РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ДЕТСКОГО ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ)

УДК 78(045)

ББК 85.31р

 Глушенкова Мария Сергеевна

студентка 3 курса факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, mirabellamaria600@gmail.com

 Ключевые слова: навыки, музыкально-творческие навыки, детский вокальный ансамбль.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития музыкально-творческих навыков детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля.

Glushenkova Maria Sergeevna

3th year student of the faculty of pedagogical and art education

Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia, mirabellamaria600@gmail.com

DEVELOPMENT OF MUSICAL AND CREATIVE SKILLS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN (BY THE EXAMPLE OF LESSONS OF A CHILDREN’S VOCAL ENSEMBLE)

Key words: skills, musical and creative skills, children’s vocal ensemble.

Abstract: The article discusses the features of the development of musical and creative skills of children of primary school age in the classroom of the vocal ensemble.

 

В настоящее время особое внимание уделяется предметам художественно-эстетического цикла, что, по мнению педагогов, исследователей совершенно необходимо для духовно-нравственного становления личности, для формирования у учащихся эмоционально-личностного отношения к сокровищам мировой культуры, в частности музыкальной, и на этой основе развития творческого потенциала личности.

Большое значение в этой связи уделяется предметам искусства, в частности уроку музыки, внеклассным музыкальным занятиям, обладающими широкими возможностями в плане выявления и развития детского музыкального творчества.

Внеклассная музыкальная деятельность осуществляется в общеобразовательной школе через игру на музыкальных инструментах, слушание музыки и музыкальную грамоту, хоровое пение, а также ансамблевое пение.

Детский вокальный ансамбль – это обучающаяся дисциплина, строящаяся по всем законам детской учебной организации. И в то же время – это обучение осуществляется средствами музыкального искусства в целом и конкретно певческого искусства, вызывающего сильные человеческие эмоции воздействием на детей единства музыки и слова в песне, самой природой певческого звучания. Более того, вокальное ансамблевое искусство вызывает и развивает в учащихся коллективные, а значит, более сильные эмоции [1].

Рассматривая музыкально-творческую деятельность на занятиях вокального ансамбля с младшими школьниками необходимо отметить, что начальный период обучения музыке должен быть увлекательным, изобиловать разнообразием занятий, впечатлений, активно влиять на эмоциональную сферу, давать широкую информацию. Важно ребенка увлечь музыкой, развить его художественное восприятие. В целом развитие ребенка до 11-12 лет главным образом связано с освоением окружающего мира. Конечно, одновременно с этим процессом и под непосредственным его воздействием идет формирование органов чувств и всех познавательных процессов: ощущений и восприятий, представлений и памяти, мышления и воображения; в разнообразной деятельности формируются и его способности [5]. И именно в этот период (начальная школа) ребенок является благодатным материалом для формирования и дальнейшего развития у него необходимых музыкально-творческих навыков.

С психологической точки зрения понятие «навык» – это «формирование, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения» [2].

Категорию «музыкально-творческие навыки» можно рассматривать по двум аспектам.

  1. «Творческий процесс – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а также производства и организации» [4].
  2. «Музыка – это «искусство интонации, художественное отражение деятельности в звучании. Художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал, организуемый в высотном, временном, тембровом, громкостном и других отношениях с целью воплощения особой образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы внешнего мира, внутренних переживаний человека со слуховыми впечатлениями» [3].

Специфика музыки как особой эстетической ценности раскрывается в соотношениях прикладных и специально-художественных целей творчества.

Таким образом, музыкально-творческие навыки – это сформированная, автоматически осуществляемая художественная деятельность, направленная на музыкальный материал, воплощающая особые образные мысли, ассоциации и чувства, и отличающиеся новизной и оригинальностью.

К музыкально-творческим навыкам, проявляющихся на занятиях детского вокального ансамбля, можно отнести такие навыки как: вокальная импровизация, сочинительство, пластическое выражение музыки (движение под музыку).

Движение под музыку является дидактически важной частью процесса музыкального воспитания, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных способностей ребенка, в особенности на развитие метроритмического чувства.

Движение под музыку развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению. Красота музыки и красота движений, рождаемых ею, создают на уроке особую эмоциональную насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства.

Помимо решения задач познания основ музыкального искусства в движении, педагог совершенствует культуру движений, формирует навыки выразительного движения. Понять содержание произведения и адекватно выразить в движении – вот главная задача всей работы в области движения под музыку.

В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, шаг польки, выставление ноги вперед на пятку или на носок, хороводный шаг, переменный шаг, шаг с подскоком и т. д. [5].

Сюжет музыкальных игр может быть предложен педагогом. Последовательность движений также выучена заранее, но можно, предложив сюжет, попросить детей «сочинить», придумать движения и их последовательность. Особенно интересны различные пластические импровизации, когда ребенок остается один на один с музыкой и творит свой пластический вариант музыкального образа. В этот момент главное для учителя – деликатность. Доброжелательность и создание доброжелательной атмосферы в группе среди детей.

Чтобы музыкально-ритмические движения обогащали художественное развитие детей, надо подготовить ребят к данной деятельности. Поэтому прежде всего учащиеся получают представления о двигательных навыках. Они учатся ориентироваться в помещении (маршировать под музыку, легко бегать врассыпную), реагировать на условные музыкальные сигналы. Например, сигналом к построению могут быть звуки трубы.

В музыкально-ритмической деятельности необходимо заботиться не только о развитии музыкальности, но и о культуре самого движения, развитии художественного вкуса детей.

Инсценировки музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений не только развивают музыкально-слуховые представления. Они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если учащимся предлагается самим найти движения, соответствующие характеру музыки, и выразительно их исполнять. Обычно для инсценировок используются песни, программная музыка, подсказывающие содержание и последовательность движений. Дети вместе с руководителем находят характерные движения. Во время исполнения руководитель помогает детям достичь выразительности движений, показывает, как лучше выполнить новое, ранее неизвестное движение.

Таким образом, развитие музыкально-творческих навыков младших школьников на занятии вокального ансамбля длительный и сложный процесс, который обусловлен воздействием множества факторов и должен начинаться уже в начальной школе.

 

Литература

  1. Козлова, Т. А. Вокально-хоровое воспитание в школе : учебное пособие / Т. А. Козлова, Е. В. Чернова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Саранск, 2014. – 165 с.
  2. Морозов, А. В. Деловая психология : курс лекций : учебное для студентов высших и сред. спец. учеб. заведений / А. В. Морозов. – Санкт-Петербург : Союз, 2000. – 571 c.
  3. Музыкальный энциклопедический словарь / под редакцией Г. В. Келдыш. – Москва : Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.
  4. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учебное пособие / В. И. Петрушин. – 2-е изд. – Москва : Академический Проспект ; Триаста, 2008. – 400 с.
  5. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. С. Рачина. – Санкт-Петербург : Композитор-Санкт-Петербург, 2007. – 543 с.

Добавить комментарий