ПРИОРИТЕТЫ ВОКАЛЬНО-АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК 372.878 (045)

ББК 74

 

Чинякова Надежда Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, chinyakova-n@yandex.ru

Тимонина Жанна Юрьевна

студентка группы ПДМ-118, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, oksanasin98@gmail.com

 Аннотация: В статье дана характеристика ансамблевого пения в условиях музыкального образования, представлены отличительные особенности освоения рассматриваемого и иных видов исполнительства, изложены средства совершенствования профессиональной педагогической практики по осуществлению процесса обучения вокально-ансамблевому музицированию.

Ключевые слова: вокально-ансамблевое исполнительство, музыкально-образовательный процесс, учебная вокально-исполнительская деятельность.

 

Chinyakova Nadezhda Ivanovna

candidate of Pedagogical sciences, associate professor of department of art and music education Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

Timonina Zhanna Yurievna

student of the PDM-118 group, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 PRIORITIES OF VOCAL AND ENSEMBLE PERFORMANCE IN MUSIC EDUCATION

 Abstract: The article describes the characteristics of ensemble singing in the conditions of musical education, presents the distinctive features of the development of the considered and other types of performance, describes the means of improving professional pedagogical practice in the implementation of the process of teaching vocal ensemble music.

Keywords: vocal and ensemble performance, musical and educational process, educational vocal and performing activities.

 

Музыка сегодня играет важную роль в жизни людей, она востребована в разных формах общения с ней, представляя ценность сама по себе и в сочетании с иными видами художественного и нехудожественного творчества, интегрируясь с ним или сопровождая его. Учитывая мощный педагогический потенциал общения с музыкой, развитие умения полноценно совершать указанные действия, стало насущной задачей отечественного образования. В контексте этого важнейшим целевым ориентиром здесь является развитие у обучающихся музыкальных способностей, воспитание любви к данному виду искусства и самовыражению в нем. Во многом это решается при освоении певческого музицирования, одной из форм которого является вокальный ансамбль. В условиях современного социума ансамблевое пение приобрело довольно широкую популярность, что сделало вокальный ансамбль распространенным видом учебного музицирования детей, важнейшим средством активизации их работы над совершенствованием музыкальных способностей и развитием интереса к пению. Следует отметить, что ансамблевое пение имеет ряд приоритетов в музыкальном образовании, к которым относится следующее.

Ансамблевое пение помогает освоить певческие навыки в групповой деятельности, что заставляет ориентироваться на других исполнителей, опираться на их вокализацию, что аналогично наличию инструментального сопровождения. Даже, если партитура предполагает повышенный уровень самостоятельного развертывания голосов (например, при полифоническом складе фактуры), ладо-тональная основа, метро-ритмический и темповый ансамбли будут поддерживать всех исполнителей. Учитывая, что начальный этап работы всегда предполагает обращение к освоению элементарных певческих умений, постепенное их усложнение по мере обучения позволяет адаптироваться к групповым действиям, научиться производить подготовку к их выполнению посредством самостоятельной работы. Получив определенный певческий опыт и достигнув требуемого уровня умений, обучающийся переходит из положения «ведомого» в позицию «ведущего», помогая в пении нуждающихся в поддержке участников ансамбля.

В ансамблевом творчестве создаются условия для углубленного изучения произведений. Известно, что более детальное, разностороннее исследование истории создания произведения, фактов биографии авторов и описываемых событий, ретроспективы музыкально-культурных и социально-исторических событий в сочетании с анализом партитуры опуса обеспечивает повышенную точность попадания в образно-эмоциональную драматургию сочинения. Это способствует осознанию художественной цели социализации произведения, а ее понимание совершенствует путь достижения таковой. Обсуждая позиции и предложения участников, рождается оптимальное решение, которое является общим для всех и движение к нему становится организованным, единообразным и целенаправленным.

Важнейшим приоритетом группового пения является возможность ускоренно преодолеть затруднения психологического порядка. Так, довольно часто школьники, особенно в подростковом возрасте, стесняются публично петь, а там более со сцены. В данном состоянии понижается уровень качества реализации вокальных задач. Из-за страха ошибиться прилюдно и опозориться перед зрителями, ребенок перестает контролировать свои действия, сосредоточившись на таких негативных перспективах. Когда же певец выходит на сцену в составе ансамбля, психологически он как бы разделяет между всеми меру ответственности и быстрее привыкает к исполнительству в концертных условиях, что способствует преодолению эмоциональных зажимов и в процессе сольного пения.

Рассматриваемый вид учебно-исполнительской деятельности формирует личностные качества обучающихся, к которым относятся: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, толерантность, доброта и т. д. Это также придает уверенности исполнительству и, например, уменьшает страх попасть в неверную ноту, так как остальные тоже будут петь, значит, не возникнет четкой ясности кто именно ошибся, да и фальшь станет очень слышной. То же можно сказать и о многих других средствах музыкальной и исполнительской выразительности. Даже литературный текст лучше «вспоминается» при пении в содружестве единомышленников. Такая характеристика участников должна достигаться в коллективе, что повышает эффективность любого его функционирования.

Весьма полезно в ансамблях организовывать различные виды взаимодействий участников, включая и совместно-распределенную деятельность. Это может быть помощь друг другу в освоении приемов вокальной техники, партий конкретных произведений, певческих упражнений и т. д. Важно сохранить определенную в современной педагогике цель совместной учебной деятельности, а именно: повышение успешности решения проблемы, а также возникновение и развитие в ходе реализации действий когнитивных и личностных новообразований [1, с. 13].

Но указанные контакты не должны ограничиваться только взаимообучением и касаться только развития вокальных и музыкантских способностей. К названной выше исследовательской и аналитической деятельности, можно добавить организационные действия, к которым относится, в частности, подготовка концертно-сценических реквизитов, костюмов, рекламной продукции, аудио и видео материалов и т. д. Особую актуальность это приобретает по отношению к начинающим или имеющим менее выраженную музыкальную одаренность участникам коллектива. Они, выполняя представленные виды работы, более активно включаются в жизнь ансамбля и начинают чувствовать себя полноценными его субъектами. Также эта категория участников способна здесь объективно определять свое место в коллективе, преодолевая после приема к него довольно часто встречающуюся склонность к завышению самооценки.

Включение в практику функционирования вокального ансамбля в процесс музыкального образования всего вышеизложенного позволит исполнительскому коллективу «всем вместе, единой командой идти к одной цели, быть заинтересованными в результате, помогать друг другу, а далее объективно оценивать итоги проделанного и искать пути совершенствования данной совместной и индивидуальной деятельности» [2, с. 30].

 

Список использованных источников

1.Совместная учебная деятельность и развитие детей : коллективная монография: под редакцией В.В. Рубцова, И.М. Улановской. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. – 352 с.

2. Чинякова, Н. И. Обучение сольному пению современных школьников / Н. И. Чинякова, О. Г. Бушаева // Современные проблемы науки и образования; под редакцией М. Ю. Ледванова. – Саратов : Евроазиатская научно-промышленная палата, 2018. – Том IV. – С. 29-30.

Добавить комментарий