Формирование навыка выразительного пения у подростков в ходе кружковой работы

ЕГОРОВА ДАРЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

студентка 5 курса, факультета педагогического и художественного образования Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, tusaieva@mail.ru

 Ключевые слова: подростковый возраст, навык выразительного пения, кружковая работа.

Аннотация: Статья посвящена вопросу формированию навыка выразительного пения у подростков в ходе кружковой работы. Были рассмотрены труды различных педагогов, на основе которых выявлена возможность и важность формирования навыка выразительного пения у подростков.

«Formation of the skill of expressive singing in adolescents in the course of circle work»

 EGOROVA DARIA VLADIMIROVNA

5th year student Faculty of Pedagogical and Art Education of the Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia, tusaieva@mail.ru

Key words: adolescence, the skill of expressive singing, circle work.

Abstract: The article is devoted to the formation of the skill of expressive singing in adolescents in the course of circle work. The works of various teachers were considered, on the basis of which the possibility and importance of developing the skill of expressive singing in adolescents was revealed.

Актуальность. В современном мире уделяют незаслуженно мало внимания музыкальному образованию, недооценивая его возможности.

Творческие способности каждого ребенка развиваются в процессе занятий музыкой. Они позволяют развить творческий потенциал, креативное мышление и сформировать в нем личность творческого характера, способную изменить окружающую его действительность в соответствии с динамикой современного мира и собственными представлениями.

Одним из самых доступных и популярных видов музыкальной деятельности является пение.

Современная наука доказала, что дети, занимающиеся пением, более отзывчивы, эмоциональны и восприимчивы. В процессе пения ребенок развивает все свои музыкальные способности.

В песне он проявляет свои чувства, а также более глубоко воспринимает музыкальную композицию. Начинает развиваться слуховое восприятие, и память, развиваются музыкальные способности, а также чувство ритма. Пение способствует развитию речи детей, поскольку во время музыкальных занятий активизируются функции головного мозга, улучшается эмоциональный настрой ребенка [6].

Из-за того, что личность нуждается в самореализации происходит преобразование, связанное с совершенствованием нашего общества. Так же эти перемены предполагают изменения и в образовательной системе. И для того, чтобы сформировать личность ребенка и развить его творческие способности, современная система образования отводит большую роль кружковой работе [6].

В общеобразовательной школе на занятия отводится определенное количество времени, поэтому педагог не может должным образом сформировать те либо иные вокальные навыки. Благодаря кружковой работе, педагоги смогут заниматься с детьми как в группе, так и индивидуально [2]. Различные виды индивидуальной работы позволяют проработать с ребенком определенные проблемы в области его обучения, выявить пробелы и найти пути для устранения.

Формировании навыка выразительного пения у подростков имеет большое значение. Подростковый период (от 10 до 15 лет) — это острый переход от детства к взрослости, где переплетаются противоречивые тенденции особенно отчетливо проявляются в этот период всевозможные увлечения и интересы [6].

В пении выразительность – это эмоциональная отзывчивость на исполненное произведение, способность голоса выражать музыкальные мысли. Эмоциональная выразительность – это основная функция интонации. По красоте и силе звука, пение может быть разным, как по красоте и силе звука, так и по воздействию, т.е. по выразительной силе [7].

Формирование навыка выразительного пения в кружковой работе принципиально отличается от преподавания в классных коллективах. Из этого следует, что процесс обучения построен по – другому – на занятии все знания и умения передаются одному ученику [1]. Благодаря этому индивидуальный характер урока позволяет учитывать при преподавании способности и личностно-психологические качества каждого ученика, а не всего учебного коллектива [4].

Развитие голоса подростков может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться такие навыки выразительного пения как: навык певческого дыхания, навык певческой дикции, навык звуковедения, навык звукоизвлечения, навык эмоционально-выразительного исполнения [3].

Развитие навыка выразительного пения невозможно без специальных упражнений. Важно организовать работу так, чтобы можно было увлечь каждого ребенка, и даже самый неинициативный ученик мог получить удовлетворение от практических результатов своей работы.

Часто выразительность в пении зависит от того, как донесено до слушателя слово, недаром выразительность в пении сравнивают с изящной артикуляцией звуков речи. Как функция одной системы, пение и речь взаимосвязаны и взаимодействуют. Изменения в работе каждой из них мгновенно отражаются на состоянии другой [1]. И песня, и слово в пении сливаются воедино. С помощью этого единства и достигается смысловая глубина содержания. Не следует также забывать, что слово в пении имеет наибольшую выразительность там, где оно облечено в яркие, доступные музыкальные интонации.

Развитие и формирование навыка выразительного пения у подростка является основным в содержании работы педагога с учеником. В основном практика работы с голосом определяется подбором певческих упражнений, которые решают различные задачи формирования того или иного навыка. Правильные упражнения с индивидуальными подходом, положительно сказываются на развитии и формировании голоса как музыкального инструмента [5].

В педагогической деятельности важна кропотливая работа над дыханием, дикцией, звукоизвлечением, звуковедением и выразительным исполнением. В этом заключается её главная цель

 

Список использованных источников

 

  1. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учебное пособие / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. – Санкт-Петербург : Лань, 2014. – 512 с. – ISBN 978-5-8114-1731-5. – Текст : непосредственный.
  2. Гончарова, О.В. Теория и методика музыкального воспитания : учебник / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. – Москва : Академия, 2014. – 256 с. – ISBN 978-5-4468-1455-8. – Текст : непосредственный.
  3. Дмитриев,Л. Б. Основы вокальной методики : учебное пособие / Л. Б. Дмитриев – Москва. : Музыка, 1968. – 675 с. – ISBN: 978-5-8114-4427-4 – Текст : непосредственный.
  4. Евладова,Е. Б. Дополнительное образование детей : учебник / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. – Москва : Владос, 2004. – 349 с. – ISBN 978-5-6910-0706-4. – ISBN: 5-691-00706-8. – Текст : непосредственный.
  5. Стулова,Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению : учебник / Г. П. Стулова. – Москва : Прометей, 1992. – 271 с. – Текст : непосредственный.
  6. Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования : учебное пособие / А. В. Торопова. – Москва : Юрайт, 2020. – 190 с. – ISBN 978-5-9916-8356-2. – Текст : непосредственный.
  7. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе : учебное пособие / Л. В. Школяр.–Москва : Академия, 2001. – 232 с. – ISBN 5-7695-0443-9. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий