Педагогические условия формирования эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано (в условиях кружковой работы)

БУЦКОВА АНАСТАСИЯ ОЛЕГОВНА

студентка 5 курса, факультета педагогического и художественного образования Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, buz1999k@gmail.com

 Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, музыка, образование, игра на фортепиано, старший дошкольный возраст.

Аннотация: Статья посвящена педагогическим условиям формирования эмоциональной отзывчивости на музыку в ходе раннего обучения игре на фортепиано. Были рассмотрены труды различных педагогов, на основе которых выявлена возможность и важность раннего обучения детей игре на фортепиано для развития эмоциональной отзывчивости на музыку в ходе кружковой работы.

Pedagogical conditions for the formation of emotional responsiveness to music in older preschoolers in the course of early piano learning (in terms of circle work)

 BUTSKOVA ANASTASIA OLEGOVNA

5th year student Faculty of Pedagogical and Art Education of the Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia, buz1999k@gmail.com

Key words: emotional responsiveness, music, education, playing the piano, senior preschool age.

Abstract: The article is devoted to the pedagogical conditions for the formation of emotional responsiveness to music in the course of early learning to play the piano. The works of various teachers were considered, on the basis of which the possibility and importance of early teaching children to play the piano for the development of emotional responsiveness to music in the course of circle work was revealed.

 

Актуальность. Одним их основных вопросов, который волнует педагогов и исследователей в области образования, является формирование эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста. Не стоит забывать, что музыка – это отличный инструмент для выражения эмоций, и поэтому музыкальное образование должно играть роль в формировании эмоциональной отзывчивость [2]. Именно музыка является одним из лучших способов сформировать навыки эмоциональной отзывчивости, а также способствует образованию положительных эмоций[6].

Уже несколько десятков лет ученые исследуют вопрос о том, как правильно использовать эмоции для управления собой. Именно в 1990 году П. Сэловей и Д. Майер (1990), создатели конструкции эмоционального интеллекта, представили ее в новом виде, что вызвало большой исследовательский энтузиазм к психологическим причинам и следствиям этого вида[5]. В своей работе исследователи П. Сэловей и Д. Майер определили понятие эмоционального интеллекта как «способность контролировать свои или чужие переживания и эмоции, различать их, использовать это и руководить своими мыслями и действиями» [8]. Музыка – это идеальный способ для работы с эмоциями, так как она связывает их напрямую.

Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку в дошкольном возрасте является актуальной проблемой и по сей день. Дети без музыкальной подготовки не могут поступить в музыкальную школу, имея при этом голос и слух, однако у них не сформирована эмоциональная отзывчивость на музыку [7].

В современной системе образования поощряется и превозносится система дополнительного образования, в качестве кружковой работы. Кружковая работа – одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности. Кружковая работа осуществляется в процессе внеурочной работы в образовательных учреждениях [3].

На ее основе возможно сформировать эмоциональную отзывчивость у детей старшего дошкольного возраста. По мимо этого стимулируется моторика рук, абстрактность мышления, координация в ходе раннего обучения игре на фортепиано. Кружковая работа по формированию эмоциональной отзывчивости в ходе раннего обучения га фортепиано позволяют развить правильной посадке, и организация игрового аппарата, и развитие звуковых и ритмических навыков ребенка [4].

В ходе организации кружковой работы должны реализовываться следующие педагогические условия:

— использование разнообразных методов и форм по формированию эмоциональной отзывчивости в процессе раннего обучения игре на фортепиано;

— отбор разнообразного, яркого и образного музыкального материала для развития эмоциональной отзывчивости в ходе раннего обучения игре на фортепиано;

— организация систематических и последовательных занятий[1].

Музыка способна развивать эмоции, поэтому она является одним из инструментов для формирования эмоциональной отзывчивости.

Вывод: Развитие музыкально-эмоциональной отзывчивости в ходе раннего обучения игре на фортепиано в дошкольном возрасте однозначно дает свои плоды. При проигрывании классической музыки улучшается мыслительная деятельность, она ярко выражает эмоциональное состояние и образы, которые ребенок с легкостью может услышать и прочувствовать уже в раннем возрасте. Поэтому необходимо обучать игре на фортепиано детей начиная со старшего дошкольного возраста, именно в этом возрасте активно развиваются коммуникативные навыки, в том числе и эмоциональная отзывчивость, которая поможет поставить ребенка как личность в будущем. Одним из наилучших видов музыкальной деятельности для развития музыкально-эмоциональной отзывчивости является музыкально-исполнительская деятельность (игра на фортепиано).

 

Список использованных источников

 

  1. Алиев, Ю. Б. Уроки музыки. От замысла к реализации : учебник / Ю. Б. Алиев. – Москва : Русское слово, 2019. – 224 с. – ISBN 978-5-533-00945-4. – Текст : непосредственный.
  2. Афанасьев, А. Ф. Мысли о воспитании / А. Ф. Афанасьев. – Текст : непосредственный. // Антология педагогической мысли в России первой половине 19 века / сост. П. А. Лебедев. – М. : «Педагогика», 1987. – С. 394-402.
  3. Байбородова, Л. В. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник / Л. В. Байбородова – Москва : Юрайт, 2021. – 363 с. – URL: https://urait.ru/bcode/471109 (дата обращения: 19.05.2021). – ISBN 978-5-534-06557-2. – Текст : электронный.
  4. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей : учебник / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. – Москва : Владос, 2004. – 349 с. – ISBN 978-5-6910-0706-4. – Текст : непосредственный.
  5. Кабалевский, Д. Б. Музыка в воспитании и развитии ребенка. Роль музыкальной культуры в жизни детей : учебник / Д. Б. Кабалевский. – Москва : Амрита, 2018. – 224 с. – ISBN 978-5-413-01801-9. – Текст : непосредственный.
  6. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников : Уч. пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. / О. П. Радынова. – М. : «Просвещение», «Владос», 1994. – 296 с. – Текст : непосредственный.
  7. Тарас, А. Е. Психология музыки и музыкальных способностей : хрестоматия / А. Е. Тарас. – Минск : АСТ Харвест, 2005. – 720 с. – ISBN 5-17033367-6. – Текст : непосредственный.
  8. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей : учебное пособие / Б. М. Теплов. – Санкт-Петербург : Лань, 2021. – 488 с. – ISBN 978-5-8114-7085-3. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий