РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

УДК 37.013.43 (045)

ББК 74.200.54

 

Зинова Екатерина Сергеевна

студентка факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

y_zinova@bk.ru

 

Соколова Юлия Николаевна

старший преподаватель кафедры

художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

yu.n.sokolova@yandex.ru

 

 

Аннотация: В статье показана значимость развития эстетического отношения обучающихся к окружающей действительности.

Ключевые слова: эстетическое отношение, эстетическое сознание, эстетический вкус, обучающиеся.

 

Zinova Ekaterina Sergeevna

student of the faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia,

y_zinova@bk.ru

 

Sokolova Yulia Nikolaevna

senior lecturer of department of art and music education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia,

yu.n.sokolova@yandex.ru

 

DEVELOPMENT OF AESTHETIC ATTITUDE

LEARNING TO THE SURROUNDING REALITY

 

Annotation: The article shows the importance of developing the aesthetic attitude of students to the surrounding reality.

Key words: aesthetic attitude, aesthetic consciousness, aesthetic taste, students.

 

Все с чем человеку приходится соприкасаться в своей жизнедеятельности, охватывает его эстетическое отношение к окружающей действительности. Воспринимаемое субъектом разнообразие явлений природы, произведений искусства, бытовых предметов, поступков и переживаний оценивается как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, комическое или трагическое. В одних моментах те или иные оценки совпадают, в других – противопоставляются. У подрастающего поколения, в отличие от взрослого населения, эстетические отношения, взгляды и вкусы проходят сложный процесс развития. В связи с чем, очень важно научить обучающихся правильно воспринимать и ценить красоту, а по возможности и принимать участие в творческом преобразовании действительности.

В кратком словаре по эстетике под редакцией М. Ф. Овсянникова понятие «эстетическое отношение» представлено «…особым отношением субъекта к действительности, в процессе которого раскрывается и обнаруживается целостность предметов, явлений и ситуаций объективного мира; проявляются развитые способности активной творческой деятельности; оценивается степень совершенства явлений действительности и степень гармонии человека и мира» [1].

Эстетическое отношение человека к окружающей действительности определяется сформированностью у него эстетического сознания. Эстетически развитый человек обладает хорошим вкусом; ярким эстетическим чувством, возникающим при соприкосновении с прекрасным; эстетической оценкой, выражающейся в самостоятельном суждении о красоте того или иного объекта действительности.

Существенным элементом эстетического сознания выступает идеал – наиболее совершенное и самое прекрасное из подобного ряда объектов или явлений. Сокровищница идеалов представлена в различных видах искусства, а также в национальных обычаях и традициях. Это приучает обучающихся видеть в жизни прекрасное. Еще одним источником прекрасного выступает природа. Она приучает ценить облик каждого отдельно взятого явления или объекта, а не только идеальные формы, линии, цвета.

Ребенок готов к эстетическому отношению благодаря развитию природы и общества. Однако эстетическое сознание обучающегося развивается в процессе познания, деятельности, общения, творчества посредством органов чувств как «инструментов» эстетического освоения действительности данных ему от природы. В. А. Сухомлинский особо подчеркивал, что «открывая вокруг себя красивое, восторгаясь и изумляясь красивым, маленький ребенок как бы смотрит в зеркало и видит свою собственную человеческую красоту. Чем раньше он ее почувствовал и тем тоньше изумился ею, тем выше его чувство собственного достоинства» [3, с. 37]. Педагог отмечал значимость воспитателя как «творца детской радости», которая заключается в открытии обучающемуся двери в мир прекрасного.

Полностью органы чувств ребенка включаются в эстетическую деятельность лишь посредством их тренировки, обогащения и воспитания, что, в свою очередь, является необходимым для осуществления полноценной деятельности и духовно-нравственных проявлений человека. Поэтому одной из основных задач общеобразовательных учреждений является развитие у обучающихся способности воспринимать, оценивать и создавать эстетическое и, как следствие, формирование их вкусов, ориентируемых на признанные идеалы и собственную творческую деятельность.

С целью формирования эстетического сознания обучающихся, развития у них эстетического отношения важно обеспечить накопление у них разнообразных эстетических впечатлений (зрительных, слуховых, осязательных). Для этого необходимо научить детей наслаждаться красотой, видеть выразительность в окружающих явлениях и объектах, уметь давать им самостоятельную эстетическую оценку. Подобная эстетическая активность и формирует соответствующий вкус как чувственно-оценочную способность человека. Кроме того, собственное творчество детей (лепка, рисование, сочинение, музицирование, инсценировка и т. д.) помогает овладеть им законами красоты во всех сферах жизнедеятельности [2].

У детей подросткового возраста идет активное формирование эстетических суждений. Осмысленные высказывания обучающихся принимают или отвергают эстетические свойства предметов. Для становления собственных эстетических вкусов детей значимо развивать их привычку не только осознавать, но и соотносить свои суждения в их связи и логике. В данном возрасте происходит формирование представлений о человеческом идеале и совершенствовании собственных качеств. Приобретая необходимые эстетические знания, подростки строят фундамент для собственных эстетических предпочтений и взглядов. Задача педагога – помочь ребенку правильно понять, оценить или правильно переосмыслить полученные эстетические впечатления. Лишь тогда обучающийся будет способен стремиться к самостоятельной эстетической оценке и переживанию полученного опыта общения с окружающей действительностью.

Одновременно следует пробуждать в ребенке неприязнь к беспорядку. Ведь это нарушает эстетическую привлекательность и ценность явлений и объектов. Это развивает в обучающихся способность защищать и бережно относиться к красоте. Часто, усвоив формальную оценку предметов со слов взрослых, дети не видят их особенности. Поддаваясь «слепому» восприятию, обучающиеся подражают многим вещам, отношениям, поведению.

Таким образом, вооружить обучающихся развитым эстетическим отношением как верным компасом в определении красоты, пользы, целесообразности, возможно лишь при целенаправленном процессе формирования у них эстетического сознания и вкуса.

 

Список использованных источников

 

  1. Краткий словарь по эстетике : книга для учителя / под ред. М. Ф. Овсянникова. – Москва : Просвещение, 1983. – 223 с.
  2. Основы эстетического воспитания : пособие для учителя / Ю. Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др.; под ред. Н. А. Кушаева. – Москва : Просвещение, 1986. – 240 с.
  3. Сухомлинский, В. А. Потребность человека в человеке / В. А. Сухомлинский. – Москва : Изд-во: Советская Россия, 1981. – 96 с.

Добавить комментарий