ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

УДК 372.878 (045)

ББК 74

 Чинякова Надежда Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, chinyakova-n@yandex.ru

Валякина Оксана Романовна

студентка группы ПЗМ-121

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, oksanasin98@gmail.com

  

Аннотация: статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме формирования музыкального мышления, рассмотрены особенности реализации данного процесса в ходе музыкально-исполнительской подготовки, обозначены возможности оптимизации указанного совершенствования обучающихся.

Ключевые слова: музыкальное мышление, музыкально-исполнительская подготовка, образ, эмоции, музыкальное воображение, интерпретация.

 

Chinyakova Nadezhda Ivanovna

candidate of Pedagogical sciences, associate professor

of department of art and music education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

Valyakina Oksana Romanovna

student of the PZM-121 group

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 

PROBLEMS OF FORMATION OF MUSICAL THINKING OF PERFORMERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

 

Abstract: the article is devoted to the actual psychological and pedagogical problem of the formation of musical thinking, the features of the implementation of this process in the course of musical and performing training are considered, the possibilities of optimizing this improvement of students are indicated.

Keywords: musical thinking, musical performance training, image, emotions, musical imagination, interpretation.

 

Все деятельностные проявления людей сопряжены с активизацией мышления, которое направлено на познание действительности, ее многосторонним отражением в сознании. Выдающийся отечественный исследователь в области музыкальной психологии, профессор Ю. А. Цагарелли, трактует дефиницию «мышление» как познание «сущности и закономерности объектов и явлений с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстракции и т. д.» [3, с. 61]. Выделяя в самостоятельное понятие «музыкальное мышление», современная психология определяет его как наивысшую форму аудиального мышления, поясняя, что оно представляет собой разновидность синтетического мышления, в котором в диалектическом обобщении представлена интеграция чувственности и рациональности [1]. Следует отметить, что Ю. А. Цагарелли видит специфику музыкального мышления в том, что в противовес математическому, техническому или философскому мышлению, данный вид мышления «оперирует музыкальными образами, которые представляют собою результат и идеальную форму отражения музыки в сознании человека» [3, с. 63].

В образовательном процессе любого уровня формирование музыкального мышления обеспечивается приобретением опыта работы с музыкальными образами, их восприятием, осознанием, изменением в определенной динамике и в определенном направлении, что развивает образное мышление. Такие действия создают в сознании разные аспекты зафиксированных в музыкальном материале явлений, реально существующих или вымышленных, динамично меняющих эмоциональный строй или приближающихся к статичному состоянию и т. д. Образное мышление музыканта-исполнителя представляет собой последовательность мыслительных операций, связанных с отражением содержания образно-эмоциональной драматургии социализируемых произведений. Эмоциональное общение посредством озвучивания музыкальных сочинений происходит в соответствии с трактовкой исполнителем художественного замысла композитора. Предельно важно в контексте сказанного, что определение-интерпретация авторской образно-эмоциональной драматургии любого опуса и ее воплощение в исполняемых звуках реализуется в прямой зависимости от уровня развития воображения музыканта, которое можно совершенствовать, например, умножая опыт такой деятельности в ходе обучения любому виду исполнительства.

В связи с изложенным можно утверждать, что формирование музыкального мышления, включая и воображение, может быть особо продуктивным при освоении разных видов исполнительства, которые имеют специфику. Так, сольное музицирование предполагает выявление исполнителем замысла автора произведения, его интерпретацию и подбор средств исполнительской выразительности для собственной социализации опуса. Но когда речь идет о освоении сочинения хормейстером, то указанный алгоритм продолжается, поскольку дирижеру необходимо еще найти доказательства справедливости избранной трактовки, чтобы обосновать свой выбор перед хоровым коллективом, хорошо налаженное взаимодействие с которым позволяет повысить качество социализации музыки. Осваивая разные виды исполнительства, имеющие отличающуюся степень доступности для разных учащихся, обучающийся получает больше шансов развить свое музыкальное мышление, формируя его элементы через обобщение приобретаемого опыта.

Важным компонентом музыкального мышления является логический аспект содержания музыки, который связан с переработкой информации о средствах музыкальной и исполнительской выразительности музыкального произведения. В таком случае обеспечивается возможность «не только накапливать музыкальные впечатления, но и анализировать их, а далее упорядочивать, группировать, систематизировать» [4, с. 73]. Практика показывает, что учащиеся музыкальному исполнительству, развивая логическое мышление, лучше усваивают, запоминают, озвучивают музыкальный материал.

Особую сложность для практики музыкально-исполнительской подготовки представляет формирование способности образно мыслить. Для оптимизации данного процесс полезно опираться на личный опыт общения учащегося с окружающим миром, с использованием всех сенсорных способностей человека. Известно, что люди индивидуальны и могут в разной степени реагировать на раздражители отличающихся видов (слуховые, зрительные, осязательные и т. д.), запоминать их и воссоздавать в мысленно. При широком спектре предлагаемых впечатлений, возникает больше возможностей достичь требуемой реакции, создать в воображении нужные образы и т. д. Более того, через приобретение навыка создания образных представление посредством одного раздражителя, обычно бывает легче пройти аналогичный путь и в отношении иного вида воздействий.

Также следует добавить, что при формировании образного мышления, а на его основе и музыкального мышления, надо уделять повышенное внимание психическим процессам отражения явлений не воспринимаемых в данный момент, то есть всем видам представлений: зрительным, слуховым, двигательным, осязательным, обонятельным и др. Указанные впечатления должны не просто накапливаться, а складываться в систему, что требует освоения и этих действий. Учитывая, что осознанность любой деятельности придает наличие знаний, то их приобретение является обязательным требованием. Это поможет музыканту стать самостоятельно мыслящим, способным иметь личное обоснованное мнение. Соединяя знания с эмоциональной и двигательной памятью, опираясь на мыслительные способности, начинающий музыкант попадает в условия без засилья репродуктивных методов обучения, помогает освоению музыкального исполнительства, с пониманием его эмоционально-содержательного смыла.  Сказанное справедливо, поскольку «настоящее художественное произведение, даже глубоко личностного свойства, неизбежно выражает общечеловеческое, поскольку обращается к проблемам, близким каждому» [2, с. 165]. Следовательно, любое актуальное для индивидуума может быть понятым и взволновать других людей, что подразумевает возможность его понимания и воплощения исполнителем для реализации эстетических функций или для дальнейшего достижения педагогических целей.

 

Список использованных источников

 

  1. Горбунова, И. Б. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем / И. Б. Горбунова, М. С. Заливадный, И. О. Товпич // Казанский педагогический журнал. – 2015. – №6 (113). – Ч. 1. – С. 162-175.
  2. Кульбижеков, В. Н. Аудиальное мышление в структуре художественного познания / В. Н. Кульбижеков. – Манускрипт. – 2019. – Т. 12. – Вып. 11. – С. 164-167.
  3. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учебное пособие для преподавателей, студентов, аспирантов-психологов / Ю. А. Цагарелли. – СПб. : Композитор, 2008. – 368 с.
  4. Чинякова, Н. И. Значение аналитической деятельности обучающихся в системе непрерывного музыкального образования / Н. И. Чинякова // Гуманитарные науки и образование. – – №4 (20). – С. 71-75.

Добавить комментарий