ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ДЖАЗОВЫХ ПЕСЕН У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

ТЕРЕНТЬЕВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВНА

бакалавриат, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования навыков выразительного исполнения джазовых песен у подростков в условиях кружковой работы.

Ключевые слова: навык, кружковая работа, джазовая музыка, вокал, дополнительное образование.

 

TERENTEVA ANASTASIYA ALEKSEEVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia,

FORMATION OF SKILLS OF EXPRESSIVE PERFORMANCE OF JAZZ SONGS IN TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF CLUB WORK

Abstract: The article discusses the features of the formation of skills of expressive performance of jazz songs in teenagers in the conditions of club work.

 Key words: skill, club work, jazz music, vocals, additional education.

 Музыка сопровождает нас повсюду. Это одно из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, воздействующее эмоционально, воздействующее на настроение, формирующее музыкальные вкусы и демонстрирующее инструментальное и певческое мастерство [7].

Для подростков наиболее интересны новые и современные жанры музыки, которые соответствуют их возрасту и интересам. К такой группе можно отнести джазовую музыку. Благодаря необычному и ни на что не похожему звучанию джазовая музыка привлекает школьников, и они с легкостью и интересом погружаются в изучение и формирование навыков для выразительного исполнения джазовых песен [6]. Для того, чтобы подростки пели джазовые песни, нужно формировать у них навыки выразительного исполнения. Обучение детей пению – это процесс, требующий высокой квалификации педагогов, глубоких знаний в области вокала и развития голоса ребенка.

Работа с детским голосом налагает на учителей особую ответственность во время «воспитания» голоса. Ведь речь всегда идет о хрупком, еще не окрепшем организме и о нежном детском голосовом аппарате. Учителя должны иметь в виду, что диапазон, сила и тембр голоса ребенка могут изменяться по физиологическим причинам [5].

«Воспитание» голоса означает выявление лучших черт, данных голосу конкретного человека, и привитие навыков до тех пор, пока голос не приобретет необходимые профессиональные навыки и тембр. Вокальное пение – это психофизиологический процесс, связанный с различными эмоциональными состояниями ребенка. Он оказывает большое влияние на эмоциональную сферу и психическое развитие ребенка, а также улучшает его основные психологические функции [4].

Формирование навыков происходит с помощью специальных упражнений и постоянного повторения. Только тогда у подростков сформируется навык выразительного вокального исполнения. К вопросу изучения проблемы развития вокальных навыков как средства музыкального развития школьников обращались многие отечественные исследователи. С точки зрения развития слуха и голоса детей, направления формирования вокальных навыков школьников рассматривали Н. Д. Орлова и Е. И. Алмазов. Навык – это деятельность, сформированная путём повторения, доведённая до автоматизма, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными [3]. Не только упражнения и повторения способствуют эффективному формированию навыков выразительного исполнения, но и форма обучения. Например, обучение и формирование навыков выразительного пения джазовых песен у детей наиболее эффективно проходит в формате кружковых работ [1]. Детям предоставляется возможность проявить себя в команде. Они слушают музыку и поют джазовые песни с другими детьми, что способствует ощущению сплоченности с коллективом, прививает чувство ответственности за себя и других участников кружка. Ученикам интересно проводить время с своими сверстниками, получать и развивать навыки вместе с остальными.  Кружковая работа – это наиболее универсальная, систематическая и динамичная форма индивидуально-групповой работы детей, где сочетаются теория и практика и многое другое [2]. Чаще всего направлена на укрепление познавательных интересов, углубление и расширение знаний детей, развитие их кругозора, способностей, практических умений и навыков.

Навыки выразительного исполнения джазовых песен – это не только техническая подготовка голосового аппарата ребенка, умение правильно использовать навыки джазового исполнения и вокальных украшений звука джазовыми приемами, приведенными выше, но и развитие эмоциональных навыков и умение выражать, понимать и переживать эмоции вокального произведения.

