РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

КОКИН НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Аннотация: В статье рассматривается проблема художественно – эстетической культуры младшего школьника, методы и задачи развития художественно – эстетической культуры на внеклассных мероприятиях.

Ключевые слова: художественно – эстетическая культура, внеклассная деятельность, музыкальное воспитание, методы.

KOKIN NIKOLAY SERGEEVIC

bachelor course, faculty of pedagogical and art education Mordovian State Pedagogical university, Saransk, Russia

DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND AESTHETIC CULTURE OF THE STUDENT

Abstract: The article deals with the problem of artistic and aesthetic culture of a younger student, methods and tasks of developing artistic and aesthetic culture at extracurricular activities.

 Key words: artistic and aesthetic culture, extracurricular activities, musical education, methods

 

Задачи воспитания духовности и культуры подрастающего поколения декларируются приоритетными направлениями в государственных программных документах: Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации Российского образования». Одним из методологических оснований обновления отечественного образования является системный подход, закрепленный в новых образовательных стандартах как отражение личностного практико-ориентированного обучения и воспитания, который предполагает, что основным результатом образования должна стать система ключевых компетенций, в основе которых лежит культура самоопределения и готовность личности самореализовываться и саморазвиваться. Наиболее успешно данные компетенции формируются через опыт художественно-эстетического освоения мира.

Художественно-эстетическое воспитание – это педагогическое воздействие на ребенка, которое способствуют развитию у него способности  воспринимать вокруг себя, отличать красивое, гармоничное от безобразного. Целью художественно-эстетического воспитания на ступени начального общего образования является становление основ художественно-эстетической культуры личности и способности к эстетическому освоению действительности.

На современном этапе трансформации системы образования, когда все усилия отечественных ученых и практиков направлены на создание необходимых условий для удовлетворения возрастающих духовных запросов подрастающего поколения, особо проявляется значение музыкального воспитания, целенаправленность которого должна сочетаться с правильной интерпретацией методов эстетического воздействия. За последнее время в связи с развитием внеклассной музыкальной работы в начальной школе особое внимание уделяется созданию в образовательных организациях вокальных ансамблей и хоровых коллективов, которые являются основными видами формирования музыкальной культуры у детей младшего школьного возраста. Репертуар вновь созданных коллективов включает самые различные жанры – от духовной, классической и современной музыки до эстрадно-вокального  музицирования. Наряду с подлинно художественными, лирическими и героико-романтическими музыкальными произведениями для исполнения детьми предлагаются шлягеры-однодневки, не имеющими воспитательной и эмоциональной ценности. И чтобы разобраться в обширном музыкально-исполнительском потоке, необходимо подготовить будущего учителя музыки к музыкально-воспитательной деятельности с младшими школьниками во время внеклассной работы. Процесс развития художественно-эстетической культуры младших школьников во внеклассной музыкальной деятельности будет эффективнее, если:

–  внеклассная деятельность будет правильно организована (поставлены цель и задачи, соблюдены план и логика ведения занятия, поддерживается дисциплина учащихся, чередуются различные виды деятельности, время учения и отдыха, создана комфортная обстановка в классе и др.);

–  использовать на внеклассных занятиях специальные методы развития художественно-эстетической культуры;

– вовлекать школьников в творческую музыкальную деятельность.

При реализации цели в условиях образовательно- воспитательного пространства необходимо выполнение следующих задач:

— во-первых, создание элементарных художественно-эстетических знаний и впечатлений, которые формируют мотивационный компонент;

—   во-вторых, развитие на основе созидаемых знаний способности художественного и художественно-эстетического восприятия окружающей действительности;

— в-третьих, формирование художественно-эстетических творческих способностей, развитие художественной культуры и эстетического вкуса.

Для осуществления комплекса мероприятий используются методы художественно-эстетического воспитания:

— метод убеждения направлен на формирование художественно-эстетического восприятия, оценки, начальных проявлений вкуса;

— метод приучения, упражнения – для приобретения навыков культуры поведения;

— метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и безобразное в окружающем мире;

— метод проблемных ситуаций подталкивает к творческим и практическим действиям.

 

Список использованных источников

 

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М. : Академия, 2004. – 336 с. – Текст : непосредственный.
  2. Большакова, Л. А. Развитие творчества (креативных способностей) младшего школьника / Л. А. Большакова // Завуч начальной школы. – 2001. – № 5. – С. 39. – Текст : непосредственный.
  3. Волчегорская, Е. Ю. Семейно-ориентированное сопровождение раннего музыкального развития детей / Волчегорская Е. Ю., Жукова М. В., Ногина О. А. // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2015. – № 6. – Текст : непосредственный.
  4. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1976. – 230 с. – Текст : непосредственный.
  5. Кабалевский, Д. Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1980. – 56 с. – Текст : непосредственный.
  6. Любинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1977. – 240 с. – Текст : непосредственный.
  7. Щацкая, В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В. Н. Шацкая. – М., 1980. – 123 с. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий