ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА В ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА СКРИПКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Заводчикова Наталья Ефимовна

преподаватель по классу скрипки МБУДО «Детская музыкальная школа №6», г. Саранск, Россия, natalize10@rambler.ru

Аннотация: В статье актуализируется проблема развития творческого интереса детей, обучающихся игре на скрипке в музыкальных школах.

Ключевые слова: творческий интерес, современная педагогика, совместный творческий процесс, игра на скрипке, любовь к детям.

Zavodchikova Natalya Efimovna

violin teacher MBUDO «Children’s Music School No. 6», Saransk, Russia

 INCREASING CREATIVE INTEREST IN LEARNING TO PLAY THE VIOLIN

(FROM WORK EXPERIENCE)

Annotation: The article actualizes the problem of developing the creative interest of children learning to play the violin in music schools.

Key words: creative interest, modern pedagogy, joint creative process, violin playing, love for children.

 

В начале третьего тысячелетия мир оказался на перепутье. Жизнь современного человека подвергается множеству опасностей. И главные страхи человечества далеко не в физической угрозе, а в духовной деградации. Поэтому современная педагогика заинтересована в формировании нового взгляда на современную картину мира в его универсальном видении, что требует синтеза всех традиционных и нетрадиционных знаний: научных, философских, эстетических, духовных. Речь идет о формировании гуманитарного мировоззрения как мировоззрения универсального. В Приказе министра образования от 2002 г. № 393 «О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» сказано: «…более полно использовать нравственный потенциал искусства как средство формирования этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности» [1].

Данная ориентация дает направление педагогам дополнительного образования на компетентностный подход в обучении. Воспитание современной личности может произойти лишь под воздействием не иссекающей силы искусства. И особенно эффективно это происходит на индивидуальных уроках при обучении игре на музыкальном инструменте.

Несмотря на значимость поставленных задач, расширение сети музыкальных школ, кружков дополнительного образования, в стране обучается на музыкальном инструменте только каждый двадцатый ребенок. Эстетическое же воспитание детей создает тот необходимый фундамент, на котором возможно не только успешное занятие музыкой, но и все последующее духовное развитие личности.

На конференции под названием «Математика и искусство» академик Б.В.Раушенбах высказал мысль об обязательном введении предметов искусства, в частности музыки, в технические вузы. Он утверждал, что «…математика дает возможность иначе взглянуть на развитие искусства, на ход истории, заметить нетривиальное» [2], а искусство помогает создать более совершенный мир представителям точных наук — инженерам, физикам, математикам. Подтверждением слов академика является личность А. Эйнштейна. На всех этапах его жизни музыка органично вплеталась в мировоззрение Эйнштейна как важный, хотя и не* поддающийся точному анализу компонент. В музыке Моцарта, Баха, Гайдна, Бетховена он слышал отражение закономерностей природы. Музыка была для него тем, что Пифагор определял как гармонию чисел, Кеплер как музыку сфер, Лейбниц — как имитацию универсальной гармонии, вложенной богом в мир.

Парадокс современности в том, что доступность технических средств, доступность к прослушиванию и воспроизведению музыки, тем самым понижает интерес к овладению игрой на музыкальных инструментах.

И огромную лепту в нежелании детей обучаться игре на музыкальном инструменте вносят увлечения современными рок, поп, субкультурами. Но по нашему глубокому убеждению, воспитание музыкальной культуры ребенка должно идти через овладение музыкальным инструментом. Игра на скрипке помогает не только расти и развиваться школьнику в умственном отношении, но и раскрывает в нем творческий потенциал личности.

Анализируя проблему, мы хотели бы выделить несколько факторов, понижающих творческий азарт, желание детей учиться игре на музыкальном инструменте. Сегодня музицирование среди школьников, окончивших музыкальную школу, практически сводится на нет, дети годами не притрагиваются к инструменту и в этом есть доля вины некоторых учителей музыки делающих большую ставку на техническую оснащенность в обучении игре на музыкальном инструменте.

