РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

УДК 373.23 (045)

ББК 74.1

 Чинякова Надежда Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, chinyakova-n@yandex.ru

Рыгина Анастасия Александровна

студентка группы ПДМ-120

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, anrygina13@gmail.com

  

Аннотация: в статье указывается на часто встречающееся присутствие речевых отставаний у современных детей, раскрываются возможности действий по преодолению данной проблемы в условиях музыкальных занятий в дошкольных образовательных учреждениях, определяются аспекты и особенности реализации данной работы в посредством пения.

Ключевые слова: развитие речи дошкольников, музыкальные занятия в дошкольных образовательных учреждениях, певческое развитие детей.

 

Chinyakova Nadezhda Ivanovna

candidate of Pedagogical sciences, associate professor

of department of art and music education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

Rygina Anastasia Alexandrovna

student of the PDM-120 group

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 

SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN IN MUSIC CLASSES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

 

Abstract: the article points out the frequent presence of speech delays in modern children, reveals the possibilities of actions to overcome this problem in the conditions of musical classes in preschool educational institutions, identifies aspects and features of the implementation of this work in singing.

Keywords: speech development of preschoolers, music classes in preschool educational institutions, singing development of children.

 

Дошкольный возраст имеет предельно важное значение для любого человека. Именно в этот период жизни закладываются основы отношения индивидуума к себе и окружающей действительности, формируются его коммуникативные навыки, обеспечивающие качество социализации личности и ее позицию в сообществе людей. Средствами восприятия ребенком мира являются такие органы чувств как слух, зрение, обоняние и ощущения тактильные (осязание), вкусовые, кинестетические. Но для передачи ответной реакции, проявления своего отношения и возникновения общения нужна речь вербальная или, реже, музыкальная. Осваивая умения говорить и петь, ребенок учится выражать мысли, добавляя к ним эмоции, отражаемые в интонациях, мимике и пластике тела. В связи с этим развитие данных способностей детей важная задача дошкольного образования. Ее решение предельно актуально сегодня, поскольку практикующие педагоги и логопеды ДОУ отмечают разной степени отставания развития особенно речевых возможностей у большого числа ребят. Отсутствие такой острой ситуации по отношению к музыкальным способностям дошкольников, на наш взгляд, связано с насыщенностью социума и окружающей среды практически каждого современного человека музыкой, восприятие которой стимулирует совершенствование соответствующих задатков детей.

Для преодоления указанной проблемы необходимы эффективные средства обучения, позволяющие повысить продуктивность воспитательного процесса. Известно, что музыкальное воспитание детей играет важную роль в развитии речи детей. Поэтому в детских садах на музыкальных занятиях это должно обязательно учитываться. В данном направлении выработаны различные методики, суть которых отражает следующие центральные ориентиры реализации такой педагогической деятельности.

Пение является ведущим видом учебно-музыкальной деятельности дошкольников, так как является наиболее связанным с речью. Главный учебный материал, применяемый в исполнительстве детей, – это песни и вокальные упражнения или попевки. Они должны быть направлены развитие фундаментальных певческих и речевых навыков, при взаимном дополнении каждого из них.

Так, важным является развитие речевого слуха, которое в музыкально-образовательном процессе должны сочетать определение в музыкальном материале высотности (регистра) звуков и направления движений их последовательностей, тембра, штриха, атаки звука, которые схожи с характеристиками разговорной речи людей и обеспечивает распознавание их отличий. Это не значит, что дошкольники обязательно освоят терминологию данных понятий и их составляющих элементов, смогут выявлять сложные варианты воплощений таковых и т. п. Но определять характеристики голосов, знать их названия и сущность дети способны. Осознанность воспринимаемой данной информации помогает контролировать собственные аналогичные действия, а сосредотачиваясь на достижении требуемого качества произношения или пения, обычно помогает «забыть» о том, что социализируемое не получается и преодолеть затруднения будет легче. С рассматриваемой целью обычно применяются попевки или песенки с мелодией без скачков, сложных интервалов (хроматические, широкие, с внетональными звуками), в удобной тесситуре, средней динамикой (без форсирования, крика, но и без очень тихой нюансировки) и с простым литературным текстом (с повторяющимися слогами, использованием доступных для произношения звуков и простых слов). Дети должны слушать других и себя, стараться оценивать воспринимаемое и, опираясь на этот опыт, учиться регулировать свои действия. Надо также чтобы социализируемая музыка была точно проинтонирована, передавала определенный понятный детям характер.

Важным навыком для преодоления логопедических проблем и становления вокальных способностей дошкольников является формирование певческого и речевого дыхания, которое требует обязательного развития, в чем большую помощь может оказать именно пение. Вокализация приучает детей правильно брать певческое дыхание, а потом распределять выдох на воспроизведение музыкальных фраз, регулируя подачу воздуха при атаке звука и его последующем исполнении, без нарушения мелодической линии музыкального материала, что обеспечивает постепенное освоение цепного дыхания, предельно требуемого в процессе пения.

Занятия пением направлены на формирование певческих навыков. Ребенок, приобретая общие представления о средствах музыкальной выразительности, начинает осознанно приступать к овладению элементарных вокальных умений, приобретая опыт реализации ведущих средств исполнительской выразительности. Так, вырабатывая у детей способность протяжно произносить гласные звуки и внятно, быстро, но не утрированно, не «выстреливая» озвучивать согласные, воспитанники приучаются ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песен и попевок, что совершенствует их дикцию. Произведения, подходящие для пения детьми, обычно отличаются простотой поэтического текста, с часто повторяющимися словами или вербальными формулами. Это дает особую пользу дошкольникам, поскольку основным средством развития речи человека является повтор ее элементов. Как правило дети без осознания целей и перспектив такого плана действий повторяют тексты в пении или проговаривании, они заучивают их, озвучивая зачастую автоматически и приходя к пониманию смысла только после разъяснений педагога. Но запоминание нескольких куплетов песен развивает умение дошколят составлять фразы и предложения, выражать вербально мысли. Более того, метро-ритм музыки позволяет погрузиться в первичные представления поэзии и понять без скучных определений, эмпирически выявляя каково в стихах строение, что такое рифмы и т. д.

Занятия пением развивают артикуляционный аппарат детей, что способствует совершенствованию дикции, ее ясности, четкости, внятности. Это становится основой к освоению скороговорок, первичных навыков чтения, декламации стихов, подбора рифм и т. д. Более того, дети «учатся четко произносить слоги и слова, для того чтобы песня звучала красиво», то есть эстетически привлекательно, что они начинают осознавать и стремиться к этому [1, с. 23]. Также при разучивании песен обязательно достижение понимания дошкольниками смысла литературного текста через его осмысление. Таким образом ребятами приобретаются знания и пополняется их словарный запас, в который включаются и специфические музыкально-литературные термины.

Подводя итог изложенному, следует подчеркнуть, что развитие речи и преодоление ее недостатков в рамках музыкальных занятий имеет большие перспективы. Однако в данных условиях музыкальное развитие дошкольников должно оставаться доминантой их совершенствования, исключающей допуск ошибок в реализации или ограниченность осваиваемых объемов певческих навыков в угоду достижения целей речевого развития детей.

 

Список использованных источников

 1. Кузнецов, В. В. Развитие речи у дошкольников посредством музыкальных занятий / В. В. Кузнецов // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 10 (37). – С. 23-25.

Добавить комментарий