СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ДЕТСКИМИ ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 374:78(045)

 

 

Кабанова Маргарита Сергеевна

студентка факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

pretty-margokabanova@ yandex.ru

 

Соколова Юлия Николаевна

старший преподаватель кафедры

художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

yu.n.sokolova@yandex.ru

 

 

 

Аннотация: В статье показана специфика работы с детскими вокально-инструментальными коллективами в рамках эстрадной студии «Тутти» при МУ ДО «Центр эстетического воспитания детей» г.о. Саранск.

Ключевые слова: вокально-инструментальная деятельность, певческая культура, эстрадное пение, обучающиеся.

 

Kabanova Margarita Sergeevna

student of the faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia,

pretty-margokabanova@ yandex.ru

 

Sokolova Yulia Nikolaevna

senior lecturer of department of art and music education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia,

yu.n.sokolova@yandex.ru

 

THE SPECIFICITY OF WORKING WITH CHILDREN’S

VOCAL-INSTRUMENTAL GROUP IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

 

Annotation: The article shows the specifics of working with children’s vocal and instrumental groups in the framework of the variety studio «Tutti» at the MU DO «Center for aesthetic education of children», Saransk.

Key words: vocal and instrumental activity, singing culture, pop singing, students.

Как показывает практика, большой интерес в области массового музыкального воспитания вызывает эстрадное вокально-инструментальное искусство. Дети с увлечением занимаются в эстрадных студиях различного направления в рамках данного жанра, основанного на синтезе целого ряда искусств: игра на музыкальных инструментах, сольное и ансамблевое вокальное исполнение, импровизация с элементами композиции, сценическое движение, хореография и актерское мастерство. Кроме того, наблюдения за обучающимися в рамках эстрадной студии «Тутти» при МУ ДО «Центр эстетического воспитания детей» г.о. Саранск показали, что интерес к данному виду деятельности связан и работой педагогов, направленной на активизацию творческой деятельности детей.

Специфика работы педагогического состава учреждения дополнительного образования заключается в опоре на ряд принципов:

  • комплексный подход к воспитанию личности ребенка, реализуемый в различных видах творческой деятельности;
  • скрупулезный подбор репертуара, соответствующий возрастным особенностям обучающихся, высоко художественный, образно насыщенный;
  • ориентация на освоение русской и мордовской национальной культуры, использование детских песен современных композиторов, обработок в эстрадном стиле народных песен, включение в репертуар авторских композиций;
  • пробуждение интереса не только к музыке эстрадных жанров, но и народных и классических направлений.

Интеграция различных видов творческой деятельности создает условия для развития ряда способностей обучающихся: внимание, воображение, наглядно-образное мышление, память, музыкальность, интуиция, целеустремленность и др. В процессе освоения эстрадного жанра, основанного на синтезе искусств, используется комплекс методов [1].

Методы формирования сознания и эмоциональной сферы личности направлены на достижение взаимодействия между эмоциональной, интеллектуальной и практической сферами обучающихся. Разучивание нового репертуара начинается с исполнения педагогом, совместного разбора с детьми образного содержания и текста произведения, а также сценического оформления.

Методы организации творческой деятельности подразумевают включение метода инструктажа. Он предполагает знакомство обучающихся с правилами поведения на занятии или сцене, особенностями эстрадного исполнения. Метод также направлен на положения участия в конкурсных и концертных мероприятиях. Другими методами данной группы выступают: наглядный (слуховой или зрительный показ педагогом с применением мультимедийных технологий); объяснительно-иллюстративный; эвристический (поиск наиболее оптимального звукоизвлечения). Особую роль выполняют здесь специфически вокальные методы: концентрический (М. И. Глинки), фонетический (лингвистический), эмпирический («Пой так, как я пою»), внутреннего интонирования (пропевания без голоса), сравнительного анализа (звукового контроля), актуализации исторического подхода, аналитико-синтетический, пластического интонирования, творческих заданий и др.

Важное место среди данных методов принадлежит упражнениям, предполагающим многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определенных умений и навыков или их совершенствование [2]. Упражнение изначально опирается на прием приучения, в реализации которого возможны вариации. Не всегда, например, целесообразно открыто ставить перед детьми задачу овладения тем или иным способом деятельности. Исполнение удобных по тесситуре и доступных по диапазону детских эстрадных песен, позволяет педагогу рационально организовать вокально-исполнительскую деятельность, чтобы обучающиеся постепенно овладевали необходимыми певческими умениями и навыками. При этом порой возникает необходимость и в постановке открытой задачи. Например, формировать гласные в одной певческой позиции, извлекать звук ровным голосом и т. д. Третье направление подобной деятельности связано с возможностью вызвать у обучающихся стремление воспитывать в себе какое-либо качество самостоятельно: красивый голос, настойчивость, музыкальную эрудицию, дисциплинированность и др.

Среди многообразия упражнений можно выделить индивидуальные и коллективные, репродуктивные и творческие. Тем не менее, их практическое использование предполагает три последовательных этапа: 1) воспроизведение действий по образцу; 2) применение усвоенных умений и способов действий в новых условиях; 3) творческий характер действий [3].

Представленная группа методов выступает фундаментом формирования основных певческих умений и навыков, обогащения опыта вокально-исполнительской деятельности обучающихся, расширение их творческого опыта.

Методы мотивации творческой деятельности предполагают создание педагогом ситуаций успеха, ориентированных на концертные и конкурсные выступления, запись вокальных номеров в студиях. Действенными приемами выступают поощрение, соревнование, сотворчество, игры и др.

Основной задачей данной группы методов является формирование устойчивого интереса к занятиям вокально-исполнительской деятельности, певческой эстрадной культуре.

Методы контроля и самоконтроля связаны с наблюдениями, индивидуальными прослушиваниями, компьютерной звукозаписью детских песен, самооценкой.

Группа методов направлена на осуществление систематического, поэтапного контроля за результативностью используемых форм и средств, изучение музыкального и певческого развития обучающихся, овладение рефлексией.

Несмотря на то, что каждая группа методов ставит свои задачи, они тесно взаимосвязаны между собой и направлены на достижение единой цели. Комплекс представленных методов осуществляет воздействие на различные сферы личности (эмоциональную, сознательную, интеллектуальную, мотивационную, волевую, деятельно-практическую и др.), участвующие в формировании музыкальной и певческой культуры обучающихся.

 

Список использованных источников

 

  1. Клипп, О. Я. Теоретические и методические основы эстрадной вокальной и инструментальной музыки / О. Я. Клипп, О. И. Полякова. Москва : МПГУ, 2003. – 46 с.
  2. Соколова, Ю. Н. Использование вокальных упражнений в работе с детьми младшего школьного возраста в системе дополнительного образования / Ю. Н. Соколова, Л. П. Карпушина, Т. А. Козлова // Проблемы современного педагогического образования : сборник научных трудов. – Ялта : РИО ГПА. – 2019. – Вып. 65. – Ч. 2 – С. 158–162.
  3. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. – Москва : Прометей, 1992. – 270 с.

Добавить комментарий