Традиционная музыкальная педагогика несет в себе двойственные тенденции: с одной стороны как хранилище педагогического опыта, с другой как тормоз в его обновлении. Противоречие традиционного умения владения скрипкой и реальной практики огромны. Наше глубокое убеждение в том, что, обучаясь игре на музыкальном инструменте, ученик должен получать удовлетворение здесь и сейчас. Педагог должен создать комфортную психологическую обстановку во время занятий на музыкальном инструменте, где главным условием в отношении ребенка является постижение целостности его природы, диапазон его возможностей, приоритетов.

Очень часто при традиционном обучении педагог перегружает учеников бесконечным количеством упражнений, гамм, этюдов. Задача педагога-музыканта показать ученику, как получать радость при разучивании того или иного упражнения, части произведения или целиком всего опуса. Научить, как творчески подходить к изучению учебного материала, постоянно оказывая педагогическую поддержку в создании комплекса педагогических условий не на условиях авторитарности, а на условиях диалога.

И здесь задача педагога — видеть музыкальное произведение как материал совместного творческого процесса, выстраивать обучение на основе доброжелательности, интегративной связи с другими предметами, постоянной заинтересованности в занятиях на скрипке. Поэтому, выбирая ту или иную пьесу с учетом принципа прогрессивности, следует, по-видимому, считаться, прежде всего, с тем, насколько она нравится ученику, превышает его сегодняшние возможности и чего ребенок сможет достичь в процессе работы над ней.

Важно заранее прогнозировать, сможет ли он накопить нужные навыки в ходе работы над данным произведением и достаточно ли их будет для того, чтобы исполнить его, донося до слушателя авторский замысел, характер произведения и его содержание.

Однозначно, что учителю необходимо прививать ученику и усидчивость, и терпение, и трудолюбие. Важно своим примером доказывать ученику, что в жизни счастье можно найти в творчестве, что человек сам может вызвать в себе это состояние духа, овладевая игрой на музыкальном инструменте, и тем самым находиться в вечном поиске самого себя, своей миссии, своего предназначения в жизни. В помощь учителю высказывания великого П.И. Чайковского:

  • „Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых;
  • „Большой талант требует большого трудолюбия;
  • „Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться“[3].

Очень часто при обучении ребенка игре на музыкальном инструменте происходит отрыв от содержания национальной музыкальной культуры. Наша практическая деятельность доказала, что обучение должно опираться в первую очередь на музыкальные произведения русских авторов порой незаслуженно забытых, таких, как Николай Соколовский, Максим Березовский, Иван Хандошкин и др. И чем младше ребенок, тем больше в его репертуаре должно быть национальной музыки.

В традиционном обучении очень часто наблюдается отсутствие реальной связи между теоретическими знаниями ученика и практическим опытом. Обучение направлено на демонстрацию результатов (успешного выступления на зачете, экзамене, конкурсе). Как следствие — нередко превращение обучения в натаскивание на конечный результат; утверждение на этом пути авторитарной роли педагога; обучение происходит через систему запретов и ограничений. Вследствие этого в ученике формируется интеллектуальная и творческая пассивность. Отсюда — педагог-теоретик, не умеющий петь, играть, сочинять музыку.

В связи со всем вышесказанным, необходимо рассматривать содержание музыки как эффективную форму хранения духовного опыта человечества, позволяющую интегрировать опыт личности с опытом человечества.

Познание своей собственной индивидуальности, познание мира через овладение игрой на музыкальном инструменте — в этом суть обучения, которое предполагает педагогическую поддержку детям на основе игры, радости, безграничной фантазии, вовлекая в процесс домашнего музицирования родных и близких. И помогут в этом лучшие образцы народной и классической музыки.

Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга

расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для умений игры на скрипке. Для развития мелкой моторики используются игровые приемы. Очень полезны игры, сопровождаемые короткими ритмичными стихотворениями.

В развитии мелкой моторики действует то же правило, что и в развитии других навыков: больше игры, меньше принуждения, регулярность.

