающей аккордику как терцовой, так и нетерцовой структуры, остросинкопированную ритмику с самобытной мелодико-метрической акцентуацией, потенциально широкий содержательный спектр тембровых нюансов и расширенный, по сравнению с академическим исполнением, инструментарий приемов вокального интонирования. Под выражением эстрадно-джазовое пение понимается такое исполнение вокальных произведений легкой музыки, т. е. эстрадной – pop-musik, rock music, latina, disco, народной, авторской и др., в которых присутствуют импровизационность в интерпретации музыкального текста, полуоткрытая манера звукообразования, разнообразие сонористических эффектов и метроритмических приемов акцентирования, повышенная экспрессивность и применение элементов сценографии.
В произведениях эстрадно-джазового направления слушателей привлекает танцевальная природа музыки, импровизационный стиль исполнения, свобода исполнительского интонирования, театрализация хорового действа, свежесть интонационного материала, повышенная экспрессивность содержания, своеобразие метроритмического акцентирования, красочность гармонии, разнообразие тембровой палитры голосов. Преподавателю, занимающемуся вокальной работой с участниками хоровых ансамблей, следует отчетливо представлять: какие действия частей певческого аппарата поющего могут влиять на формирование таких важнейших качественных характеристик голоса как тембр, сглаженность регистров, выравненность гласных и интенсивность динамики пения у исполнителей академического, народного и эстрадно-джазового направлений.
На основе проведенных рентгенологических исследований было установлено, что «отличительной чертой певческого положения гортани является ее стабильность и независимость от артикуляционных движений голосового аппарата» [3]. Стандартизированное пониженное положения гортани в пении (особенно у низких голосов), способствует смешанному голосообразованию, т. е. сглаживанию певческих регистров, придавая академическому голосу оттенки грудного звучания с одновременным сохранением головного резонирования на всех участках диапазона.
Нейтральное, речевое, а иногда и повышенное положение гортани, особенно в высокой тесситуре, присуще эстрадно-джазовому и аутентичному русскому народному пению. Анализируя особенности эстрадно-джазового вокала, О. В. Далецкий отмечает, что в нем, по сравнению «с академическим, формирование звука ближе к речевому, тембр голоса открытый и, как правило, грудной» [2].
В академическом пении «певческие гласные хорошо поставленного голоса более округлены и более ровно звучат по сравнению с речевыми» [3], чему способствует широко раскрываемый рот, имеющий вытянутую по вертикали овальную форму. В более открытом звучании народного и эстрадно-джазового пения губы рта принимают овально-горизонтальные очертания. Выравнивание гласных во всех направлениях вокально-исполнительского искусства достигается за счет сохранения стандартизированного положения гортани на всем протяжении певческого диапазона. В академическом вокале выравнивание гласных, как правило, производится на основе фонемы «О». В эстрадно-джазовом – на «Э» округлой. В народном – на «И» открытой. Таким образом, у исполнителей академического направления «все гласные формируются в единой округлой, прикрытой манере, в народном – единой открытой, в эстрадном – в единой округло-открытой манере пения» [4]. Интенсивность звучания зависит от многих факторов, в число которых входят: физиологическое состояния голосовых мышц, владение певческим дыханием, умение пользоваться резонаторной техникой пения, дающей пению «даровую энергию», т. е. энергетические «проценты» [6]. Заметим, что величина звуковой энергии у певцов эстрадного направления может уступать силе звучания представителей академического и фольклорного вокала, поскольку в концертной деятельности первых широко используется звукоусиливающая аппаратура.
Следующей характерной особенностью эстрадно-джазового пения является декламационность – усиление роли средств речевой выразительности. Разнообразие речевых темброинтонаций (шепот, хрипение, рычание, крик, скандирование) значительно расширяют арсенал художественных возможностей исполнителей. Скандированное пропевание текста может подчеркиваться приемами метроритмического акцентирования в стиле фоур бит или ту бит.
Основанный на традициях афроамериканской духовной певческой культуры, имеющей оригинальный интонационный язык и исполнительскую стилистику, джаз выработал свои специфические приемы художественного воплощения исполняемого материала. В «стилевой исполнительский комплекс» [1], включающий основные художественно-технические вокальные средства эстрадно-джазового стиля, входит освоение певцами приемов звуковысотного интонационного варьирования музыкально-тематического материала, гибкой метроритмической акцентуации, использования богатейшей тембровой палитры голоса.
- Вокальные приемы, связанные с звуковысотными изменениями оригинала музыкального материала исполняемых произведений: бендинг, глиссандо, мелизмы.
- Метроритмические приемы акцентирования, характерные для эстрадно-джазовой музыки: свинг, то бит, фоур бит.
- Сонорные приемы — звукоподражания и тембровые эффекты голоса, помогающие раскрытию психологических оттенков музыкальной экспрессии: вибрато, дёрти-тоны, скэт, скрим, субтон, сурдинное пение, фруллато, шаутинг.
Следует признать, что особенности коллективной формы вокально-хорового исполнительства не позволяют во всем объеме использовать интонационно-содержательные ресурсы выразительных средств, использующихся в сольном джазовом вокале. В первую очередь это относится к основе основ жанра: к импровизационному методу создания композиции, предполагающему возникновение произведения как музыкального явления непосредственно в процессе самого исполнения – в виде экспромта. Исполнение произведений хорового джаза респонсорной формы, строящихся на диалогическом чередовании хорового tutti и solo, в пределах небольшого структурного построения (например, гармонического квадрата), может включать короткие импровизации-брейки в партиях Leader‘а хоровых групп или бэк-вокалистов. Как в сольном, так и в ансамблевом исполнении тематический абрис брейков создается исполнителями на материале характерных мелодико-ритмических оборотов произведения, которые, по существу, являются их относительно свободными вариантами. Для удобства работы наиболее удачные брейки могут быть зафиксированы в партитуре. Для сравнения подчеркнем, что академическое хоровое пение, в отличие от эстрадно-джазового, принципиально не приемлет в качестве ведущего творческого метода никаких структурных, мелодико-тематических и метроритмических изменений в музыкальной ткани авторской партитуры.
Стремление к достижению выверенного хорового строя и ансамбля в отношении звуковысотного интонирования, ритма, дикции и тембра в детском хоровом коллективе хотя и ограничивает использование в хоровом пении приемов дёрти-тона, скрима, фруллато и шаутинга, но не исключает их применения в сольных и ансамблевых эпизодах произведений, т. е. в дуэтах, трио, квартетах. Нам могут возразить: не слишком ли рано дети будут приобщаться к пению в несвойственной, как ранее считалось, возрасту манере? Передовая практика, отвечая на этот вопрос, доказывает, что пение в эстрадно-джазовой стилистике не менее физиологично, чем пение в народной или академической манере. Автор фонопедического метода развития голоса В. В. Емельянов, высказываясь против эстетики «пионерского пения», имеющей ограниченные возможности в раскрытии многогранного эмоционально-образного содержания музыки, настаивает, что «детей можно и должно обучать сразу взрослой академической технологии пения. Такое обучение автоматически обеспечивает и развитие, и охрану детского голоса и уже давно является повседневной практикой сотен хормейстеров и учителей музыки» [5].
В учебных программах для детских вокально-эстрадных студий развитие у учеников навыков певческого дыхания, звукоизвлечения и звуковедения опирается на общие с академической вокальной педагогикой методические положения. Успешное освоение характерных для эстрадно-джазового вокала приемов начинается лишь только тогда, когда у занимающихся сформировывается достаточно высокий уровень музыкальных знаний и слуховых представлений, а голос приобретает вокальную определенность и устойчивость к высоким певческим нагрузкам.
Завершая краткое изложение ведущих направлений в работе над освоением исполнительской стилистики современной хоровой музыки, подчеркнем положение о том, что на настоящий момент передовая концертно-исполнительская практика опережает уровень изученности теорией хорового искусства состояния проблем, связанных с творческим освоением хоровых сочинений эстрадно-джазового направления. Поэтому, для того, чтобы руководители школьных вокально-хоровых ансамблей были оснащены технологиями, позволяющими им полноценно решать сложнейшие задачи в художественном интонировании и интерпретировании, пользующегося повышенным спросом у молодежи репертуара, необходимы разработка и внедрение в обучающий процесс специальных практических и теоретических курсов, посвященных изучению и исполнению современной хоровой музыки.
Список использованных источников
- Будницкая, Т. А. Стилевой подход в профессиональной вокально-джазовой подготовке студентов-музыкантов / Т. А. Будницкая // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – М., МГУКИ, 2012. – № 3. – С. 186-190.
- Далецкий, О. В. Обучение пению / О. В. Далецкий. – М.: МК РФ, МГУК, 2003. – 255 с.
- Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики: учебно-методологическое издание/ Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 1968. – 675 с.
- Дрожжина, Н. В. К вопросу методики исследования эстрадной техники пения / Н. В. Дрожжина // Вестник Харьковского государственного университета искусств. – Харьков, ХДАДМ, – № 3 – С. 50-59.
- Емельянов, В. В. Эстетика академического пения / В. В. Емельянов // Искусство в школе. – М.: 2003. – № 4. – С. 14-18.
- Морозов, В. П. Искусство резонансного пения: учебно-методологическое издание /В. П. Морозов. – М.: И.П. РАН, МГК им. П. И. Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2001. – 496 с.