ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ГИТАРЕ У ПОДРОСТКОВ

МАРКИН НИКИТА АНДРЕЕВИЧ

студент 5 курса группы ПЗМ-117 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

markinnikita20@mail.ru

 

КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

kobozeva_i@mail.ru

Ключевые слова: музыкальное образование, эстетическое воспитание, музыкальная культура, навыки, музыкальная деятельность, подростки, гитара.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования навыков игры на гитаре у подростков.

GAME SKILL FORMATION CHALLENGE ON GUITAR IN TEENAGERS

 

MARKIN NIKITA ANDREEVICH

5th year student of PZM-117 group Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev,  Saransk, Russia markinnikita20@mail.ru

 

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

doctor of pedagogical sciences, professor of the department of art and music education, Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev Saransk, Russia, kobozeva_i@mail.ru

 

Key words:  music education, aesthetic education, music culture, skills, musical activity, teenagers, guitar.

Abstract: The article looks at the challenges of building guitar skills in teenagers.

Проблема эстетического воспитания и музыкального образования подрастающих поколений принадлежит к числу актуальных непреходящих проблем отечественной культуры. Этот процесс на современном этапе определяется характером социокультурного контекста в совокупности многообразных факторов. В их числе ярко выделяются: возрастающая роль агрессивно проникающей во внутренний «микрокосм» человека массовой псевдокультуры, изменение отношений к духовно-нравственным устоям жизни, переоценка ценностей музыкальной культуры.

Становится очевидно, что современные дети буквально погружены в мир окружающих музыкальных звуков, исходящих из аудиовизуальной среды. На основе звучащей «попсы» нередко формируется и первоначальный музыкальный опыт, и музыкальные вкусы, имеющие устойчивый характер, как все то, что приобретено в детстве.

Систематические занятия музыкой в общеобразовательной школе или в системе дополнительного образования по своему содержанию приходят в противоречие с этим ранним музыкальным опытом детей, что снижает потребность в музыкальном обучении и нередко приводит к тому, что учащийся не способен осваивать общечеловеческие и национальные ценности музыкальной культуры прошлого и настоящего времени. При этом очевидно, что путь приобщения к музыке лежит в плоскости активной музыкальной творческой деятельности на каком-либо из музыкальных инструментов. В числе таких инструментов выделяется 6-ти струнная гитара, которая может быть как классического типа так и бардового – зависит от стиля игры.

Идеи формирования навыков игры на музыкальных инструментах  в процессе образования содержатся в трудах А.Д. Алексеева, Д.А. Баренбойма, М.М. Берлянчика, А.Б. Гольденвейзера, Т.А. Докшицера, Я. И. Мильштейна, Г.Г. Нейгауза, В.Н. Холоповой и др. Исследователи подчеркивают, что целью обучения игре на музыкальных инструментах является освоение художественно-творческой деятельности, формирование музыкальных способностей обучающихся, их интереса к ценностям музыкальной культуры. Результатом обучения является приобщение широких масс обучающихся к музицированию на инструментах в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности и на этой основе — формирование у них широкого круга музыкальных способностей и интересов, хорошего музыкального вкуса.

Музыкально-исполнительские аспекты в учебно-воспитательном процессе в той или иной степени рассмотрены в работах Э. Б. Абдуллина, Н. К. Баклановой, Т. И. Баклановой, В. И. Закутского, Л. С. Зориловой, В. Г. Кузнецова, Л. А. Тарасовой, А.И. Щербаковой и др.

Анализ источников показывает, что основные проблемы формирования музыкально-исполнительских умений и навыков рассмотрены на примере струнников и пианистов, тогда как для исполнителей на гитаре эти проблемы изучены в меньшей степени.

Обучение игре на гитаре в настоящее время построено в основном на обобщении и распространении практического опыта отечественных и зарубежных исполнителей и преподавателей (Э. Пухоль, А. М. Иванов-Крамской, Н. П. Михайленко, В. А. Кузнецов и др.) Однако одних эмпирических выводов для обучения игре на гитаре на сегодняшний день недостаточно. Так же существует множество пособий по обучению игры на гитаре на дому – самоучители. Но как бы хорошо в них не могло идти описание обучения, самоучители  никогда не заменят педагога.

