ОСОБЕННОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ДЕТСКИМ ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ

ББК 85.31р

УДК 78(045)

Козлова Тамара Алексеевна

кандидат исторических наук, доцент

кафедра художественного и музыкального образования,

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, toma__68@mail.ru

Аткина Валерия Александровна

студентка 2 курса факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, lera.atkina22@mail.ru

 Ключевые слова: работа над песней, разучивание произведения, детский вокальный ансамбль.

Аннотация: В статье рассматриваются основные стадии разучивания песни с детским вокальным ансамблем.

Kozlova Tamara Alekseevna

candidate of Historical Science, Docent,

Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia, toma__68@mail.ru

Atkina Valeria Alexandrovna

2th year student of the faculty of pedagogical and art education

Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia, lera.atkina22@mail.ru

 FEATURES OF LEARNING A WORK

WITH CHILDREN’S VOCAL ENSEMBLE

Key words: work on a song, learning a piece, children’s vocal ensemble.

Abstract: The article discusses the main stages of learning a song with a children’s vocal ensemble.

 

В современной жизни широкую популярность приобрело ансамблевое пение.

Вокальный ансамбль соединяет особенности хорового и сольного пения. Ансамблевое пение, подобно хоровому, развивает у учащихся гармонический слух и чувство ансамбля. В ансамбле детальнее, чем в хоре, ведется индивидуальная работа над голосом. При ансамблевом пении педагог может следить за качеством звучания каждого поющего и одновременно вырабатывать навыки коллективного исполнения.

Как часто исполнение учащихся, а иногда и профессиональных певцов, оставляет нас холодными, несмотря на их хорошие вокальные данные. Это заключается прежде всего в том, что, «дав участникам ансамбля вокально-технические навыки, их не научили правильно работать над произведением, не разбудили в них творческого начала, не показали путей, которыми можно подняться от ремесла к искусству» [4].

Развивая у молодых певцов творческое начало, вырабатывая навыки верного подхода к исполнению произведения, мы исходили из основных идей К. С. Станиславского. Именно он указал пути, которыми артист может достигнуть глубокого, правдивого исполнения, показа «жизни человеческого духа» того или иного героя на эстраде [3].

«Чтобы верно уловить мысль поэта и композитора, воплотить художественный образ произведения певец должен глубоко проникнуть в его поэтическое и музыкальное содержание» [4], а это требует большой предварительной работы.

«Разучивание произведения с ансамблем требует от руководителя в первую очередь разрешения центральной задачи – помочь участникам ансамбля раскрыть идейное содержание произведения, суметь направить возникающие в этом процессе проявления индивидуальных творческих качеств каждого исполнителя так, чтобы при исполнении произведения получился единый, цельный, глубоко эмоциональный и познавательно-ценный художественный образ» [1]. Для этого применяются различные методы обучения, обусловленность выбора которых определяется содержанием разучиваемого произведения.

«Работа над художественной стороной музыкального произведения, т. е. раскрытие его содержания, представляет собой трудный и многогранный процесс творческого вживания в музыкальный образ. Пути такого вживания различны – одни руководители идут от тщательного анализа деталей и, постепенно обобщая их, постигают целое; другие стремятся сразу охватить произведение, получить полное представление о нем» [2], много раз пропевая произведение от начала до конца, не обращая внимания на небольшие погрешности в звучании. Для одних руководителей коллективов «процесс работы над произведением как бы распадается на три этапа: первый – уже упомянутый выше этап создания общего, суммарного представления о произведении в целом; второй – изучение всех деталей в аспекте уже созданного первичного представления и, наконец, третий – новое обобщение, обогащенное всем предыдущим процессом работы» [2]. Другие в процессе разучивания усматривают не три периода, а две фазы: «начальную» и «объединительную» – разучивание по голосам и соединение каждой партии в многоголосный ансамбль. У третьих подобного расчленения процесса изучения произведений вообще не наблюдается, анализ, и синтез у них проходит более слитно.

Следует оговорить, что эти разделения условны. Возможны и другие формы работы над произведением, другие пути освоения его художественного содержания.

Но какими бы мы путями ни шли при разучивании произведения, в этой работе должны иметь место некие общие приемы и положения, которые являются необходимой составной частью процесса разучивания. Можно рекомендовать следующий творческий метод, применяемый в процессе овладения многоголосным вокальным произведением.

Как отмечает Л. Н. Раабен, «работа над песней должна начинаться с ознакомления с нею. Исполнитель должен прежде всего узнать музыкальное произведение, познакомиться с ним. В результате такого ознакомления в сознании исполнителя должно возникнуть ясное внутреннее представление о песне. Это представление о музыкальном произведении – основа исполнительского процесса. Вся исполнительская практика есть конкретизация названного представления, т. е. конкретизация того образа, который возник в сознании исполнителя. Отсюда важно, чтобы созданию такого внутреннего представления было уделено большое внимание» [2]. Поэтому руководитель ансамбля, прежде чем приступить к разучиванию песни, знакомит с нею ансамбль – с содержанием, строением, особенностями, идейной направленностью. Затем – проигрывание. У ансамбля создается более или менее цельное представление о сути произведения. Отметим, однако, что возникновение слухового представления – лишь первая исходная ступень познания музыкального образа. Творчество исполнения заключается в постепенном углублении в образ, в раскрытии в нем все новых и новых сторон.

Затем разучивание по партиям. Если коллектив начинающий, то с голоса, при поддержке фортепиано и сразу с текстом.

Если ансамбль высокого качества и музыкально грамотный, то сольфеджирование по партиям. Далее – самая разнообразная группировка голосов.

Следующая стадия – соединение всех партий.

Если песня несложная, то, по возможности, надо быстрее разрешать петь всем голосовым группам вместе. Таким образом, каждый голос быстрее вникнет в свои гармонические функции по отношению к другим голосам.

Общепринятыми приемами работы над музыкальным произведением в исполнительской практике являются расчленение его на отдельные отрывки и пение в замедленном темпе.

В то же время «метод расчленения произведения на отдельные отрезки, работа над отдельными элементами рациональны лишь при определенных условиях. Такая работа должна всегда протекать в активном сопоставлении частного с общим» [2].

Общее есть все музыкальное произведение в целом, частное – его элементы. Любое отдельное изучение элемента только тогда закономерно, когда рассматривает его в связи с целым. Работая над отдельной фразой, аккордом, динамикой, руководитель ансамбля должен знать, какое смысловое значение имеют в данном произведении эти художественные элементы.

Прием пения в медленном темпе представляется также очень полезным. «Замедленное пение помогает более тщательно вслушиваться в интонацию, разобраться в ритме, освоить произведение технически. Но оно может принести и вред, если не имеет определенных целей, предпринимается без конкретных намерений. Пропевая песню в медленных темпах, нужно всегда определять, для чего это делается» [2], и постоянно помнить, как она должна звучать в настоящем темпе.

Этот прием весьма плодотворен при изучении быстрых произведений, но малоцелесообразен по отношению к произведениям медленного, кантиленного характера. Их желательно осваивать в том темпе, в котором они написаны.

Только при условии подчинения технологической работы художественным целям можно соблюсти принцип единства художественного и технического развития ансамбля.

 

Литература

  1. Петров, А. К. Вспоминая заветы А. А. Юрлова: к вопросу о методике репетиционной работы с хором / А. К. Петров // Вестник АХИ. – 2019. – № 9 (9). – С. 113-119.
  2. Раабен, Л. Н. Вопросы квартетного исполнительства : учебное пособие для консерваторий и муз. училищ. – Москва : Музгиз, 1956. – 109 с.
  3. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. – Москва : Искусство, 1985. – 479 с.
  4. Стожок, О. В. Формирование навыков вокально-художественного исполнительства в аспекте поэтического текста / О. В. Стожок, Л. Ф. Шкителева // Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном пространстве – 2019 : сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции «Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном пространстве – 2019», 23–24 октября 2019 г. ; Белгородский государственный институт искусств и культуры. – Белгород, 2019. – С. 144–148.

Добавить комментарий