МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

УДК 373 (045)

ББК 74

 Чинякова Надежда Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, chinyakova-n@yandex.ru

 Аннотация: статья посвящена проблеме музыкального развития детей в опоре на их возрастные особенности; раскрыта роль игр в данном процессе, рассмотрены приоритеты применения в нем компьютерных музыкальных игр и специфика реализации их разновидностей в указанном обучении.

Ключевые слова: игра, музыкальное развитие детей, музыкальные компьютерные игры.

 Chinyakova Nadezhda Ivanovna

candidate of Pedagogical sciences, associate professor of department of art and music education Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 MUSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN THROUGH COMPUTER GAMES

 Abstract: the article is devoted to the problem of musical development of children based on their age characteristics; the role of games in this process is revealed, the priorities of using computer music games in it and the specifics of the implementation of their varieties in this training are considered.

Keywords: game, musical development of children, musical computer games.

 

Как максимально продуктивное средство обучения игра предельно актуальна в отношении младших школьников. Подтверждением этому служат ведущие характеристики детей данного возраста, к которым относится их стремление к игровой деятельности. Целенаправленно подобранные и методически верно организованные игры способствуют всестороннему и гармоничному развитию обучающихся, помогают им расширить знания, выработать необходимые в учебе и жизни в целом актуальные навыки и личностные качества. В то же время современный ребенок живет в условиях предельно информационно насыщенной среды, в мире электронной культуры, технологических символов и знаков, что меняет детское восприятие. Надо согласиться с мнением, что компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой.

Игра, трактуется наукой как вид деятельности, который характеризуется взаимодействием игроков, действия которых ограничены правилами и направлены на достижение определенной цели [4, с. 94]. В представленной интерпретации большие возможности в обучении младших школьников открывает компьютерная игра. Ее спецификой является то, что в ней в качестве одного из игроков выступает компьютер, что позволяет ученику реализовывать игровой процесс индивидуально, в том числе во внеурочных и внешкольных условиях. В условиях образовательной сферы весьма актуальна также и способность компьютерных игр быть обучающими, следовательно, иметь бинарную цель. Это, по мнению И. В. Марусевой и М. В. Патрушевой, предполагает совмещение игровой цели – получение вознаграждения (выигрыш, победа) и учебной цели – приобретение знаний, умений и навыков посредством деятельности по заданным правилам [4, с. 95]. Компьютерные игры дают возможность предельно активизировать участников игровой деятельности, усилить яркость впечатлений и эмоциональное воздействие, что приобретает повышенную значимость в процессе музыкального развития детей, в рамках которого средством коммуникаций и предметом изучения выступает вид искусства.

Общеизвестно, музыкальное развитие ребенка предполагает приобретение знаний и совершенствование его музыкальных способностей, к которым относятся: музыкальная память, звуковысотный, тембровый и динамический слух, чувство ритма и другое [5, c. 121]. Исходя из характеристики и классификации музыкальных способностей, представленных Б. М. Тепловым, и обобщая идеи возможности их развития посредством игровой деятельности, является очевидной эффективность применения компьютерных игр в музыкальном обучении современных младших школьников. На это указывает и существующий соответствующий опыт. В доступной игровой форме дети быстрее справляются с требованиями музыкально-образовательного процесса. Но с помощью компьютера возможно не только ускорение музыкального развития младших школьников, но и облегчение реализации принципов развивающего, индивидуального, проблемного, игрового обучения. Более того, достижение результатов, получение которых затруднительно, а, иногда, даже невозможно с использованием традиционных технологий при использовании компьютера становится выполнимым.

Определяя и ставя конкретные музыкально-развивающие цели, учителю надо учитывать возрастные особенности младших школьников. Таковые особенности включают, в первую очередь, восприимчивость, эмоциональность, открытость, фантазию, стремление к самостоятельности и игровой деятельности. Однако, одновременно к перечисленному можно отнести и неспособность к проявлению длительных по времени усилий, низкие волевые качества, желание получать внимание со стороны взрослых. Развития данных качеств компьютерные игры способны вывести на более высокий уровень, усилив потенциал положительных и компенсировав «отрицательные» составляющие элементы, затрудняющие обучение детей. Учителю также важно учитывать и возможности компьютеров, которые следует разделить на технические (средства графики, цвета и звука) и интеллектуальные (программное обеспечение, предполагающее использование интеллектуальных экспертных систем, способных адекватно реагировать на действия учащегося в интерактивном режиме).

Полный спектр видов компьютерных игр при реализации требуют от детей определенного напряжения, степень которого зависит от уровня их физического и интеллектуального развития, что зависит от возраста и особенностей каждого индивидуума. Большие объемы возможностей компьютера и вариативность их преломления в играх позволяет учесть данные показатели, чем индивидуализировать процесс обучения, усилив его гуманистическую направленность. Предлагая индивидуальные задания каждому школьнику, создаются условия, в которых он может выполнять посильные по сложности задачи в удобном для себя темпе, а во внеурочное время и выбирая наиболее комфортный режим их решения.