Навык выразительного исполнения джазовых песен включает в себя способность к применению различных вокальных приемов, которые присущи джазовой музыке. Примеры таких приемов:

–  глиссандо — постепенное скольжение звука, плавный переход через все ноты внутри интервала. Самая распространенная ошибка при выполнении глиссадо — это не плавное скольжение, а скачкообразное. В большинстве случаев это работает так: вокалист плавно начинает двигаться с первой ноты, затем очень быстро перескакивает на последнюю ноту, пропуская половину верхнего предела. Чтобы этого не допустить, нужно начать отрабатывать с учеником технику скольжения в медленном темпе [5].

– скэт-пение — пение «скэтом» означает петь максимально схоже с тем, как играет музыкальный инструмент или исполнять с ним единую музыкальную линию. Первый скат был сделан Луи Армстронгом. Это произошло, когда он забыл слова своей песни во время записи и начал напевать бессмысленные импровизационные звуки по слогам. Однако Луи Армстронг редко использовал этот прием. Гораздо более высокого уровня в этом направлении достигли популярные вокалисты в 1940-х годах [9].

мелизмы или мелизматическое пение — способ распева текста, при котором на один его слог приходится много звуков мелодии.

Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой, должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение. В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности вокала. В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого сочинения. В итоговой программе исполнитель должен продемонстрировать не только владение голосом, какой-либо манерой исполнения, основами пластики и актерского мастерства, но и установить контакт с аудиторией, осмысленно донести исполняемые произведения до слушателя. Луи Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять» [10].

Методы для формирования навыков выразительного исполнения джазовых песен у подростков в условиях кружковой работы:

Метод Боба Стола.

Цель: отработать слоговые формулы, предложенные Бобом Столов, который является профессором вокального отдела в колледже Беркли в Бостоне, а также автором двух учебников по скэт-импровизации «Blues Scatitudes»

а) дуби-ду-дип-ду-ди-ду-дуп, двы-ду-дуп-дн-дин-дн-двуп

б) дли-длу-дуп-дид-длу-дип

в) ди-ду-дип-дн-ди-дли-дап

Слоговые формулы, предложенные Бобом Столов, помогают подросткам сформировать не только навык скэт-пения, но и проработать артикуляционные недочеты.

Метод слушания джазовых исполнителей

В процессе формирования навыков выразительного исполнения джазовых песен, важно поддерживать мотивационный настрой у подростков. Благодаря мотивации процесс формирования навыков в условиях кружковой работы будет проходить быстрее, интерес у подростков к джазовой музыке будет расти, а обучение будет проходить легко[7].

Знакомя подростков с талантливыми джазовыми певцами, мы формируем у их чувство восхищения исполнителем, что помогает подросткам постоянно совершенствовать свои навыки и приближаться к профессиональному уровню исполнения джазовых песен.

Такими исполнителями являются: Никки Яновски, Элла Фицджеральд, Нина Симо́н. Задача педагога — помочь раскрыть художественный замысел произведения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Педагогу необходимо быть чутким и внимательным при оценке самостоятельной работы учеников[2].

 

Список использованных источников

 

  1. Киссель, М. А. Теория ценностей /М. А. Киссель  // Большая советская энциклопедия. – М. : Сов. Энциклопедия. – 1978. – Т. 28. – С. 491.
  2. Менабени, А. Г. Методика обучения сольному пению / А. Г. Менабени. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.
  3. Михайлова, М. А. Поем, играем, танцуем в доме и в саду / М. А. Михайлова. – М. : Просвещение, 1997. – 240 с.
  1. Нравственно-эстетическое воспитание школьников на уроках музыки // Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла: Сб. науч. трудов / Ред. Сост. Г.В. Арзямова. – М. : Педагогика, 1989. – С. 140.
  2. Рокер, Х. Брит-поп у ворот “нового джаза” / Х. Рокер //Ровесник. – 1999. –№11. – с. 26-27.
  3. Саульский Ю. Джаз превратился в леди /Ю. Саульский // Культура. – 1999. – № 30. – С. 10.
  4. Ухов, Д. Осенний дневник: Заметки джазового критика/ Д. Ухов // Мелодия. – 1993. – № 3. – С. 4-5.
  5. Философский словарь / Под ред. М.Г. Фролова. – М. : Политиздат, 1986. 234 с.
  6. Хасанов, А. Ш. Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами музыки. – Ташкент, 1985. – С.147.

 

Добавить комментарий