ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

УДК 37.013.43 (045)

ББК 74.200.54

 

Коткина Татьяна Валерьевна

студентка факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

tatyana.kotkina.00@mail.ru

 

Соколова Юлия Николаевна

старший преподаватель кафедры

художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

yu.n.sokolova@yandex.ru

 

 

Аннотация: В статье актуализируется важность эстетического воспитания младших школьников. Одним из результативных средств в данном контексте определяется театральное искусство.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, младший школьник, театральное искусство.

 

Kotkina Tatyana Valerievna

student of the faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia,

tatyana.kotkina.00@mail.ru

 

Sokolova Yulia Nikolaevna

senior lecturer of department of art and music education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia,

yu.n.sokolova@yandex.ru

 

AESTHETIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

BY MEANS OF THEATER ART

 

Annotation: The article actualizes the importance of aesthetic education of younger students. One of the effective means in this context is theatrical art.

Key words: aesthetic education, junior schoolchild, theatrical art.

 

В словарной литературе понятие «эстетическое воспитание» трактуется как «формирование и развитие эстетического отношения детей к действительности и к искусству, способность творить и сопереживать искусству и красоте» [1, с. 48].

С поступлением ребенка в школу создаются объективные условия для целенаправленного и массового приобщения детей к театру. В младшем школьном возрасте закладывается тот минимум театральных впечатлений, который в дальнейшем выступает фундаментом для эстетического развития и последующего систематического художественного образования.

Критериями отбора постановок для просмотра школьникам являются: соответствие особенностям детского восприятия; высокое качество спектакля; возможность включения зрелищного действия в учебно-воспитательную работу общеобразовательного учреждения по решению задачи эстетического развития детей данной возрастной категории [3].

Образовательная практика показывает, что организовывать коллективные просмотры театральных постановок следует один-два раза в четверть. К концу начальной школы обучающиеся должны познакомиться с различными видами театра и накопить впечатления от спектаклей разных жанров.

В репертуарном плане для младших школьников важное место принадлежит пьесам-сказкам, в основе которых заложено народное творчество, а также инсценировкам литературных или современных сказок. Однако, формируя театральный репертуар для обучающихся следует обратить внимание и на исторические спектакли, мюзиклы, веселые и в то же время поучительные комедии и водевили.

Эстетическое воздействие театра определяется непосредственным взаимодействием зала и сцены. Поэтому предварительная мобилизация у детей внимания, творческого воображения и эмоционального настроя очень значимо. Воспитательное влияние постановки на младших школьников напрямую зависит от их способности к соучастию, сопереживанию, содействию.

Предварительная работа к просмотру театрального действия может быть ориентирована на два направления деятельности. Во-первых,  обучающихся необходимо подготовить к восприятию конкретного постановочного спектакля. Во-вторых, важно последовательно и систематично расширять детский кругозор и знания в области театрального искусства.

Одной из эффективных форм такой работы могут выступать познавательные беседы, где предлагаемые первоначальные сведения о данном виде искусства должны носить конкретный характер. Формы и виды подготовительной работы зависят от нравственного содержания постановки, его жанра, характера воплощения на сцене, а также состава конкретного класса и плана учебно-воспитательной работы. Центральной задачей в данном контексте выступает помощь обучающимся, которые еще не обладают существенным художественным опытом, в понимании предлагаемого постановочного содержания и сохранение целостности их восприятия.

Последующая работа играет не менее важную роль в эстетическом воспитании младших школьников путем постижения театрального искусства. Беседа продолжает здесь выступать основной формой работы. Она обеспечивает взаимообмен мыслями, эмоциональными ощущениями, выводами. В основе беседы лежит рассмотрение увиденного действия, раскрытие многогранности человеческих характеров в движении, некой борьбе. Ведь сила театрального искусства кроется в переходе от частного (единичного) к общему (целостному), что и выступает исходным методом в организации беседы с детьми.

В то же время каждому театральному жанру присущи свои особенности, что важно учитывать при проведении последующей работы. Обсуждая отдельные наиболее значимые сцены спектакля, образы главных героев, их поведение и поступки, обучающиеся осваивают идейно-художественное содержание увиденного и выразительные средства жанрового воплощения, оценивают различные компоненты театрального искусства.

Для подведения результата в образовательной практике возможно применение таких форм как детский рисунок или письменный отзыв. Рисунок позволяет осмыслить полученные эмоциональные впечатления в наглядно-образной форме. Основным критерием оценки творческих работ обучающихся служит способность в цвете передать характер и образ главных героев, идею и содержание спектакля. Письменные работы в виде отзыва приучают младших школьников к самостоятельным воззрениям, оценкам, закрепляя воспитательное эстетическое воздействие спектакля. Критериями оценки работ детей выступают нравственная оценка персонажей, понимание глубины содержания сценической постановки, способность к самостоятельным суждениям и обобщениям.

Эффективным методом является воссоздание элементов спектакля. Импровизация наиболее ярких и значимых сцен дает возможность не только мысленно, но и действенно «прожить» увиденное, сохраняя эмоциональность и непосредственность детского восприятия. Она обеспечивает занимательность и увлеченность проводимой беседе. Впечатления о театральном искусстве остаются глубоко в виде опыта, что накладывает глубокий отпечаток, что приводит к результативному эстетическому воспитанию младших школьников.

Таким образом, одним из эффективных средств эстетического воспитания младших школьников выступает театральное искусство, служащее основой для последующего художественного системного образования обучающихся.

 

Список использованных источников

 

  1. Конюхова, Е. Ю. Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе : словарь терминов / Е. Ю. Конюхова. – Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014. – 64 с.
  2. Мамедова, И. М. Эстетическое воспитание младших школьников / И. М. Мамедова // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 790–792.
  3. Основы эстетического воспитания : пособие для учителя / Ю. Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др.; под ред. Н. А. Кушаева. – Москва : Просвещение, 1986. – 240 с.

Добавить комментарий