Связанные с музыкой компьютерные программы являются сегодня одной из самых развитых областей информатики. Платформой тому служит стремление удовлетворить максимум вариантов существующих сегодня потребностей подрастающего поколения. С учетом условий пандемии и активизации включений компьютерных средств и Интернета в процесс обучения, использование информационных технологий в музыкально-образовательном процессе становится все более широким, что создает базу для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала школьника и его гармоничного личностного развития. Беря во внимание, что освоение компьютерных технологий учащимися начинается со второго класса, то к третьему году обучения дети обычно уже хорошо овладевают навыками работы на компьютере и готовы к проведению интегрированных уроков (или с использованием компьютерных технологий и игр) по разным учебным школьным предметам, в том числе и по музыке. Дети, например, могут создавать компьютерные нотные тетради, сочинять мелодии, писать ноты, строить музыкальные графики, использовать игры, музыкальные кубики, караоке, веселые музыкальные упражнения [3].

Следует отметить, что из множества компьютерных программ для музыкального обучения, часть получила апробацию на практике и используется сегодня в школе. К ним относятся «Шарманщик», «Praktika musiсa», «Huper Studio» и другие. Эти программы способны решать различные педагогические задачи. Например, с помощью «Praktika musiсa» можно проводить музыкальные диктанты, решать задачи поиска ошибок в записи мелодии, сочинять музыку, анализировать мелодии (голосоведение, метро-ритм, штрихи и др.) и т. д. Перечисленные возможности обусловлены тем, что данная программа позволяет записывать мелодию с помощью нанесения нотных знаков на нотный стан или посредством «игры» на виртуальной клавиатуре воспроизводить записанную мелодию заданным тембром (вокальным и инструментальным, в сольном и коллективном исполнении), а также корректировать, сохранять, копировать, загружать мелодический материал [2, с. 85].

При помощи музыкального редактора «Шарманщик» может осуществляться обучение детей нотной грамоте. Данный редактор специально создан для этого, обеспечивая наглядность и увлекательность процесса. В процессе изучения музыкальных инструментов, не всегда обучающимся предоставляется возможность их увидеть, услышать их звучание, сравнить с иными инструментами и тем более разобрать на части. С целью преодоления этого с помощью программ диска «Мusical instrument» можно познакомиться не только с внешним видом, но и с внутренним устройством, звучанием и историей создания музыкальных инструментов.

Надо подчеркнуть, что арсенал разрабатываемых компьютерных игр направленных на музыкальное развитие неуклонно пополняется. Значительная их часть доступна к реализации детьми младшего школьного возраста, либо может быть адаптирована для этого. Наиболее распространенными в данном контексте являются компьютерные игры, основанные на музыкальном материале известных произведений, что способствует их освоению (запоминанию и изучению музыки, знакомству с творчеством композитора и культурно-эстетическими вопросами и т. д.). Так, в частности, решить указанные задачи позволяют такие компьютерные игры, как «Алиса в стане чудес», в которой используется музыка скрипичных концертов «Времена года» А. Вивальди; «Щелкунчик», опирающаяся на музыку одноименного балета П. И. Чайковского; «Играем с музыкой Моцарта», изучающая «Волшебную флейту» и т. д. К приведенному надо добавить, что арсенал игр довольно быстро пополняется и продолжает разнообразиться (например, флеш и онлайн игры, разные тренажеры, викторины, имитаторы и т. д.).

Помимо перечисленных преимуществ, которые дает использование компьютерных игр в музыкально-образовательном процессе, учитель получает возможность контролировать и оценивать знания конкретно каждого из учеников [1, с. 85]. Более того, реализация детьми в домашних условиях предлагаемых учителем компьютерных игр, актуализирует данное средство обучения и, через расширение временных рамок уроков, способствует более эффективному музыкальному развитию современных младших школьников.

 

Список использованных источников

 

  1. Ажгиреева, О. В. Изучение графического редактора в начальной школе / О. В. Ажгиреева // ИНФО. – 2003. – № 1.– С. 79–84.
  2. Ананьев, К. В. Музыка в компьютерном классе / К. В. Ананьев // ИНФО. – 2003. – №1.– С. 84–85.
  3. Бородкина, Н. Е. межпредметные связи на уроках музыки и использование современных мультимедийных технологий в эстетическом воспитании школьников: [Электронный ресурс] / Н. Е. Бородкина; Губкинский, 2010 – 2013. URL://www.zavuch.info./methodlib/98/52821. (Дата обращения: 12.05.2022).
  4. Марусева, И. В. Компьютерная игра: учим или играем / И. В. Марусева, М. В. Патрушева // ИНФО. – 2002. – №8. – С. 93-96.
  5. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Избранные труды. В 2 т. Т. 1. – М., 1985. – С. 111–127.

Добавить комментарий