СЕРЕДНЕВ ЗАХАР СЕРГЕЕВИЧ
студент 5 курса группы ПДМ-117
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА
доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,
Ключевые слова: педагогические условия, эстетическое воспитание, старший дошкольный возраст, музыкальная деятельность, культурно-досуговая деятельность.
Аннотация. В статье представлены педагогические условия эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной культурно-досуговой деятельности.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR AESTHETIC EDUCATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN THROUGH MUSICAL CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES
SEREDNEV ZAKHAR SERGEEVICH
5th year student of PDM-117 group
Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev,
Saransk, Russia z.serednev99@mail.ru
KOBOZEVA INNA SERGEEVNA
doctor of pedagogical sciences, professor of the department of art and music education, Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev Saransk, Russia, kobozeva_i@mail.ru
Key words: pedagogical conditions, aesthetic education, senior preschool age, musical activity, cultural and leisure activities.
Abstract: The article presents the pedagogical conditions of aesthetic education of older preschool children through musical cultural and leisure activities.
Педагогический процесс в дошкольной образовательной организации, в общеобразовательной школе или вузе с необходимостью включает в себя подбор педагогических условий, в процессе реализации которых более эффективно решаются поставленные задачи.
Педагогические условия это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности (Л. И. Божович); это внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата (Н. М. Борытко); это обстоятельства процесса обучения, являющиеся результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей (В. И. Андреев, Н. М. Яковлева, А. Я. Найн и М. И. Шалин.
Как видим, педагогические условия представляют собой совокупность всех факторов и обстоятельств педагогического процесса, которые влияют на результативность процесса обучения, воспитания и личностного развития человека. В связи с вышесказанным рассмотрим педагогические условия эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной культурно-досуговой деятельности.
- Собственная активность дошкольников, их музыкальная деятельность и заинтересованность в ней.
Создание условий эстетической среды не гарантирует успех эстетического воспитания дошкольника, так как можно постоянно видеть подлинные произведения и не замечать их. Только посредством активной, собственной деятельности дошкольник учится понимать «прекрасное», овладевать начальными творческими умениями и навыками и учится привносить компоненты прекрасного в повседневную жизнь.
- Личностно-ориентированный подход, основанный на индивидуальных и возрастных особенностях каждого дошкольника.
Организуя эстетическое воспитание, педагог должен учитывать возрастные особенности дошкольников, протекание их психических процессов, которые отражаются и на эстетическом восприятии, и на музыкальной культурно-досуговой деятельности ребенка, возможности развития детей в данном возрастном периоде творческой исполнительской деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах). Важно также иметь в виду индивидуальные различия в способностях детей, в том числе музыкальных, которые проявляются в эстетической и познавательной деятельности.
- Систематическая работа по организации музыкально–творческой деятельности детей в процессе культурно-досуговой работы.
Многими исследователями досуг рассматривается как важное средство реализации интересов личности, связанных с саморазвитием, общением, оздоровлением, характеризуется свободным развлекательным и ненавязчивым характером (О. В. Дыбина, Л. С. Фурмина, М. В. Крухлехт и др.) Содержательность и разнообразие досуга отражает культурный и интеллектуальный уровень развития личности, степень развития интересов, способностей и наклонностей человека.
На этапе дошкольного детства досуговая деятельность представляет сложный комплекс видов детской деятельности, включающий разнообразное содержание, формы и методы взаимодействия с дошкольниками.
Досуг, как специфическая деятельность, в дошкольном образовательном учреждении, интегрирует разнообразные варианты художественной, двигательной, познавательной, изобразительной, игровой, музыкальной, театрализованной деятельности детей. В досуговой деятельности создаются условия для успешного социально-личностного, физического, сенсорного, познавательно-речевого, художественно-творческого развития, для формирования основ музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста. Привлекательно и ненавязчиво у дошкольников формируются двигательные умения и навыки, происходит накопление сенсорного опыта, развиваются мыслительные операции и эстетическое восприятие.
Обращение к культурно-досуговой деятельности открывает дополнительные возможности для эстетического воспитания детей и расширения их кругозора, знакомит их с различными социокультурными явлениями. Культурно-досуговаядеятельность это форма организации работы по эстетическому воспитанию, также как «учебные и внеучебные занятия, среди которых ведущее место занимают кружки и студии, выставки детских работ» [2, с. 144].
