ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФОРМА РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Н.Н. Рузаева

учитель музыки, МБОУ «Озерная основная общеобразовательная школа» г.о. Саранск

  

Аннотация. В статье рассматривается внеклассная деятельность обучающихся, в частности создание и развитие творческих объединений школьников в общеобразовательном учреждении, которые способствуют самообучению, самовоспитанию и саморазвитию будущего выпускника общеобразовательной школы и различные формы работы в них.

Ключевые слова: творческие объединения; воспитательное пространство общеобразовательной школы; воспитание; саморазвитие; самообучение; внеучебная деятельность.

 

Формирование личности в период обучения в общеобразовательной школе – важнейший этап социализации обучающихся, связанный с воспитанием зрелой личности. В связи с этим, существует необходимость системной постановки внеучебной деятельности в общеобразовательной школе, при которой данная сфера деятельности выступает в органическом единстве с учебным и воспитательным процессом школьников. Взаимосвязь и взаимозависимость учебной и воспитательной работы определяется целой совокупностью качеств, установок и ценностных ориентации личности.

Возникновение новой системы образования требует переосмысления учебно-воспитательных целей, разработки качественно иных педагогических подходов, методов и приемов культурного преобразования информации в процессе обучения на всех его уровнях. В общеобразовательных учреждениях создается система организации досуга, которая позволяет реализовать творческий потенциал школьников, выявить их таланты и способности, занять время общественно-полезными делами.

Основные потребности школьного возраста – это общение, самоутверждение и самореализация, а деятельность в творческих объединениях предоставляет такие возможности и позволяет многим найти себя в той сфере деятельности, которая соответствует тому или иному возрасту обучающихся, знаниям и интересам. Организация творческих объединений в школе строится на принципах добровольности и сотрудничества. Главным в работе творческих объединений является системный подход, основанный на деятельностном и личностно-ориентированном подходе.

Творческие объединения обучающихся – добровольные, самоуправляемые формирования обучающихся, объединяющихся на основе интереса к творческой деятельности, с целью осуществления инициативы среди детей, подростков и молодежи и одновременного повышения своего творческого потенциала. Творчество, по сути, представляет собой вид деятельности, актуализирующий потенциальные свойства и ресурсы личности, так как именно в творчестве обретают наиболее полное выражение сущностные особенности личности. Творчество, таким образом, становится той смыслообразующей базой, на фундаменте которой выстраивается вся жизненная стратегия личности.

Среди целей и задач в творческих объединениях можно отметить: создание комплекса условий, содействующих самоопределению и самореализации личности через включение в культурную среду; формирование у школьников практических умений и навыков в рамках творческой деятельности; выявление творческого потенциала каждого обучающегося и его реализация через участие в творческих объединениях; содействие реализации значимых инициатив в творчестве.

Творческое направление охватывает большое количество обучающихся стремящихся проявить свой творческий потенциал в период обучения.

В образовательных учреждениях детские объединения представляют собой организационные структуры двух типов: детские объединения по внеурочной деятельности и детские объединения дополнительного образования.

Учитывая большой интерес у школьников к творческим объединениям, стоит отметить и формы работы в них. К формам можно отнести: клуб, группа, ансамбль, кружок, секция, театр, студия, творческая мастерская и др.

Каждая форма творческого объединения школьников в свою очередь отражает специфику содержания его деятельности. Клуб – это объединение обучающихся на основе общности интересов, где наряду с обучением большое место отводится внутренней жизни коллектива. Кружок – это группа лиц с общими интересами, объединяющиеся с целью расширения общих и углубления специальных знаний школьников, удовлетворение их индивидуальных склонностей, развитие творческих способностей. Секция – объединение обучающихся, в работе которой обязательно присутствует как обучение, в результате которого школьникам прививаются определенные умения и навыки. Студия – объединение обучающихся с едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений. Во главе студии стоит мастер, который на высоком уровне может продемонстрировать свою работу.

Критериями эффективности работы школьных творческих объединений являются: дипломы лауреатов, грамоты участников, благодарственные письма, освещение в СМИ, достойное музыкальное сопровождение мероприятий внутришкольного ранга.

Мотивацией для школьников к данному виду деятельности является следующее: стремление занять призовое место; получить признание публики, друзей, одноклассников, учителей школы, друзей по студии, руководителя; получить награду и диплом, который в последствие можно будет приложить в портфолио; возможность в случае успешного представления творческого номера в номинации выйти на более высокий уровень в рамках школы и далее на городском, областном, Всероссийском и Международном уровне.

Таким образом, через внеурочную деятельность повышается у обучающихся интерес к учебе; происходит формирование творческой личности, развивается чувство патриотизма, чувство гордости за свое учебное заведение. Успех этой работы во многом зависит от систематичности и последовательности ее выполнения, от качества подготовки школьника и руководителя творческого объединения

 

Литература

  1. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – 3-е изд. – Казань : Центр инновационных технологий, 2006. – 608 с.
  2. Грибкова Г. И. Организация детских творческих объединений в условиях образовательного учреждения: основные аспекты / Г. И. Грибкова, Л. С. Рогачева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=26221.
  3. Колосова, М. В. Творческий потенциал личности: обоснование сущности и подход к изучению / М. В. Колосова // Становление человека в творчестве: тематический сборник. – М., 1994. – 258 с. – С. 183-184.

Добавить комментарий