ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

УДК 379.825 (045)

ББК 77

 Чинякова Надежда Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, chinyakova-n@yandex.ru

Середнев Захар Сергеевич

студент группы ПДМ-117 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, z.serednev99@mail.ru

 Аннотация: статья посвящена раскрытию, на основе исторически сложившихся особенностей отечественного любительского хорового искусства, специфики организации и деятельности в нем исполнительских коллективов, а также определению в них характеристик, которые отличают любительский хор от профессионального.

Ключевые слова: любительский хоровой коллектив, деятельность любительского хора, отличия любительских и профессиональных хоров.

 Chinyakova Nadezhda Ivanovna

candidate of Pedagogical sciences, associate professor of department of art and music education Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

Serednev Zakhar Sergeevich

student of the PDM-117 group Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 AMATEUR CHORAL GROUP: DISTINCTIVE FEATURES

 Abstract: the article is devoted to the disclosure, on the basis of the historically established features of the domestic amateur choral art, the specifics of the organization and activity of performing groups in it, as well as the definition of the characteristics that distinguish the amateur choir from the professional one.

Keywords: amateur choral collective, activities of an amateur choir, distinctions of amateur and professional choirs.

 Объективным фактом является то, что первоначально хоровое исполнительство было любительским и лишь благодаря особым историческим обстоятельствам, обрело формы профессиональной деятельности в области искусства. Это послужило основой для рождения и дальнейшего существования в отношении характеристик выполняемой деятельности двух основных градаций видов хорового творчества – профессионального и любительского, что определило названия действующих в их рамках ролевых субъектов: профессиональные и любительские (народные, самодеятельные) хоры.

Под профессиональным видом функционирования понимают хоровую деятельность, осуществляемую согласно титульной характеристике, что подразумевает определенный уровень развития умений, позволяющий решать выдвигаемые исполнительские задачи, не редко требующие специальной подготовки, профильного обучения. Здесь уместен тезис: профессионал – это тот, кто не имеет права на ошибку, он умеет и должен выполнять качественно профессиональные действия. В контексте сказанного надо добавить, такая деятельность является оплачиваемой (в зависимости от профессионального уровня) и становится источником удовлетворения жизненных потребностей работающего человека. Профессиональная деятельность реализуется на постоянной основе, в соответствии с принятым в хоре режимом (в определенные часы дней, установленных как рабочие). В профессиональных хоровых коллективах на особом месте стоят задачи музыкального исполнительства и просвещения. Профессиональный хоровой коллектив придерживается графика разучивания и исполнения в определенных концертных залах специально подобранных различных произведений. Обращаясь к истории России, надо отметить, что в конце XX века успешно функционировали многие профессиональные хоровые коллективы, в том числе существующие и сегодня (Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова; Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова; Государственная академическая певческая капелла Санкт-Петербурга; Московский государственный хор; Государственная академическая симфоническая капелла России и т. д.).

В состав любительских хоров входят певцы, не являющиеся профессионалами. На деятельности именно таких любительских (самодеятельных) хоров основана вся история хоровой культуры. Так, активность самодеятельного творчества была всегда настолько велика, что способствовала образованию различных певческих хоровых объединений, обществ, среди которых можно назвать такие, как Орфеон, Лидертафель, Русское хоровое общество, Всероссийское хоровое общество и другие. По сравнению с профессиональными исполнительскими коллективами, в любительских хорах занятия проводятся не столь регламентировано и обычно не так часто. Как правило качественный уровень исполнительства этих хоров несколько ниже, чем профессиональных, но некоторые выдающиеся любительские коллективы достигали и достигают высокого мастерства. К таковым следует отнести Хор Дома культуры имени   П. И. Горбунова (г. Москва), Хор молодежи и студентов (г. Москва), Камерный хор Московской консерватории (преобразованный в Государственный камерный хор, а позже в Симфоническую капеллу) и образованный в 1994 году новый Камерный хор Московской консерватории, Камерный хор Московского государственного университета, Камерный хор «Гаудеамус» Московского высшего технического университета имени Н. Э. Баумана, Камерный хор Хорового общества Ленинграда, Камерный хор ДК пищевой промышленности (г. Санкт-Петербург), Камерный хор Горьковского хорового общества и другие.

В процессе формирования личностных качеств исполнителей (как и слушателей) самодеятельное творчество занимает особое место, выступая составной частью эстетического воспитания. В научной литературе и педагогической практике поиски путей более эффективного управления хоровой самодеятельностью тесно связаны с изучением эстетической природы данного художественного явления. В центре указанной проблемы находится понимание специфики самодеятельного хорового коллектива, к которым относятся следующие отличия [1, с. 22-25].