В занимательной форме в процессе культурно-досуговой деятельности дети имеют возможность упражняться в игре на шумовых музыкальных инструментах, пении, звукопроизношении, у них развиваются музыкальные, интеллектуальные и личностные качества: любознательность, осведомленность, коммуникативность, инициативность, внимание, социализированность и т. д.
К формам музыкальной культурно-досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста относятся различные мероприятия с участием детей. Это тематические фольклорные досуги, вечера по творчеству композитора, конкурсы, концерты и так далее. Главное, чтобы поставленные задачи эстетического воспитания старших дошкольников, были достигнуты.
- Ценностно-смысловое содержание музыкальной культурно- досуговой деятельности.
Музыкальная культурно-досуговая деятельность способствует созданию условий для становления эмоционально-чувственной сферы детей дошкольного возраста. Досуговая деятельность, с опорой на искусство музыки вызывает у детей эмоциональный отклик, восприятие поэтического слова, мелодии, художественных, пластических образов, развивает речь, коммуникативные способности, а также формирует эстетические потребности, вкус и оценку. К примеру, приобщение к произведениям отечественной классической музыки развивает у детей эмоциональную отзывчивость, способность к проявлениям сопереживания и сочувствия, формирует у дошкольников гражданскую принадлежность.
Многоаспектное содержание музыкальной культурно-досуговой деятельности оказывает серьезное влияние на разностороннее развитие личности ребенка-дошкольника и в целом на формирование основ общей культуры, а также музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Музыка помогает детям во время труда, устанавливает ритм и темп их движения. Игры с песнями и хороводами, основанные на народных музыкальных произведениях, являются хорошим материалом нравственно-эстетического развития. При усвоении народных образов и интонаций дети лучше «видят» выразительность, красоту, гармоничность, ладовые черты родных напевов. В хороводных играх с пением дошкольники получают навыки одновременных пения и движений согласно мелодии.
Кроме формирования эстетических чувств, это способствует и патриотическому воспитанию, позволяет формировать музыкальный вкус, подготовить детей к слушанию современной и классической музыки.
- Использование в процессе культурно–досуговой деятельности принципов обучения, активизирующих личностный потенциал, способствующий эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольной педагогике изучением досуговой деятельности занимались Л. В. Волошина, Л. П. Бочкарева, О, В. Дыбина, Т. и Ю. Караманенко, Т. С. Комарова, Л. С. Фурмина, М. В. Крулехт и другие. Исследователи считают, что основные положения по организации процесса досуговой деятельности находят отражение в его принципах: принцип гуманистической направленности, реализация которого требует подчинения рассматриваемой работы, задачам формирования всесторонне развитой личности ребенка. В организации педагогического процесса следует учитывать его связь с жизнью и практикой, поскольку практика является источником познавательной и других видов деятельности.
Исходя из закономерностей познания окружающего и развития мышления детей в дошкольном возрасте, которые больше мыслят образами, чем понятиями, мы опираемся на наглядный принцип обучения детей. Для эстетического развития детей и для развития их музыкальных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями искусства. Яркость, выразительность образов в произведениях, вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений.
Эстетическое воспитание подрастающего поколения является, по свидетельству Н. А. Ветлугиной, приоритетным направлением деятельности учреждений дошкольного образования, поскольку «представляет собой ту область общечеловеческих ценностей, приобщение к которой необходимо начинать с самого раннего детства» [1, с. 3].
Исходя из этого, скажем, что при выявлении педагогических условий эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной культурно-досуговой деятельности, важно учитывать следующее:
Во-первых, среди различных видов музыкальной деятельности следует выбирать те, которые взывают интерес детей.
Во-вторых, выбранный вид деятельности должен обеспечивать детям возможности выразить свои разнообразные творческие замыслы и одновременно быть доступным для них.
В-третьих, занятия по развитию музыкальной культурно-досуговой деятельности с целью обеспечения эстетического развития детей старшего дошкольного возраста требуют разработки комплекса занятий, обоснования их содержания, выбора разнообразных технологий.
Список использованных источников
- Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1978. – 256 с.
- Лабковская, П. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / П. С. Лабковская. – М. : Педагогика, 1983. – 244 с.