Достаточно часто мы проводим интегрированные уроки. «Чудо уроки» организуются по следующим направлениям:

  • погружение ученика и его родителей в атмосферу увлекательнейшей истории о выбранном ребенком музыкальном инструменте для занятий с использованием стихов и предметов изобразительного искусства. Например, авторские беседы «Тайна старой скрипки», «Скрипка Альберта Эйнштейна», «Легенды о скрипке», «Итальянские художники и скрипачи эпохи Возрождения»;
  • вовлечение ученика и его родителей в тайну звукоизвлечения на скрипке, при раскрытии которой инструмент представлен в виде конструктора многообразных музыкальных и тембровых звуков и красок;
  • создание педагогом с привлечением учеников и их родителей дидактических игр и приспособлений для облечения процесса обучения игре на инструменте.

В противовес академическим выступлениям и конкурсам проведение «чудо концертов» и музыкальных гостиных, в которых дети со своими родителями могут проявить бесконечную фантазию при составлении этих программ. Например, художественное оформление концерта, написание сценария.

На наш взгляд, наиболее ярко проявляются личностные индивидуальные качества ребенка в том случае, если деятельность педагога будет проникнута важнейшей целью: разбудить в ребенке живую страсть к занятиям на музыкальном инструменте. Лишь при соблюдении этих условий любовь к скрипке и познавательная деятельность в изучении законов музыки останется у ребенка нерушимой на протяжении всей жизни.

В.А.Сухомлинский писал: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество — вот имя этой волшебной птицы!»[2]. Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее он будет.

Для подготовки технического аппарата ученика мы предлагаем использовать большое количество дидактических игр, например: «Надувной Мишка». Привлекается воображение ребенка к тому, как надувной сказочный мишка после спячки вышел из берлоги и потягивается. Он наполнен воздухом как резиновый шарик. Выпускной клапан открывается, и воздух очень медленно из него выходит. Обращаясь к воображению ребенка, попросим его повторить эти действия, начиная от потягивания и до полного выхода воздуха из мишки. И наоборот. Цель этих упражнений — расслабить мышцы, сохраняя в них в то же время потенциальную способность к действиям. Несмотря на положительное влияние рекомендуемых приемов «все хорошо в меру». Поэтому, прежде всего, необходимо привлечь внимание ученика к самому инструменту.

С этой целью необходимо общение с инструментом как с одушевленным существом, как с другом, привлекая скрипку к созданию маленьких спектаклей, которые он может разыгрывать перед своими сверстниками и родителями. Например: можно предложить ему разыграть сказку «Звери в лесу». В ней он может использовать легкие удары смычка по деке скрипки, изображая стук дятла. Касаясь самой тонкой струны на скрипке, можно попробовать изобразить пение птиц. А самая толстая струна изображает лесных героев — медведя и волка. Легкие касания по струне «ре» изображают легкое дуновение ветра, а щипки этой струны изображают водную капель. Можно пойти дальше и составить партитуру этой сказки.

Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что на какие бы педагогические концепции мы не опирались, какую бы методику мы не использовали в своей работе: методику Ш. Сузуки, П. Ролланда, И. Менухина, метод групповой импровизации С. Мильтоняна, Э. Пудовочкина, методику В. Якубовской, самое главное — любовь к ребенку. Именно любовь к детям, музыке, своему инструменту поможет найти способы и средства в достижении поставленных целей.

Список использованных источников

  1. Приказ Минобразования РФ от 12.02.2002 №393 О Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года. [Электронный ресурс] URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=14553    (Дата обращения:13.05.2022).
  2. Раушенбах Б.В. Математика и искусство (запись выступления на Суздале — 96) [Электронный ресурс] URL:   https://docplayer.com/28264311-Matematika-i-iskusstvo-zapis-vystupleniya-na-suzdale-96.html (Дата обращения 13.05.2022).

3. П.И. Чайковский. Цитаты. [Электронный ресурс] URL:: https://ru.citaty.net/avtory/piotr-ilich-chaikovskii/ (Дата обращения 13.05.2022).

Добавить комментарий