Так, создание самодеятельных хоров производится на основе добровольности участия в них певцов – любителей пения, которые, профессионально реализуются в иных (не в исполнительско-хоровых) различных сферах трудовой деятельности, но желающих систематически отдавать часть своего времени занятиям хоровым искусством. Поэтому пение для участников не является специальностью, они не получают материального вознаграждения и занимаются без принуждения хоровым искусством 2-3 раза в неделю. По сравнению с профессиональным хором, указанные условия часто приводят к более низкому уровню посещаемости и нестабильности состава такого коллектива, что значительно затрудняет его работу. Добровольность поступления в самодеятельный коллектив роднит его с коллективами хоровых кружков образовательных учреждений, поэтому решение организационных вопросов в них имеет аналогии.

Учитывая, что хоровое искусство предполагает коллективную творческую деятельность, для достижения в ней успехов необходимы постоянные совместные усилия всех хористов. Именно поэтому наиболее сложной частью работы руководителя самодеятельного хора является создание дружного и сплоченного творческого коллектива единомышленников – любителей хорового пения. Для достижения сказанного в хоре к числу доминантных задач относят воспитание уважительных отношений между хористами и потребности в совместном общении, направленного на достижение исполнительских целей в хоровом пении. Это требует от руководителя глубокого и всестороннего изучения личностных особенностей каждого участника с применением индивидуального подхода, что способно обеспечить коллективу достижение заметных художественных результатов и станет препятствием распада коллектива хора.

Важно, что истинная увлеченность хоровым пением у хористов возникает не сразу. Для ее формирования нужна система психологических контактов, способных сплотить людей в единый коллектив. К таковым можно отнести совместное посещение художественно-творческих и воспитательно-просветительских мероприятий, организацию и проведение вечеров отдыха, творческих встреч с интересными людьми, собраний состава хора по интересующим всех вопросам и т. д. Данная работа предельно значима для формирования коллектива и достижений им художественных целей, что должен реализовывать руководитель хора.

Следует отметить, что существует подразделение обеспечивающей реализацию хорового искусства деятельности по видам, к которым относится: сочинение произведений для социализации хора, исполнительство и хоровое образование участников коллектива [1, c. 30]. Из перечисленного в самодеятельности наиболее представлено певческое функционирование, которое совершенствуется за счет образования участников, обычно в ходе репетиционной работы. Однако надо отметить, что образование здесь имеет ориентацию на общее музыкальное совершенствование. Безусловно, это дает результаты в формировании умений хористов как музыкантов и певцов хора. Но нацеленность профессионального творчества на развитие более узко предметных способностей и более плотный режим занятий, в совокупности указывают на преобладание потенциала данных условий, по сравнению с самодеятельностью. Эти тенденции в еще большей степени проявляются в сочинении музыки для хорового исполнения, поскольку деятельность композиторов требует не только таланта, но и специальной подготовки, что подтверждают очень редкие примеры создания композиторами-любителями удачных хоровых опусов.

История развития отечественного хорового искусства показывает, лучшие самодеятельные коллективы нашей страны достигали высокого исполнительского мастерства. Всегда наибольшего успеха добиваются хоры, ставшие неформальными коллективами энтузиастов-единомышленников, в которых четко налажен репетиционный и учебно-воспитательный процессы, реализующие индивидуальный подход к участникам. Данная установка доказывает, что в самодеятельном хоре значительно возрастает значение воспитательной работы, дающей основу для развития вокально-хоровых и обще-музыкальных данных, а также для совершенствования личностных качеств его участников. Учитывая, что «любой вид музыкального исполнительства как способ общения с искусством есть творчество», то его коллективные формы особо актуальны для повышения культурного уровня субъектов современного социума [2]. Это обосновывает необходимость активного возрождения в России самодеятельного хорового исполнительства.

Список использованных источников

1. Кустов, Ю. П. Управление самодеятельным хоровым коллективом: Психолого-педагогические аспекты : учебное пособие / Ю. П. Кустов, В. Ф. Чабанный. – Ленинград : ЛГИК, 1984. – 81 с.

2. Чинякова, Н. И. Возможности применения инноваций в вокально-хоровой подготовке будущих учителей музыки в педагогическом вузе / Н. И. Чинякова // Социальные и культурные практики в современном российском обществе : материалы научно-методического форума (г. Новосибирск, 23-28 апреля 2018 г.) / под. общ. ред. О. В. Капустиной, Н. А. Урсеговой, М. В. Чельцова ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т, Институт культуры и молодежной политики. – Новосибирск : НГПУ, 2018. – (1 СD) – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36638585

Добавить комментарий