В отечественной учебно-методической литературе методы развития техники игры на гитаре разработаны, но освещены явно недостаточно. Особенно недостаточно разработано учебно-методическая литература по формированию навыков игры на гитаре у подростков.

Анализ деятельности педагогов образовательных учреждений показывает, что в реальной практике формирование навыков игры на гитаре у подростков осуществляется не всегда целенаправленно.  Задачи совершенствования музыкально-исполнительских навыков обучающихся решаются педагогами по классу гитары на основе индивидуального опыта, примера коллег и до сих пор решение этих вопросов осуществляется при отсутствии соответствующей научной, научно-методической базы.

Более того, гитарная педагогика часто идет по пути технической «дрессировки», механических упражнений, что приводит к нарушению принципа единства технического и художественного. Так, к примеру Э. Пухоль в заключение своей «Школы» пишет: «После того, как будут тщательно проработаны этюды этого курса, а также указанные педагогом, учащийся сможет подготовить репертуар из классических и современных произведений…» [2, с. 195].

Гитара – это струнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом-резонатором в форме восьмерки. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих стилях и направлениях музыки [1, с. 58].

В системе традиционного музыкального обучения в общеобразовательных учреждениях или учреждениях дополнительного образования игра на гитаре позволит учащимся ознакомиться с музыкальным наследием, относящимся как к классике, так и к современному эстрадно-джазовому искусству.

Гитара обладает целым рядом присущих только ей одной музыкальных красок и особенностей, которые делают её инструментом самобытным и оригинальным. Эти качества гитары всегда привлекали к себе внимание слушателей, любителей музыки и вызывали стремление к серьезному изучению этого инструмента.

Музыка, предназначенная для гитары, является ценным учебным материалом, использование которого в учебном процессе позволит решить многие актуальные общепедагогические, эстетико-воспитательные и музыкально-образовательные задачи, а именно качественно преобразовать музыкальные интересы и вкусы учащихся, подготовить их к восприятию более сложных классических музыкальных произведений, раскрыть творческий, в том числе импровизационный дар исполнителя, который обычно остается неразвитым при обучении на классических музыкальных инструментах (фортепиано, скрипка и др.).

Музыкально-культурное развитие подростков в процессе обучения на гитаре осуществляется на основе работы по усвоению навыков исполнения музыкальных произведений, накоплению и изучению художественного репертуара, который должен быть доступен, интересен и соответствовать общему развитию учащихся, уровню их музыкального и технического развития.

Навык гитариста начинается с освоения приёмов игры, то есть навыки выступают в качестве  совокупности приёмов и штрихов, позволяющих исполнителю достичь максимального раскрытия музыкальной формы исполняемого произведения.

Следует подчеркнуть, что в отличие от чистой моторики, инструментально-исполнительская техника исполнителя на гитаре подразумевает систему навыков, имеющую конкретную музыкально-целевую направленность, обусловленную не только содержанием музыкального произведения, но и особенностями творческого мышления гитариста, уровнем развития двигательной моторики и степенью ее управляемости.

Основными задачами формирования навыков игры  на гитаре у подростков являются такие как: приобщение подростков к музыкальному искусству, привитие им интереса и любви к музыке; передача учащимся конкретных знаний, умений и практических навыков, необходимых для развития творческих способностей, музыкальной культуры и вкуса; формирование у подростков осознания и понимания социальной значимости и общественно-полезного характера музыкально-творческой деятельности.

 

Список использованных источников

  1. Медушевский, В. В. Спутник учителя музыки : учебник / В. В. Медушевский, С. С. Балашова, Г. С. Тарасов. – Москва: Просвещение, 1993. – 240 с.
  2. Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре: учебное пособие / Э. Пухоль. – Москва: Кифара, 2014. – 195 с.

 

Добавить комментарий