ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курынова Ольга Николаевна

студентка 4 курса, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования у старших дошкольников потребности в музыкально-исполнительской деятельности.

Ключевые слова: «потребность», «деятельность», «формирование», «исполнительская деятельность», «музыкально-исполнительская деятельность», «старший дошкольник».

 

KURYNOVA OLGA NIKOLAEVNA

student, faculty of pedagogical and art education Mordovian State Pedagogical Universitet, Saransk, Russia

FORMATION OF THE NEED FOR MUSICAL AND PERFORMING ACTIVITIES IN OLDER PRESCHOOLERS

Abstract: The article discusses the features of the formation of the need for musical and performing activities in older preschoolers.

Key words: «need», «activity», «formation», «performing activity», «musical performance activity», «senior preschooler».

 

Проблема воспитания подрастающего поколения была и остается одной из актуальных задач общественного развития. Художественно-эстетическое образование молодого поколения, которое, по мнению В. А. Сухомлинского, предполагает «процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [2, с. 84]. Формирование высших потребностей должно быть целенаправленным процессом, ориентированным на сохранение и развитие (совершенствование) субъекта. Психологический механизм возникновения, формирования художественно-эстетических потребностей глубоко не исследовался.

Научные исследования В. А. Сухомлинского, В. Н. Шацкого, Б. В. Асафьева, психологов Б. М. Теплова, Е. В. Назайкина, отечественные педагоги Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова свидетельствуют о том, что формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в педагогике не поставлена как самостоятельная проблема формирования высших потребностей, не существует такого раздела в педагогических учебниках, не выдвигается в качестве одной из воспитательных задач. Актуальность проблемы и неразработанность методики формирования потребностей старших дошкольников средствами музыкально-исполнительской деятельности определили тему нашего исследования «Формирование у старших дошкольников потребности в музыкально-исполнительской деятельности».

Потребности – источник активности человека, это генетически и культурно-обусловленные программы, направленные на освоение и адаптацию к условиям внешней среды. Чем больше потребностей у человека, тем он активней, тем выше уровень его конкурентоспособности.

Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости.

Философский словарь трактует потребность как необходимые материальные и духовные ценности, обеспечивающие развитие личности и общества в целом [2, с. 266].

Психологи объясняют потребность в качестве такого состояния личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека [2, с. 287].

Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей. Так, С.Л. Рубинштейн объяснял потребность как нужду и видел в ней «состояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие» [7, с. 720].

Д. А. Леонтьев трактует потребность как отношение и называет ею систему отношений между субъектом и средой обитания [5, с.171].

Авторы сходятся во мнении, что потребность – это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, как раз и выступает источником активности человека.

Несмотря на то, какую форму нужд испытывает человек, их формирование и осознание происходит по одному сценарию в несколько этапов:

1 этап — формирование потребности. В этот момент психика становится особенно чувствительной к внешним раздражителям.

2 этап – неосознанное чувство нужды. У человека возникает ощущение нового состояния, появляется тревожность.

3 этап – осознание самой потребности. В этот момент в голове всплывает четкая картина самой потребности.

Виды потребностей:

  • биологические или естественные (запрограммированные на генетическом уровне) потребности обеспечивают существование человека как одного из видов живых существ. Отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни.
  • социальные потребности означают желание человека принадлежать к какой-либо группе, имея в ней свое место. Эти потребности важны для людей как для социальных существ. К примеру, потребность в получении и трансляции знаний, потребность в общении, безопасности, потребности в общественном признании, в уважении окружающих.
  • культурные или духовные (формируемые в процессе социализации индивида) потребности заключаются в нужде человека познавать мир, который его окружает, быть частью этого мира, а также познать смысл своего существования и назначения на этой земле.

В эстетике потребность связывают с переживанием определенных эмоциональных состояний, со стремлением выражать такие состояния, осмысливать их и передавать другим людям [2, с 5]

Проведённый нами анализ специальной литературы, в частности исследования К. Алмакучукова, позволяет сформулировать особенности «культурных» потребностей:

  • потребности воспроизводятся и требуют периодического их удовлетворения;
  • потребности всегда связаны с наличием у индивида чувства неудовлетворённости, которое обусловлено дефицитом того, что требуется; как правило, сопровождается ощущением дискомфорта: по мере усиления потребности – с отрицательным знаком, а в случае её удовлетворения – с положительным знаком;

Важными в музыкально-исполнительской деятельности следует считать следующие потребности:

– воспитание способности к подлинно творческому восприятию музыки, неразрывно связанному с постижением сущности эмоционально-худо­жественного содержания произведений;

– потребность сценического самовыражения,

– потребность в эстетическом удовольствии от музицирования;

– развитие музыкальности;

– любовь к музыке,

– интерес к музыкальному исполнению, творчеству;

– стремление к самосовершенствованию в исполнении музыкальных произведений;

– стремление к самоутверждению и другие.

Следует отметить, что перечисленные потребности имеют иерархическое строение. Причем строятся они в порядке от физиологических потребностей к социальным. К физиологическим относятся потребности, связанные с получением удовольствия от извлекаемых на музыкальном инструменте звуков. Психологический уровень предполагает удовлетворение потребности в игре (желание научиться играть на музыкальном инструменте). Потом появляются потребности в познании музыкальной культуры (исполнительской в том числе), в совершенствовании исполнительских навыков.

Таким образом, мы выяснили, что потребность – это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Основная цель формирования потребности в музыкально-исполнительской деятельности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.

Список использованных источников

  1. Алмакучуков, К. М. Классификация культурных потребностей и алгоритмы удовлетворения потребностей / К. Б. Алмакучуков, Б. В. Мусатов // Инициативы XXI века. ‒ Текст : электронный // – 2013 – № 3. – С. 18–21.
  2. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – Москва : Академия, 2004. – 336 с. – Текст : непосредственный.
  3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. – Москва : Лира, – 2009. – 156 с. – Текст : непосредственный.
  4. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия. – Москва : Музыка, 2002. – 383 с. – Текст : непосредственный.
  5. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений / О. П. Радынова, Л. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. – Москва : Издательский центр «Академия», 2000. – 209с. – Текст : непосредственный.
  6. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Педагогика, 1976. – С. 276. – Текст : непосредственный.
  7. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – Москва : Политиздат,1975. – 272с. – Текст : непосредственный.
  8. Тарасова, К. В. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки / К. В. Тарасова, Т.Г. Рубан. – Москва : Мозаика – синтез, 2011, – 128с. – Текст : непосредственный.
  9. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – Москва : 1961. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий